Фестиваль друзей. Вспоминая 44-й Московский кинофестиваль

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/04/IMG_20230330_215642-e1681155403282.jpg

Наш спецкор-киновед и фотограф Геннадий Захаров 41 раз подряд был аккредитован на Московский международный кинофестиваль, начиная с четвёртого в 1965 году и по 44-й в 2022-м. Это рекорд ММКФ.

В первый день кинофорума на брифинге я поздравил президента кинофестиваля Никиту Михалкова с присвоением почётного звания «Герой Российской Федерации», передал ему привет от северян и поблагодарил за его передачу «Бесогон», которая очень популярна у северодвинцев. На церемонии открытия Михалков сказал: «Я понимаю, что в зале достаточно большое количество людей, которые думают, что будет как было. Как было уже не будет никогда».

Триумфаторами этого престижнейшего киносмотра стали наши друзья из дружественных стран. Обладателем «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм стал иранский режиссёр Бехруз Шоайби за картину «Без предварительной договорённости». Актриса Пега Ахангарани, сыгравшая в этом фильме, награждена «Серебряным Святым Георгием» за лучшую женскую роль. Её героиня из-за смерти отца приезжает в Иран из Берлина, куда много лет назад иммигрировала её семья. Её шестилетний сын страдает аутизмом. В Иране она узнаёт, что отец, которого она практически не знала, оставил ей всё наследство. Во время службы в мечети она и её сын обретают душевное спокойствие. Они видят свет в мечети и возвращаются к себе. Очень тонкая кинокартина о возвращении человека к самому себе, к человеческой душе и сущности. Нельзя никогда забывать прошлое. Режиссёр ещё раз рассказал в фильме, что главный путь спасения – это любовь.

Бехруз Шоайби 25 лет работает в киноиндустрии. В институте изучал философию. Хорошо знает и любит русское кино. Он отметил, что русская культура очень близка иранской. Это он понял при изучении работ российских теоретиков театра и кино. Ему нравятся ленты Эйзенштейна и Звягинцева.

Приз «Серебряный Святой Георгий» за лучшую режиссёрскую работу получил Синиш Цветич из Сербии за фильм «Усекновение». Семейство отмечает праздник Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Родители скрывают от сына, что разводятся, а сын скрывает от них, что употребляет наркотики. Он надеется, что инопланетяне спасут его от безнадежного и бессмысленного существования на Земле. Фильм о том, как преодолеть чувство безнадежности. Режиссёр отметил, что создатели фильма ожидали катарсиса от зрителей, душевной разрядки, испытываемой в процессе сопереживания. И они добились этого. Фильм получил много призов на кинофестивале в Сербии. А москвичи вручили режиссёру ещё и приз зрительских симпатий.

Румынский фильм «Глас вопиющего в пустыне» – это уникальная для Европы картина. В коммунистической Румынии православный священник, бывший политзаключённый, становится единственным голосом, который можно услышать в гнетущей тишине. Его проповеди представляют собой духовную революцию и призыв к национальному пробуждению. Церковное руководство предаёт его, а атеистическое государство отправляет в тюрьму. Отец Георгий Калчу Думитряса становится символом сопротивления демону с идеологическим лицом. Создатели ленты на пресс-конференции подчеркнули, что присутствие его в своей жизни и в жизни страны чувствуют и сейчас. Они уточнили, что народ не ответственен за смерть Чаушеску – это решение было принято за океаном. Фильм снял православный священник и режиссёр Киприан Мега. Актёр Костел Кашкавал награждён «Серебряным Святым Георгием» за лучшее исполнение мужской роли.

Режиссёр из Бангладеш Джуборадж Шамим, чтобы снять кинокартину «Инстинкт», вынужден был продавать акции фильма. Картина создана полностью на средства простых людей. Она отмечена специальным призом жюри «Серебряный Святой Георгий» с особым упоминанием «За реализм и человечность».

Фильм «Посетитель» режиссера из Боливии Мартина Булока вошёл в историю как первый боливийский фильм, показанный на Московском кинофестивале. На киносмотре вновь появилось много фильмов из стран Африки, как во времена СССР. И я вспоминал наши дружеские встречи с легендой африканского кино режиссёром Сембеном Усманом из Сенегала. Он окончил ВГИК и часто бывал на ММКФ. К слову, дружественные нам страны лидируют по числу выпускаемых фильмов: Индия занимает первое место в мире, а Нигерия – второе.

В основном конкурсе полнометражных фильмов было показано 13 картин. Всего в разных программах зрители увидели 245 фильмов из 65 стран мира. Для сравнения: вспоминаю 1965 год, четвёртый Московский кинофестиваль, девиз которого был «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». В конкурсе тогда участвовало 34 художественных фильма, вне конкурса было показано 97 полнометражных художественных лент. На конкурсных и внеконкурсных просмотрах было представлено 85 короткометражных, игровых, документальных и научно-популярных картин. Все эти фильмы, по самым скромным подсчётам, просмотрело более 640 тысяч зрителей. Для участия в фестивале тогда собрались представители 69 стран. Корреспондент французской буржуазной газеты «Монд» писал с восхищением: «Число москвичей, присутствующих ежедневно на демонстрации фильмов из 50 стран, превышает 60 тысяч. Это и составляет особенность Московского фестиваля и его ценность». Большой приз на том памятном для меня кинофестивале был присуждён фильму режиссёра Сергея Бондарчука «Война и мир» (часть 1-я) и киноленте «20 часов» режиссёра Золтана Фабри (Венгрия). Был отмечен и фильм, актуальный во все времена. Приз фестиваля и Большой приз Советского комитета защиты мира достался картине «Приключения Вернера Хольта» (ГДР) – экранизации антифашистского романа Дитера Нолля. Фильм исследует воздействие фашизма на характеры людей, показывает, как фашизм уродует, калечит души. Сокрушительные удары Советской армии потрясли сознание Вернера Хольта, открыли ему глаза. Всё оказалось ложью, рухнули устои привычного мира. Вернер делает решающий выбор, он покидает немецкие окопы и идёт к русским. Мы расстаёмся с героем фильма на пороге новой жизни. Такие фильмы остаются в памяти зрителей навсегда…

Внеконкурсный китайский блокбастер последнего кинофестиваля «Битва при Чосинском водохранилище» – о событиях 1950 года. В лютую стужу в районе водохранилища разразилась кровавая битва между американскими и китайскими войсками. В мороз, почти без провианта, значительно уступая противнику в вооружении, китайские войска решительно и бесстрашно двинулись вперёд. Им удалось взорвать мост Шуймен и тем самым одержать решающую победу в войне в поддержку Кореи против американской агрессии. В зале раздались аплодисменты, когда на экране американские солдаты обратились в бегство. «Битва при Чосинском водохранилище» (часть 2-я) – ещё об одной победе китайских солдат – во втором сражении войны в поддержку Кореи против американской агрессии. Они отрезают американским войскам путь к отступлению к порту Хыннам.

На ММКФ состоялась мировая премьера – специальный показ документального фильма режиссёра Егора Климовича «Афган. Грани войны» (Россия, США). 10 лет непрерывных боевых действий. Около полумиллиона советских военнослужащих прошли через эту войну. Более 14 тысяч солдат и офицеров отдали свои жизни, выполняя интернациональный долг, свыше 50 тысяч были ранены. Было много попыток рассказать об этой войне. Но совершенно другое дело – увидеть её глазами командармов. Их было семеро за эти десять лет. Легендарные командиры 40-й армии, великолепная семёрка полководцев, совершивших невозможное. О них – лента ученика Александра Митты Егора Климовича.

Нечасто российские фильмы выигрывают документальный конкурс. Сергею Дебижеву удалось это сделать с фильмом о жизни Соловецкой обители «Святой архипелаг». Некоторые журналисты предрекали победу в конкурсе картине «Расёмон Гонконг» (Гонконг/Китай, США) режиссёра Малкольма Кларка, обладателя двух «Оскаров». На экране мы видим неспокойный Гонконг 2019 года. Режиссёр показал, как история влияет на каждодневную жизнь людей, как социально-политические конфликты проникают в жизнь каждого горожанина. Семьи распадаются, верность ставится под сомнение, давние отношения не выдерживают постепенного разрушения некогда идеального города, разрывающегося на части… Хорошо, что в 2020 году из-за ковида все протесты прекратились. На пресс-конференции Кларк рассказал, что это не чисто документальный фильм. Многие эпизоды играли актёры, чтобы не подставлять людей. Участники тех событий боялись говорить под запись. Создатели ленты отобрали несколько эпизодов, но никто не разрешал снимать себя на камеру – боялись преследований. Авторы видели страх и дезинформацию. И тогда они решили воспроизвести эти события с актёрами. Пытались найти актёров, но они тоже боялись попасть в чёрные списки. Тогда переписали сценарий и нашли актёров, готовых рискнуть. Имена в титрах поставили вымышленные. Камеры видеонаблюдения регистрировали эти протестные события, но получить видео с камер было непросто. Три точки зрения на эти события фиксировали видеокамеры: «синих», «жёлтых» и «красных». Были взяты и съёмки китайских информагентств.

О других фильмах я расскажу позднее. Мне удалось посмотреть на фестивале более 50 кинолент. И один из членов помолодевшей отборочной комиссии даже вручил мне приз – памятный сувенир, который он привёз с Каннского кинофестиваля. Замечательно, что организаторы успели вручить «Золотого Святого Георгия» за вклад в мировой кинематограф гениальному композитору Эдуарду Артемьеву. Зал приветствовал его стоя. Для композитора этот кинофестиваль стал последним. Он ушёл из жизни. Ушёл и актёр Сергей Пускепалис. Но они останутся в нашей памяти.

В основном конкурсе 44-го ММКФ, как и в 2008 году, российские ленты остались без призов. Стало известно, что в 2023-м государство выделит на производство кино 11,6 миллиарда рублей. Это радует!

После церемонии закрытия всем не хотелось расставаться. Фестиваль подружил нас. Мы фотографировались на память. До свидания, до встречи в 2023 году!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей