Берегите газеты. Их мало…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/01/2-gigapixel-standard-scale-4_00x-.jpg

13 января — Всероссийский день печати

Русская печать, как и журналистика в целом, началась с газеты. 13 января 1703 года вышел первый номер регулярной газеты «Ведомости». Сейчас в этот день принято поздравлять с профессиональным праздником всех работников СМИ. Но речь в нашем материале пойдёт именно о печатной прессе.

Можно много говорить о том, какие условия диктует современное развитие информационных технологий печатным СМИ и как сегодня выживают газеты, но факт остаётся фактом — периодику читают до сих пор. По этому поводу хочется привести случайно увиденные и понравившиеся размышления Павла Шишкина, главного редактора «Пензенской правды»: «В печатной прессе, в отличие от электронных СМИ, есть обаяние жизни. Газету можно читать ведь и в Интернете. Разница между бумажной газетой и электронной версией такая же, как между живой книгой и электронной, между электрическим камином и настоящим. Да, с последним, конечно, сложнее обращаться, но около него уютнее. Чтение бумажной газеты — это, как и время у живого камина, целый ритуал».

В Северодвинске многие ценят бумажные носители информации, культура чтения ещё не до конца утрачена. И многие доверяют именно печатному слову. Этот материал о том, какие газеты сегодня существуют в городе, а главным редакторам мы задали вопросы о том, чем интересны газеты своему читателю, и о роли печатаных СМИ в современном мире.

Издательский дом «Северная неделя»

Оксана Белоусова, генеральный директор ООО «Издательство «Северная неделя»:

— Вот уже более 30 лет солнышко в заголовках наших изданий улыбается своим читателям, греет сердца и души. Издательство «Северная неделя» основано в 1990 году, и все эти годы журналисты прилагают все усилия, чтобы наши газеты были действительно добрыми и полезными, несли свет, радость и доброту.

Нежно-трогательная «Зимняя вишня», простая и чистая «Бабья радость», мудрая «Пенсионерская правда», удачно-урожайная «Дачная», целительная «Травинка», житейские «Деревенские истории», несравненная «Марья-искусница» и ещё более десятка газет радуют читателей России!

Нас выписывают и читают жители всей страны — от Калининграда до Дальнего Востока! Суммарный месячный тираж изданий — более 200 тысяч экземпляров!

И сотни писем (бумажных и электронных) в адрес редакции — это лучшее подтверждение того, что даже в век цифровых технологий печатные издания продолжают радовать и объединять своих читателей, наполнять их сердца и души живительным бальзамом теплоты общения, надежды и веры только в лучшее!

«Северный рабочий»

Наталья Галушина, главный редактор:

— «Северный рабочий», как и все другие печатные СМИ города, имеет своё лицо. Газету приятно брать в руки, потому что у неё всегда красивая обложка: идею коллектива воплощает наш дизайнер Роман Дорошенко. По обложке «Северного рабочего» можно узнать, о чём в очередном номере рассказали журналисты. Каждый выпуск газеты наполнен разными материалами о том, что происходит в городе. И даже несмотря на то, что новостей сегодня много, в нашей газете достаточно материалов, которые читатель не найдёт нигде, потому что кроме городских событий мы стараемся рассказывать о многом другом, и в этом нам помогают сотрудники разных городских организаций и предприятий. Есть в «Северном рабочем» и рубрики, которые ждут наши читатели, и мы точно знаем, что такие есть только у нас. Мы стараемся быть для наших читателей добрыми собеседниками и друзьями, поэтому перед тем, как готовим материал, проверяем источники информации — сегодня это важно. Чем интересна наша газета? Да, наверное, каждый выбирает на свой вкус, каждая газета имеет и своё лицо, и свои преимущества. И это здорово!

Какова роль печатных СМИ в современном обществе, учитывая доступность информации в цифровых источниках? Этот вопрос очень часто задают и продолжают обсуждать, высказывать предположения и надеяться. Жизнь печатных СМИ в эпоху Интернета… А почему мы вообще поднимаем такой вопрос, раскручивая тему? Разве в эпоху Интернета люди перестанут читать печатные книги? А может, в скором времени читать газету, сидя в кафе за чашкой чая, будет признаком элитарности? Кто сегодня может быть уверен в том, что вместо телефона мы не увидим в руках умных людей печатное издание? По русской традиции угощения гостям на стол ставили разные, а не только пирог с капустой. Поэтому я хочу верить, что газеты и вся печатная продукция сохранит за собой прочное место в центре стола. И пусть не сегодня, мы подождём!

«Корабел»

Олег Коротков, главный редактор:

— Газета «Корабел» (учредитель — АО «ПО «Севмаш») образована в 1943 году и является одним из старейших печатных изданий Северодвинска. 2 сентября 2023 года газете исполнится 80 лет.

«Корабел» — третье название газеты, ранее она выходила как «Молотовец» (с 1943 по 1957 год) и «Трибуна рабочего» (с 1957 по 1991 год). Сегодня издаётся один раз в неделю (по четвергам) форматом А3 на восьми полосах. Тираж — 5500 экземпляров. Распространяется в подразделениях Севмаша, по подписке, размещается на фирменных стендах на заводских вахтах и в социальных объектах предприятия.

Газета позиционирует себя как корпоративный еженедельник для корабелов и всех, кто связан с морем. «Корабел» рассказывает о производственной деятельности Севмаша, о строительстве, ремонте, модернизации подводных лодок и надводных кораблей отечественного Военно-морского флота, о военно-техническом сотрудничестве с другими странами, о реализации проектов в сферах гражданского судостроения, нефтегазодобычи и производства продукции технического назначения.

Работа по улучшению издания ведётся постоянно. Речь не только о статьях, интервью, репортажах корреспондентов. Внедрён новый дизайн-макет газетных полос. Совершенствуется редакционный архив. Все номера газеты с 1943 года отсканированы и переведены в цифровой формат. В редакции внедрена система компьютерного поиска в электронном архиве «Корабела».

Целевая аудитория газеты — работники и ветераны Севмаша, другие жители Северодвинска. За последние несколько лет существенно (с 1400 до 5500 экземпляров) увеличился тираж газеты.

Сегодня много рассуждают о трудных для печатных СМИ временах. В этом есть изрядная доля истины: в условиях всевластия Интернета закрываются газеты, падает подписка, снижаются тиражи. Однако так ли уж всё плохо? Вот в 2019 году в Северодвинске появилась газета «Энергия Арктики» (по нынешним временам — событие неординарное) — это корпоративное издание СПО «Арктика».

Налицо и другая позитивная тенденция: постепенно приходит перенасыщение онлайн-информацией в социальных сетях, людей всё больше привлекают бумажные, а не электронные книги и газеты. На эти темы в журналистском сообществе ведётся оживлённая дискуссия. Обсуждается и нынешнее состояние Союза журналистов России, увеличение его рядов. Проблема заключается в том, что многие сотрудники СМИ, прежде всего молодые, не видят смысла в этой общественной организации, а значит, и не торопятся вступать в неё. С таким мнением не согласились журналисты Севмаша. И сегодня в редакции «Корабела» все сотрудники — члены Союза журналистов России.

И ещё. В прошлом веке у людей сформировалась устойчивая привычка к чтению, в том числе газет, доверие к печатному тексту. Интерес к печатным средствам массовой информации остался и сегодня, несмотря на засилье интернет-ресурсов и их негативное влияние даже на центральную прессу. Например, в Архангельской области федеральные газеты имеют низкие тиражи по сравнению с главной областной газетой «Правда Севера» или некоторыми местными изданиями. Впрочем, это логично, ведь местные (городские, районные, корпоративные) газеты в нашей стране всегда занимали особое положение. Их чаще интересуют не политические события в мире (об этом позаботились центральные СМИ), а дела людей, живущих в отдельно взятом небольшом городе, работающих на отдельно взятом предприятии. У этих изданий своё традиционное содержание, свой стиль, своё лицо. Главная отличительная черта местных и заводских газет — непосредственная близость к читателям. Поэтому, несмотря на конкуренцию с информационными интернет-ресурсами, такие газеты сохраняют интерес у своей аудитории.

«Энергия Арктики»

Наталья Трофимова, главный редактор:

— Первый номер корпоративного издания «Энергия Арктики» вышел в свет в октябре 2019 года. До этого у электромонтажного предприятия с 70-летней историей не было своего СМИ, издавались лишь цеховые стенгазеты.

«Энергия Арктики» — это газета Северного производственного объединения «Арктика» — крупнейшего предприятия в сфере судового электромонтажа в России. Газета выходит раз в месяц объёмом от четырёх до восьми полос, тиражом от 800 до 950 экземпляров, лицевые полосы цветные. Основные рубрики газеты — «От первого лица» (колонка или обращение генерального директора»), «На своём месте» (фотозарисовка о человеке труда), «В рабочем ритме» (новости из цехов и отделов, достижения коллективов, новые проекты), «Дело династий» (рассказ о трудовых династиях, где на предприятии трудятся несколько поколений), «История одного снимка» (история, связанная с кадром из прошлого, и рассказ о его героях), «Блиц-опрос» (четыре-пять вопросов для сотрудников, которые отличились на производстве или в спорте, общественной жизни, получили новое назначение), «Почти анекдот» (минутка юмора от ветерана предприятия Ефима Китаина) и т. д.

Аудитория издания — сотрудники предприятия, ветераны труда, студенты базовых учебных заведений, коллеги и партнёры. Газета интересна прежде всего работникам предприятия: получая свежий номер, они ищут знакомые лица, узнают информацию о работе разных отделов, о достижениях коллег и работе филиалов СПО «Арктика» в разных городах. Популярна рубрика «Поздравляем», в которой можно поздравить ветеранов и коллег с юбилеями и значимыми событиями.

Несмотря на то что новости уходят в электронный формат, печатная версия газеты очень востребована! Это лаконичность, грамотность и доступность изложения информации и продукт, который можно держать в руках. Герои публикаций всегда заходят за газетами, чтобы отложить их в семейный альбом: это то, что можно будет показать родным и детям.

«Трудовая вахта»

Владимир Ларионов, главный редактор:

— Информационный вестник «Трудовая вахта» — печатный орган администрации АО «Центр судоремонта «Звёздочка». Выходит с 30 декабря 1966 года. Формат А3, объём — четыре страницы, периодичность — один раз в неделю, тираж — 900 экземпляров. Не зарегистрирован как СМИ. В штате семь сотрудников.

ИВ «Трудовая вахта» ориентирован на информирование работников головной организации о деятельности АО «Центр судоремонта «Звёздочка». На страницах заводского издания в рамках соблюдения режима секретности рассказывается о трудовых задачах, выполняемых в подразделениях головной организации и филиалах, а также о людях труда, их достижениях. Героями публикаций часто являются заслуженные ветераны предприятия, освещается активная работа совета ветеранов «Звёздочки». Постоянной является рубрика «Страницы истории». Большое внимание уделяется спортивной и культурной жизни завода. Постоянно публикуются материалы о работе творческих коллективов НТЦ «Звёздочка», о творческих проектах профсоюзной организации, о многосторонней деятельности на спортивных объектах физкультурно-оздоровительного комплекса «Звёздочка», о достижениях спортсменов и физкультурников предприятия.

Несмотря на общее падение интереса и доверия к печатным СМИ, заводская газета продолжает пользоваться спросом, поскольку доносит до читателя оригинальный контент, который недоступен в других источниках и является единственным локальным средством информации, интересной ограниченному кругу лиц. Вместе с тем в доступных пределах для информирования заводчан используются страницы в соцсетях. С декабря 2022 года на закрытом внутреннем сайте головной организации доступен раздел «Трудовой вахты», где размещаются материалы как свежего выпуска газеты, так и архив номеров. Помимо этого, в функции редакции входит подготовка выпусков радиопередач, которые выходят в эфир два раза в неделю в 15-минутных выпусках заводского радио. Для информирования о деятельности Центра судоремонта «Звёздочка» более широкого круга читателей ежемесячно выпускается четырёхстраничное приложение «Звёздочка» в одном из городских СМИ.

«Северная вахта»

Олег Малышев, ответственный редактор:

— 2 сентября 1941 года — день выхода первого номера газеты Беломорской военно-морской базы «Северная вахта».

С началом Великой Отечественной войны журналисты газеты Архангельского рыбного порта «Рыбак Севера» были призваны в действующую армию и полным составом вошли в коллектив только что созданной газеты Беломорской военной флотилии «Северная вахта».

Газета рассказывала о мужестве и героизме военнослужащих, звала моряков-беломорцев на подвиги ради Великой Победы, ради жизни на земле.

В годы войны с флотской газетой сотрудничали такие известные писатели, как Юрий Герман, Владимир Беляев, Константин Симонов.

За прошедшие десятилетия в редакции сменилось не одно поколение журналистов, но все эти годы в основе своей работы они сохраняли лучшие принципы, присущие военной печати: актуальность и разносторонность публикаций, оперативность и достоверность материалов, обоснованность и объективность выводов и оценок.

В настоящее время газета продолжает выполнять свою главную задачу — формировать у военнослужащих любовь к Родине, готовность к её защите. Главными героями газетных публикаций остаются настоящие профессионалы военного дела — командиры, ветераны военной службы, военнослужащие, которые являют собой пример усердия в службе и дисциплине. Публикуемые зарисовки, исторические справки, репортажи воспитывают читателей на славных боевых традициях, служат подспорьем в утверждении здорового образа жизни, способствуют распространению передового опыта организации физической подготовки, культурного досуга, спорта, укреплению семьи и духовности.

«Новый взгляд»

Самое молодое печатное СМИ города. Газета создана в 2019 году. Тираж печатной версии — 10 000 экземпляров. Выпускается три раза в месяц по четвергам, распространяется бесплатно. Главный редактор — Владимир Тикус.

«Воробей»

Городская молодёжная газета издаётся с 29 ноября 1994 года. В разные периоды редакцией газеты руководили педагоги школы-студии журналистики «Контакт» Надежда Шокат, Ольга Власова, Анна Кузнецова, Елена Катышева, Елена Доронина, а с 2008 года редактором газеты является Лариса Масленникова. Менялся дизайн газеты, но символ её — маленький хохлатый воробушек — и её девиз — «Будем летать вместе!» — остаются прежними. На страницах газеты освещаются городские мероприятия, которые организуются молодёжью и для молодёжи, актуальные для молодых людей темы и проблемы, вопросы образования и общекультурного развития молодёжи, взаимодействия с окружающим миром, самореализации и многие другие. Редакция газеты является неоднократным победителем и призёром детских и молодёжных конкурсов и фестивалей разных уровней.

Изначально и до начала двухтысячных годов работу юных журналистов курировали профессиональные журналисты городской газеты «Северный рабочий». С января 2017 года «Воробей» вновь выходит в составе газеты «Северный рабочий» один раз в месяц. Также 500 зкземпляров распространяются бесплатно в образовательных и культурных учреждениях, молодёжных общественных объединениях города.

Марина ХОХЛОВА
Олег КУЛЕШОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей