Уже не секретно. Документы рассказывают

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/11/lP-to4jk6po-.jpg

Галина Викторовна Шаверина презентовала новую книгу

29 октября в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя состоялась презентация книги Галины Шавериной «Судострой — Молотовск: документы рассказывают». Это уже четвёртая книга автора, посвящённая самому противоречивому периоду истории XX века — политическим репрессиям. Именно на долю этого страшного времени выпало строительство нашего города.

Как говорит сама Галина Викторовна, книга получилась сухая и строго документальная, но вместе с тем уникальная. В её основу вошли выписки из фондов Государственного архива Архангельского области. Они демонстрируют состояние различных сторон жизни посёлка Судострой, а затем города Молотовска в 1930—1940-е годы, Ягринского лагеря и Строительства № 203 НКВД СССР, военного судостроительного завода № 402 НКСП СССР (нынешнего АО «ПО «Севмаш»).

За официальными текстами документов, протоколов собраний и заседаний, докладных записок, справок, отчётов кроется полномасштабная картина строящегося города и, конечно, десятки тысяч трагичных судеб. Очень символично — презентация книги состоялась накануне Дня памяти жертв политических репрессий.

Забегая вперёд, стоит отметить, что прямой цели издать такой сборник у Галины Викторовны не было. В своё время она обращалась в архив, когда работала над другой книгой.

— Поскольку и строительство нашего города, а тем более строительство завода и других стратегических объектов были очень важными задачами в пределах государства, всё это было под контролем обкома партии, поэтому все документы там и сохранились. Но я пошла в архив бывшего обкома партии с другой целью. Я не собиралась выписывать эти документы, мне нужны были фамилии, имена и отчества тех, кто был арестован на Судострое. Когда я пошла в архив и стала знакомиться с документами 1937, 1938 и 1939 годов, интересные факты о заводе, стройке, городе я выписывала просто так, для себя. А когда набралось достаточно материала, я поняла, что нужно что-то с этим делать, — рассказала Галина Викторовна.

Презентацию книги провели Мария Фёдоровна Ларичкина и Анатолий Николаевич Голованов. Благодаря их чёткому, хронологическому рассказу мы прогулялись по основным разделам издания. Так, первая часть посвящена компромату и называется «Трагедия человеческая».

Присутствующим в зале напомнили: политические репрессии в России начались сразу после октябрьского переворота в 1917 году. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражающие несогласие с их политикой. Репрессии проводились по социальному признаку, преследовали бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также дворян, помещиков и промышленников, крестьян. Во время сталинских репрессий уничтожались даже те, кто не имел отношения к политике.

Ещё до Большого террора по СССР прокатилась волна сфабрикованных показательных судебных процессов. Например, в июне 1936 года с территории СССР можно было наблюдать крупное солнечное затмение, Пулковская обсерватория обратилась к мировой общественности, чтобы привлечь кадры для изучения этого явления, а также получить необходимое импортное оборудование. В результате работники организации были обвинены в шпионских связях. Число жертв засекречено до сих пор. Были и другие сфабрикованные показательные судебные процессы.

В стране повсеместно нагнетались подозрительность, шпиономания, страх. В первой части книги «Судострой — Молотовск: документы рассказывают» приведены материалы о том, как на Судострое искали антисоветчиков, контрреволюционеров, шпионов, диверсантов и врагов народа.

Известно, что с 1936 года на строительство завода как на перспективную стройку ехали добровольцы: молодёжь, жители деревень, разорённых колхозным строительством, а также крестьяне из Центральной России, Украины, Белоруссии и других республик, раскулаченные и высланные в наш край в начале 1930-х. Одни ехали с мечтой построить завод-гигант и новый город, другие — на заработки, третьи — чтобы обосноваться на новом постоянном месте жительства, так как в родных краях у них всё было отнято.

— Что считалось компроматом, исходя из архивных документов? Во-первых, происхождение: сын дворянина, сын священника и так далее. Если человек служил в Белой армии или даже в царской армии, имел частную мастерскую в царское время или у него были родственники за границей, это тоже считалось компроматом, — отметила автор книги.

Многие осуждённые по компроматам были арестованы, расстреляны или определены на лагерные сроки. Именно они трудились здесь в первые годы основания нашего города и, безусловно, достойны того, чтобы их имена остались в памяти следующих поколений, считает автор. К сожалению, до сих пор неизвестны не только все имена, но и количество пострадавших. К слову, судьбы некоторых из них изложены в третьей книге Галины Шавериной «Они тогда ещё живыми были…».

— 12 апреля 1938 года был создан Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Об этом — вторая часть книги. Работая над первой главой, я сделала вывод, что такого количества заключённых не надо было. И их столько бы и не умерло. Кирилкин со своим персоналом, который он привёз, с вольнонаёмными рабочими построили бы завод и вовремя, и качественно, и он не был бы в таком катастрофически недостроенном состоянии во время войны. Вторая глава — о бытовых условиях в лагере, а третья — об организации труда заключённых. К слову, она была из рук вон плохой. Причём виноваты были в этом вольнонаёмные, именно они были организаторами. А если заключённый не вырабатывал норму, он получал минимальный паёк — 400 граммов хлеба. В итоге, истощённые, они снова не могли выполнять норму, и таким образом их доводили до истощения, цинги, дистрофии, смерти, — рассказывает автор.

Большое место в книге занимают документы о строительстве завода и порта. Галина Викторовна отметила малоизвестный факт: наши заключённые в 1941 году строили аэродром на Поное в Мурманской области. Также ими построены аэродромы в Шелексе и Васьково.

— Третья и четвёртая части книги — о строительстве заводе № 402. Например, документы рассказывают нам о том, как крупная стройка передана ГУЛАГу НКВД СССР и почему ни один заводской объект в установленный срок не был сдан, — отмечает Галина Викторовна.

Последняя, пятая часть книги — о посёлке Судострой и городе Молотовске. Здесь, по словам автора, документов попалось немного. Но если брать довоенный период, то данные свидетельствуют, например, об очень плохом санитарном состоянии посёлка.

Вот что прочитаем из протокола совещания работников здравоохранения и общественного питания при оргкомитете Архангельского облисполкома от 20 августа 1938 года: «Санитарное состояние города не отвечает никаким требованиям санитарии… Уборные несвоевременно очищаются и не освещены, а при наличии поглощающих выгребов нечистоты расплываются по территории посёлка и под дома. Кипятят воду в ржавых бочках: баки не закрываются, кранов нет, пьют банками из-под консервов… В 3-й столовой заведующему театром Круглову вместе с сосисками подали ногу крысы».

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей