Всё время двигаться вперёд

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/12/Vse-vremya-dvigatsya-vpered-.jpg

Такой девиз у фрезеровщика корпусообрабатывающего цеха 5

Алексей Шульпикин, фрезеровщик цеха 5, человек молодой, а поработать уже успел много где, освоил разные специальности, сейчас трудится на Севмаше за фрезерным станком. Желание развиваться дальше, расти профессионально у парня есть. Притом что и гордиться есть чем. Всего за несколько лет вырос с ученика до профессионала четвёртого разряда. Хочет освоить станки с ЧПУ и уверен, что возможность такая у него непременно появится.

Алексей на Севмаше с 2016 года. И это уже второй его «заход». В цехе 5 он уже работал раньше, правда, на другом участке. К профессии фрезеровщика приглядывался издалека, но никаких решительных шагов не предпринял, а после и вовсе уволился. Работал вахтами, попробовал себя крановщиком в порту, ходил по Волге на сухогрузах электромехаником и мотористом рулевым. В общем, романтики хватило.

— Сухогруз — пять тысяч тонн. Управлял такой махиной. Весь Волго-Балтийский канал — за штурвалом. Классно было. С ранней весны до поздней осени на солнце, на свежем воздухе, — с улыбкой вспоминает Алексей. — Но понимаю, что это только уловки памяти, когда плохое, тяжёлое забывается. А вахты по шесть часов, недосып, который начинаешь чувствовать примерно на третьи сутки… И однажды понимаешь, что организм не справляется с таким режимом. Ну и семья дома редко видит — тоже минус.

Так и решил вернуться в свой цех. Но на этот раз фрезеровщиком.

Задача фрезеровщиков в цехе 5 — обработка деталей после газовой резки. Необходимо снять хрупкий газонасыщенный слой металла толщиной несколько миллиметров. Он препятствует качественной сварке и сборке изделия. Как и в любой профессии, здесь много нюансов. Способ обработки напрямую зависит от марки стали или сплава. Титан, например, более упругий, требует специальных твёрдосплавных фрез. Чёрный металл обрабатывать легче. А маломагнитная сталь диктует свои тонкости — например, сбавить обороты станка, уменьшить скорость вращения детали. Вот почему важно знать, из какого металла изготовлена обрабатываемая деталь.

Все требования к обработке прописаны в технологии, там же указаны марка материала, размеры. Впрочем, перед обработкой фрезеровщики непременно самостоятельно определяют, деталь из какого сплава перед ними. Не всегда марку металла можно определить визуально. У фрезеровщиков имеются свои приспособления для этого. Если внимательно читать документы, ни вопросов, ни ошибок не возникает. Опыт тоже помогает определить нюансы — подобрать нужные фрезы, выставить нужное число оборотов, скорость обработки.

Детали на участке обрабатывают разные. Иногда большие — в несколько метров длиной. Казалось бы, с ними работать быстрее и проще. Однако нужно понимать, как кантовать, как раскрепить, как подступиться. Особенно если деталь сложной формы и обработка требуется особая. Иногда изделия мелкие — в пригоршне уместятся. Чтобы их в тисках закрепить и лишнего не срезать, тоже поразмыслить надо. Словом, не расслабишься.

На участке несколько видов станков — строгательные, сверловочные, фрезерные. На любом из них Алексей может работать, как и остальные ребята из небольшой бригады. Станок — не индивидуальная техника, а потому важно всегда поддерживать рабочее место в идеальной чистоте, чтобы следующий, кто встанет к станку, мог сразу выполнять своё задание, не прибирая за кем-то. Это стало своего рода кодексом чести для Алексея и его товарищей.

Кстати, такому дотошному отношению к чистоте и порядку на рабочем месте Шульпикина с первого дня приучил наставник Николай Медянов. Он же внушил своему ученику мысль о том, что лучше не халтурить ни на одном из этапов работы, чтобы потом не пришлось переделывать.

Алексей оказался не из тех робких юношей, кто, выполнив задание бригадира, садится в уголок и ждёт дальнейших указаний. Оценили новичка и в бригаде, приняли хорошо, доброжелательно, быстро увидели, что парень не ленивый. Шульпикин учился всему с увлечением. Не стеснялся задавать вопросы.

— Мне всё интересно. Я взял тетрадочку и с первого дня записывал, — рассказывает Алексей. — Это что за металл? Вот тут какие обороты выставить? А для этого металла какое сверло взять? Всё, что непонятно, спрашивал. Может, и надоел наставнику. Но главное — научился. Потом уже просто открывал свою тетрадку и работал самостоятельно.

Сейчас Алексей чувствует себя за станком более чем уверенно. Работает быстро и вдохновенно, руководство цеха замечает его старания. Молодой человек признаётся, что хотел бы совершенствоваться в профессии дальше, выполнять более сложные задания, осваивать новую технику.

Ольга СОБЕРГ
Фото Станислава Зелянина

Севмаш на страницах «Северного рабочего» (30 декабря 2022 г.)

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей