В стапельном цехе
У наладчика сварочного и газоплазморезательного оборудования эллинга-1 стапельно-сдаточного производства Дмитрия Второго обеденный перерыв — самая горячая пора. Пока сварщики и сборщики отдыхают, он и его коллеги отключают электропитание и приступают к ремонту или обслуживанию техники.
Сначала беседуем с Дмитрием на одной из подстанций цеха. И фото сделали здесь же — светло, чисто, недавно завершён капитальный ремонт, поставлено новое оборудование.
— А то, бывает, в таких местах приходится работать — без фонарика на каске не обойтись… — рассказывает наш собеседник. — Таких подстанций в цехе шесть штук. Они дают мощный ток, оборудования в цехе много, надо равномерно распределить нагрузку.
На подстанциях всегда есть дежурные, смотрят за показаниями приборов, подключают-отключают по необходимости оборудование. Вот и сейчас, убедившись, что все ВДМ (выпрямители диодные многопостовые) отключены, Дмитрий Второй спешит в цех на заявку. Нужно успеть за перерыв отключить шинопровод, провести демонтаж кабелей от щита.
Как рассказал энергетик ССП Антон Третьяков, в южном доке эллинга-1 закончились работы по техническому перевооружению производственных мощностей, необходимых для обеспечения постройки кораблей, заменены электрические сети, оборудование и шинопроводы. В настоящее время силами участка энергетика производится адаптация вновь смонтированных сетей и существующего сварочного оборудования цеха.
— Работы много, — продолжает разговор Дмитрий. — Наша задача — отремонтировать, провести обслуживание сварочных постов. А их в цехе огромное количество. Ведь сварщики переходят с одного места работы на другое и подключают оборудование там, где им удобнее. Мы устраняем поломки, проводим техническое обслуживание по графику, чистим оборудование, следим за его исправным состоянием.
А поломки бывают разные, есть и однотипные. Например, повреждение кабелей. Их замена — тоже забота наладчиков. Бывают и такие неисправности, над которыми голову надо поломать: реле какое-нибудь подгорит, машина вроде работает, но не варит — несколько часов ищут неисправность. А ещё ходят на набережные, в наливной бассейн, там тоже сварочное оборудование имеется. Стараются работать по несколько человек, поскольку техника порой тяжёлая. Некоторое оборудование ремонтируют на месте, а если что-то сложное, запчасти особенные нужны — отправляют на ремонт в 17-й цех.
Дмитрий Второй трудится наладчиком около шести лет, до этого был водителем в автотранспортном цехе 20. Говорит, после школы учился в 19-м училище на телемастера, вот и пригодились спустя годы полученные навыки. Конечно, пришлось немного подучиться в цехе. Коллектив наладчиков небольшой — 13 человек, в основном — молодёжь.
— Конечно, приходится им показывать тонкости работы. Главное — было бы желание. Ведь, чтобы вырастить хорошего специалиста, нужен не один год, — подчёркивает Дмитрий. — Необходимы знания электрики и основ электроники. Как говорится, нужно применить тактику и стратегию: подумать, куда поставить оборудование, как уложить кабель, где-то подвесить его, где-то подвязать, словом, сделать всё грамотно, чтобы всем было удобно работать.
Дмитрий Второй ведёт демонтаж и одновременно рассказывает об электрооборудовании, расположенном рядом. Вот рубильник старого типа, его будут менять, здесь установлены новые щиты. А сюда подключают своё оборудование сварщики.
— В северном и южном доках эллинга у нас есть небольшие мастерские. Сварщики приходят, записывают в журнал, объясняют, где и какая поломка. Мы идём, ремонтируем, проверяем, и сварщик продолжает выполнять задание. Мне нравится моя работа, она разнообразная. Не посидишь на месте. Хотя есть у нас такая шутка: если наладчик сидит — значит, всё работает.
Фото Олега Перова
Севмаш на страницах «Северного рабочего» (25 ноября 2022 г.)