Атомный ледокол «Ленин»:

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/12/LENIN-.jpg

второе рождение на «Звёздочке»

5 декабря 1959 года в строй вступил первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный ленинградскими корабелами. В первую арктическую навигацию он вышел в 1960 году, оставив за кормой свыше 650 тысяч морских миль и проведя во льдах Арктики 3740 судов. За счёт его мощностей значительно увеличилось время навигации по Северному морскому пути.

В 1966 году при подготовке ледокола к очередной навигации в корпусе одного из реакторов была обнаружена течь, устранить которую без замены атомной энергетической установки оказалось невозможно. В январе следующего года Совмин СССР принял постановление, которым было решено произвести замену АЭУ на более мощную и надёжную, а также провести ремонт атомохода.

Подобной работы в мировой практике не проводилось. «Обновиться» ледокол отправили в Северодвинск на «Звёздочку». Арктический исполин ошвартовался на южных Яграх 12 декабря 1967 года, ровно 55 лет назад. Главной задачей корабелов было вернуть ледокол в строй в апреле 1970 года, к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Ответственным сдатчиком назначили В. Т. Калганова, сдаточным механиком — В. П. Харченко.

Здравствуй, арктический исполин!

Это было ровно 55 лет назад. 12 декабря 1967 года в 17 часов 20 минут с помощью морских буксиров «Садко», «И. Плюснин», МБ-102 и МБ-172 атомный ледокол «Ленин» подошёл и ошвартовался у причала «Звёздочки» на южных Яграх для модернизации и ремонта. На следующий день на борт ледокола поднялись директор предприятия Г. Л. Просянкин, секретарь парткома Ю. Ф. Богатырёв, ответственный сдатчик В. Т. Калганов, его заместитель Ю. Н. Гречков и некоторые начальники цехов и отделов — для знакомства с командой и общей оценкой предстоящих работ. После этого капитан ледокола Герой Социалистического Труда Б. М. Соколов показал заводчанам центральный реакторный отсек, который, если не считать старых, подлежащих демонтажу конструкций, был пуст.

В процессе обновления судна предстояло сформировать 220 новых помещений (из 678 имеющихся на ледоколе), в том числе реакторного отсека, определявшего сроки сдачи заказа. Также предстояло установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб различных диаметров. Колоссальный объём работ для молодого ещёе завода, трудовой стаж которого насчитывал всего лишь 13 лет. Чтобы успешно уложиться в сроки, определённые Советом министров СССР, начинать всё надо было незамедлительно.

И принялся завод за дело

С декабря 1967-го по июнь 1970-го ледокол в целях секретности на заводе именовали только как заказ Калганова. И работы начались. 27 декабря 1967 года к корме ледокола подвели плавучий контрольно-дозиметрический пункт (ПКДП). 6 января 1968 года в реакторном отсеке начали монтаж отопительной системы временного теплоснабжения. К 20-му числу изготовили временное перекрытие реакторного отсека от атмосферных осадков, и в нём начались демонтажные операции.

С 17 апреля работы на заказе велись уже в две смены. К концу 1968 года на завод стало поступать подлежащее установке оборудование. Однако, несмотря на все усилия со стороны предприятия, членов команды ледокола, постоянно находившихся на различных заводах страны и осуществлявших приёмку нового оборудования, поставки шли слишком медленно. И «Звёздочка» сама находила выходы из критических ситуаций.

Вот пример. В Москве на заседании оперативной группы военно-промышленной комиссии, на которой присутствовали директор предприятия Г. Л. Просянкин и ответственный сдатчик В. Т. Калганов, директор Ижорского завода с трибуны спокойно заявил председателю оперативной группы И. С. Белоусову: «Скажите спасибо, что заготовку плит биологической защиты (каждая по 30, 50 и 70 тонн. — Прим. авт.) из плакированной стали для реакторного отсека срываем только на год (!). У нас большинство работ выполняется по постановлению Совета министров СССР, а ваши планы — не первоочередные!» Выручили свои заводские специалисты. По предложению главного сварщика М. Л. Замаховского, его заместителя И. П Тестова, старшего инженера — технолога ОГТ А. А. Сердцева, и. о. начальника бюро КО А. Д. Фролова, конструктора — руководителя группы КО Ю. Я. Кантора предприятие получило стальные плиты без плакировки, а поверх их своими силами приваривали нержавеющие листы, что на полгода сократило ожидание поставки с Ижоры. Эти же специалисты предложили заменить сваркой предусмотренный проектом способ крепления плит при помощи специальных стержней — гужонов — диаметром 30 мм, благодаря чему добились значительного ускорения модернизационных работ. И таких примеров можно привести множество.

Не выполнил задания — не уходи домой!

Большое значение в ходе выполнения обязательств, принятых по сдаче заказа Калганова, придавалось соцсоревнованию, которым руководил штаб предприятия. По инициативе редакции заводской газеты «Трудовая вахта» на ледоколе создали корреспондентский пост, регулярно сообщавший о ходе продвижения работ. Соцсоревнование шло под девизом «100 дней — 100 ударных вахт!». Рассказывать газете заводчанам было о чём. В 1969 году темпы ведения работ на ледоколе были набраны очень высокие. Операции велись в три смены. Общее количество работавших на судне превышало 1000 (!) человек в сутки. Причём трудились все, без преувеличения, по-ударному. Основным законом на заказе был лозунг «Не выполнил задания — не уходи домой!». Вместе с заводчанами трудились специалисты-контрагенты от 37 предприятий СССР.

Вот о чём сообщала «Трудовая вахта» в своих заметках: «Не снимают темпов, взятых ещё в 1968 году, трубогибщики цеха 9. 31 января они досрочно закончили монтаж одной из ответственных систем и сдали её под гидравлические испытания. Бригады К. Кропачева, П. Агафонова, И. Дурцева, занятые на этих операциях, справились с заданием блестяще. Сейчас они готовятся к испытаниям другой системы. Вместе с ними отлично трудились и сварщики с участка мастера Сергевнина. Сварку они выполнили качественно и быстро. Всё это — уверенные шаги в том направлении, чтобы завершить первый этап испытаний на заказе Калганова к 22 апреля». А вот как сообщалось о токарях цеха 1 Рагимханове, Мельниченко и Сыроватских: «Они безотказно выполняют задания любой сложности. А если с заказа поступают срочные задания в конце смены, то не уйдут домой, пока не выполнят его». И таких людей, болеющих за производство, в цехе с каждым днём становилось всё больше.

Отдать швартовы!

19 мая 1970 года после многолюдного митинга под звуки марша «Прощание славянки» атомный ледокол «Ленин» отошёл от причала и своим ходом последовал в Белое море на ходовые испытания. Тогда-то и произошло рассекречивание завершения ремонта атомохода «Ленин» на «Звёздочке».

Ходовые испытания, по мнению капитана ледокола Б. М. Соколова, подтвердили, что коллектив «Звёздочки» блестяще справился с порученным ему правительственным заданием, завершив модернизацию первого отечественного атомного ледокола к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Новая атомная установка К-900 работала ровно, надёжно, ледокол стал легче в управлении.

20 июня 1970 года в Баренцевом море на борту ледокола состоялось подписание акта о его приёмке после модернизации и ремонта. На предприятие поступила правительственная телеграмма: «Ответственному сдатчику — директору машиностроительного предприятия «Звёздочка» Просянкину. От имени коллектива министерства и себя лично горячо поздравляю и объявляю благодарность славному коллективу предприятия «Звёздочка», успешно выполнившему юбилейное социалистическое обязательство по своевременному окончанию модернизации и сдаче в эксплуатацию атомохода «Ленин». Желаю коллективу предприятия новых трудовых успехов в выполнении заданий партии и правительства. Министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома, г. Москва, 20 июня 1970 года».

После модернизации на «Звёздочке» ледокол «Ленин» провёл ещё 19 навигаций практически без ремонта, завершив последнюю в 1989 году. Затем его установили на вечную стоянку рядом с морским вокзалом Мурманска как корабль-музей.

За огромный вклад в возрождение первого в мире атомного ледокола «Ленин» «Звёздочку» наградили орденом Ленина, директору предприятия Г. Л. Просянкину присвоили звание Героя Социалистического Труда. Многие заводчане были также удостоены высоких государственных наград. Впоследствии в музее предприятия оформили специальный стенд, посвящённый легендарному первенцу атомного ледокольного флота Отечества.

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей