Напомним, планом военного кораблестроения на 1969—1980 годы предусматривалось создание устойчивой стратегической ракетно-ядерной подводной системы с оружием большой дальности. Для размещения новой межконтинентальной морской баллистической ракеты РСМ-40 было принято решение модифицировать атомную подводную лодку проекта 667А. Новый проект 667Б был выполнен в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора академика Сергея Никитича Ковалёва. Так родилась атомная подводная лодка проекта 667Б. Строили такие ракетоносцы Севмаш и дальневосточная «Звезда». Севмаш построил 10 таких единиц, девять из которых впоследствии проходили ремонт на «Звёздочке». И одна из них — АПЛ К-447 (заказ № 311), о ней мы сегодня кратко и расскажем.
АПЛ К-447 была второй по счёту среди ракетоносцев, выпущенных Севмашем по проекту 667Б. В 1981 году подводный корабль уже отличился, успешно выполнив задание Родины, за что экипаж удостоили вымпела министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Двум участникам похода, проходившего в суровых условиях Ледовитого океана, присвоили звание Героя Советского Союза, ещё 27 членов экипажа наградили орденами и медалями, в том числе боевыми — Красной Звезды и «За боевые заслуги».
После этого тяжелейшего похода К-447 пришла на «Звёздочку» для первого среднего ремонта, который завод успешно выполнил (ответственный сдатчик — А. Ф. Широкий, сдаточный механик — Ю. Л. Юденко). На заказе отлично трудились многие коллективы. Заводская газета «Трудовая вахта» регулярно освещала ход ремонта заказа, не раз упоминая бригады цеха № 15: К. А. Сеся, А. Г. Коробова, В. А. Олюкова, Е. П. Минина, участок трубогибщиков цеха № 9: С. А. Афимьина, которому недавно исполнилось 80 лет, участок судовых плотников цеха № 41: Е. В. Станкевича и многих других. Заказ отремонтировали досрочно и передали флоту в 1982 году.
Боевые службы и боевые дежурства лодка надёжно несла до 1989 года, экипаж проявлял высокое профессиональное мастерство, особенно в ракетных стрельбах. Здесь была настоящая школа подплава. Судите сами: на К-447 выросли десять будущих командиров атомных субмарин.
В 1989 году лодка снова пришла в Северодвинск на «Звёздочку» на второй средний ремонт, который завершился в декабре 1992-го (ответственный сдатчик — В. В. Гладкобородов, сдаточный механик — П. Н. Глаз). Здесь, наверное, уместно отметить высокое профессиональное мастерство бригад слесарей-монтажников цеха № 15: П. Е. Кочетова, В. В. Козлова, В. Н. Кряталова, отметившего недавно свое 70-летие, В. Я. Фомюка (цех № 8), Н. А. Гуляновой (цех № 9), П. Д. Спешева (цех № 16), В. А. Поршнева (цех № 41).
Интересный момент. Вспомним Петра Егоровича Кочетова. В советское время он был удостоен орденов Трудовой Славы II и III степени, а в феврале 2007 года Президент России В. В. Путин лично вручил ему орден Дружбы! К слову, Пётр Егорович носил на груди и знак «Ветеран-подводник». Вот какие замечательные люди давали новую жизнь подводным кораблям!
После второго ремонта на «Звёздочке» АПЛ К-447 получила наименование «Кисловодск». В октябре 1996 года во время тренировки морских стратегических сил под руководством министра обороны России она на отлично провела пуск баллистической ракеты в рамках «Президентской стрельбы». В 2002 году АПЛ «Кисловодск» исключили из состава ВМФ, утилизировала её «Звёздочка».
Фото из архива автора