Исторический старт ракеты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/11/K-140_1976_GOD_VIDOK_KhODOVYE_ISPYTANIYa-.jpg

Как испытывали первую твёрдотопливную ракету на АПЛ К-140

Удивительна морская судьба у АПЛ К-140, которая ровно полвека назад, в ноябре 1972 года, пришла для модернизации на «Звёздочку». Лодку поставили в новый цех 10, где она и получила по тем временам невиданное перевоплощение.

Рождение первой твёрдотопливной ракеты

26 декабря 1976 года. В этот день впервые в нашей стране был произведён старт твёрдотопливной баллистической ракеты с борта атомной подводной лодки, находившейся в подводном положении. Это и была К-140 (заводской номер 421), переоборудованная «Звёздочкой» по проекту 667АМ. Тем самым было положено начало созданию самого мощного в мире комплекса ракетного оружия с твёрдотопливными ракетами Р-39 для занесённых в Книгу рекордов Гиннесса подводных ракетоносцев класса «Тайфун».

Предыстория этого события началась с постановления Совета министров СССР 1971 года, предусматривающего создание твёрдотопливного морского ракетного комплекса и установку его на АПЛ проекта 667А во время капитального ремонта. Разработку проекта новой ракеты возложили на завод и КБ «Арсенал», главного конструктора П. А. Тюрина. При этом предлагалось значительно увеличить дальность и точность стрельб, безопасность и продолжительность хранения заправленных ракет, сократить время подготовки к старту по сравнению с установленным на АПЛ проекта 667А жидкотопливным комплексом Д-5. Забегая вперёд, скажем, что все эти требования были с блеском выполнены. В качестве головной АПЛ, переоборудованной под новый ракетный комплекс (он получил обозначение Д-11), и была выбрана АПЛ К-140, построенная в 1967 году Севмашем (ответственный сдатчик — М. Я. Баженов, сдаточный механик — Г. К. Тугаринов), а заводом, отвечающим за выполнение на ней модернизационных работ, определили «Звёздочку». Почему именно К-140, а не головная «азуха» (так эти лодки шутливо назвали подводники) — АПЛ К-137 (заказ № 420)?

В родную базу — на одном реакторе

В январе 1968 года К-140 включили в состав Северного флота. Правда, первый её выход на боевую службу был не совсем удачным: лодка находилась далеко от родных берегов, когда неожиданно из строя вышел реактор левого борта. Однако ракетоносец под командованием капитана первого ранга А. П. Матвеева успешно завершил 47-суточный поход, выполнявшийся частично подо льдами Гренландии. Экипаж проявил высокое мастерство и мужество!

Словом, из-за аварийного реактора левого борта заказ № 421 первым из своих собратьев по серии встал на ремонт. Но ни проекта переоборудования, ни самой твёрдотопливной ракеты пока ещё не было. Требовалось время, чтобы разработать проект, ракету, отработать её старт на специальных стендах. Технический проект переоборудования подлодки 667АМ, разработанный АПМБ «Рубин», был утверждён в июле 1972 года (главный конструктор — О. Я. Марголин, его заместитель — Е. А. Горигледжан). В конце упомянутого года заказ был уже в цехе 10.

За дело взялись смело

Вот как о том периоде вспоминал бывший заместитель главного конструктора Б. И. Кантор:

— После огромного объёма демонтажных операций практически по всем отсекам развернулись и монтажные работы. По переоборудованию капитально переделывались 3-й, 4-й и 5-й отсеки с практически полной переформировкой помещений. Как сейчас помню, висят гирлянды полумагистральной трассы с кабельными коробками, вырезанными из выгородок, словно лианы в джунглях, а кругом ведутся огневые работы по формированию новых помещений. А как интересно было послушать тех, кто непосредственно принимал участие и обеспечивал замену аварийного реактора! По-моему, в практике это единственный случай, когда в период ремонта менялся реактор и при этом реакторный отсек не вырезался и не заменялся новым, как это было на заказах № 901 проекта 658М и № 254 проекта 627А и атомном ледоколе «Ленин». Надо сказать, что с этой задачей завод успешно справился. Работы велись с большим напряжением и требовали от всех участников подлинной самоотверженности.

Совещались до самого утра

Дело, без преувеличения, имело государственное значение. Вот что рассказывал тогдашний директор «Звёздочки» А. Ф. Зрячев:

— Отчётливо вспоминаю очередное посещение нашего завода и заказа № 421 Д. Ф. Устиновым и последующее совещание в конференц-зале Севмаша. Оно длилось почти до четырёх часов утра. Так допоздна обычно и затягивались дотошные разбирательства вопроса Дмитрием Фёдоровичем в присутствии главных конструкторов, директоров заводов и НИИ, флотских военачальников. О ходе переоборудования К-140, создания новой твёрдотопливной ракеты докладывали я и директор ленинградского завода «Арсенал» Е. А. Иванов. Когда Устинов убедился, что Иванов не принял необходимых мер по созданию очередного образца ракеты (взамен сгоревшей на испытаниях) и сдерживается продолжение технической готовности корабля, сказал: «Запишите в решение: освободить Е. А. Иванова от занимаемой должности директора завода «Арсенал». Сурово, но справедливо. Нельзя было допускать даже элементов расхлябанности. Шла гонка за превосходство в Мировом океане.

В связи с тем, что длина и стартовая масса новой твёрдотопливной ракеты оказались больше, чем у жидкотопливной ракеты комплекса Д-5, в конструкцию корабля были внесены существенные изменения. Высота надстройки в районе ракетной палубы увеличилась, были произведены частичные перепланировки на центральном посту, установлена новая арматура, количество ракетных шахт уменьшилось с 16 до 12. Плюс — плавные переходы от ракетной палубы к ограждению рубки. Потому специалисты и моряки-подводники узнавали в море заказ № 421, к сожалению, так и оставшийся в единственном экземпляре.

Хотя после переоборудования лодка стала нести на четыре ракеты меньше, это компенсировалось новыми возможностями оружия: до 3900 км возросла дальность полёта ракет. А главное — старт ракеты осуществлялся из закрытой мембраной «сухой» шахты под действием порохового заряда без предварительного заполнения водой. После выхода ракеты из-под воды включался маршевый двигатель первой ступени. При «сухом» старте не тратилось время на заполнение пусковых шахт забортной водой (в отличие от жидкотопливной ракеты). Этот фактор академик С. Н. Ковалёв считал особенно важным: «Время предстартовой подготовки на лодках проекта 667А составляло примерно четверть часа, а требовалось три минуты, не больше». Плюс безопасность твёрдотопливной ракеты подтверждалась многочисленными экспериментами КБ «Арсенал»: ракету сбрасывали с пятиметровой высоты, простреливали из автоматического оружия — и никаких ЧП, но это — расчёты конструкторов, испытания на наземных стендах. А как ракета поведёт себя при старте с реальной подводной лодки?

Прозвучала команда «Пуск»

— Готового ответа на этот вопрос, — вспоминал бывший строитель заказа № 421 А. И. Гришко, — у нас не было. Поэтому накануне первого ракетного старта мы все, конечно, волновались. Конструкторы предупреждали, что при старте возможен повышенный шум в отсеках лодки. Ответственный сдатчик А. И. Тихонов поручил мне на всякий случай принести из цеха противошумные наушники.

Старт ракеты предлагалось провести из Кандалакшского залива Белого моря с глубины 50 метров при скорости лодки пять узлов. В тот памятный день, 21 декабря 1976 года, у пульта управления ракетным комплексом были главный конструктор А. П. Тюрин, командир лодки капитан второго ранга А. П. Головин, ответственный сдатчик А. И. Тихонов. После команды «Пуск» лишь лёгкий толчок возвестил о том, что ракета покинула шахту. В отсеках никакого шума. А вскоре поступило известие: «Попадание в «кол». Это был успех! Радовались все, кто находился на борту лодки.

Однако успешный старт одной баллистической твёрдотопливной ракеты с АПЛ К-140 означал окончание лишь первого этапа государственных испытаний. В 1977 году после зимнего отстоя, докования, окончания монтажа всех оставшихся пусковых шахт ракетного комплекса К-11 корабль был предъявлен ко второму этапу государственных испытаний, которые завершились 26 декабря 1977 года. Следует сказать, испытания проходили не всегда благополучно, бывало, что ракета падала в море вблизи лодки. Как отмечал Е. А. Горигледжан, причиной этих неудач являлся неправильный выбор жёсткости амортизаторов ракеты и, как следствие, их разрушение. Лишь спустя два года — в 1979-м — после доработки системы амортизации ракет государственные испытания ракетного оружия были завершены окончательно. На первую боевую службу переоборудованная АПЛ К-140 вышла 14 сентября 1980 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1981 года группа специалистов, рабочих, учёных и подводников, участвовавших в создании и испытаниях заказа № 421, была удостоена государственных наград. Увы, к тому времени решение о переоборудовании по проекту 667АМ остальных «азух» было отменено.

Так заказ № 421 остался единственным в своём роде. В конце декабря 1990 года лодка снова пришла на «Звёздочку», теперь уже для утилизации. О подводном корабле, проложившем дорогу к новому направлению в отечественном морском ракетостроении, теперь напоминают лишь закладная доска, тактический номер, судовой колокол, гюйс и несколько пультов некогда грозного ракетного комплекса, переданные музею предприятия последним командиром АПЛ К-140 капитаном первого ранга Б. В. Суднишниковым.

Александр БОБРЕЦОВ, Анатолий ПОПОВ
Фото из фонда музея «Звёздочки»

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей