Буксир «Витязь»: полвека на службе заводу

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/11/foto2-2-.jpg

В 1973 году «Звёздочка» готовилась сдавать флоту две атомные подводные лодки — гвардейскую К-22 (заказ 538) и К-74 (заказ 537). Лодки поочерёдно выходили в Белое море для испытаний, их сопровождали морской буксир дизель-электроход «Садко» (до полигона) и буксир-кантовщик «Витязь» (до приёмного буя). На втором судне любил встречать и провожать заказы капитан предприятия Александр Кузнецов. Помнится, как в натянутой на глаза фуражке с большой кокардой, застёгнутой ремешком под подбородком, Александр Иванович кричал в мегафон: «Эй, на лодке, будьте внимательнее, подберите концы швартовых из воды. Нечего их полоскать — не тельняшка!»

Это он так командовал экипажу АПЛ К-22, швартовавшейся к причалу глубоководной набережной.

А директор-то как радовался!

Корабли и суда, как люди, тоже взрослеют, стареют. В сентябре буксиру-кантовщику «Витязь» стукнуло пятьдесят. Полвека он надёжно служит «Звёздочке» в составе флотилии цеха 22.

Строили судно корабелы «Петрозавода», что в Ленинградской области. На завод буксир пришёл осенью 1972 года, тогда предприятием руководил Александр Зрячев.

Буквально с первых дней «Витязя» включили в работу — швартовку, перекантовку, буксировку заказов с южных Ягр к причалам мелководной и глубоководной набережных, заводку кораблей в док-камеру и т. д. В упомянутые 1972 и 1973 годы завод кроме АПЛ К-22 и К-74 ремонтировал ещё три подводных корабля, так что работы «Садко», «Витязю», речным буксирам-толкачам «Малахиту» и «Волхову» хватало.

Среди известных на Северном флоте подводных кораблей «Витязь» обслуживал К-19, прозванную «Хиросимой», а также «Борисоглебск», «Казань», «Рязань», «Верхотурье». Наш юбиляр принимал участие в буксировке эсминца «Бесстрашный», ракетного крейсера «Маршал Устинов», НИС «Профессор Куренцов», ледоколов «Руслан» и «Диксон», построенных предприятием судов «Звёздочка» и «Академик Ковалёв». А сколько у команды было дел, когда завод строил и испытывал СПБУ «Арктическая»!

Рискованные рейсы

Раньше руководство цеха 22, начиная с начальника Геннадия Шайтанова, разрешало дизель-электроходу «Садко» по заявкам цехов и отделов брать на свой борт заводчан — ягодников, грибников и рыбаков, высаживать их на острова, а потом забирать обратно. Естественно, это делалось, когда буксир был свободен от обслуживания заказов.

С приходом на завод «Витязя» к таким рейсам подключили и его, хотя это порой несколько превышало эксплуатационные характеристики судна. Расскажу про один случай, участником которого довелось быть и мне.

Во второй половине 1990-х годов как-то группа заводчан отправилась на «Витязе» на такой промысел в район Пертоминска, находящегося в Унской губе. Практически всё расстояние, а это почти сорок миль, надо идти по морю.

Поездка была с ночёвкой на островах. Я, к примеру, порыбачил и набрал клюквы. На второй день «Витязь» собрал нас всех и подошёл к причалу Пертоминска, где его ожидали десятки сторонних пассажиров в надежде с оказией добраться до «большой земли».

Буксир едва причалил, как эта толпа ринулась на палубу, и судно на глазах стало оседать. Мы заволновались. Несколько заводчан, в том числе и я, обратились к капитану: мол, приближается шторм, как же «Витязь» пойдёт по морю при такой загруженности. Капитан буксира нас выслушал и успокоил, посторонних пассажиров он попросил покинуть судно.

Как только «Витязь» вышел из Унской губы, нас встретил сильный ветер, загонявший волны прямо на палубу. Все пассажиры моментально скрылись кто куда. Я и ещё пара заводчан оказались рядом с рулевой рубкой, хотя и там нас доставали брызги беломорской волны.

Не буду рассказывать подробно, как «Витязь» преодолевал этот непростой путь. Благодаря умелым действиям капитана судно всё же благополучно пришло на «Звёздочку», и мы, мокрые, но счастливые, что всё удачно завершилось, сошли по трапу на причал мелководной набережной.

С той поры прошло немало времени. Буксир «Витязь» давно не делает подобных спецрейсов в сторону Унской губы, но до сих пор память о них живёт у каждого, кто побывал в таких походах.

Здесь команда дружных

А теперь пора вспомнить капитанов буксира-кантовщика «Витязь», по возрасту уступающего лишь 111-летнему колёснику «Н. В. Гоголь». Первым капитаном судна был Владимир Соловьёв. Затем команду возглавляли Михаил Кошечко, Дмитрий Попов, Сергей Куприянов, Анатолий Власов, Герман Анисимов.

Сегодня капитаном буксира является опытный водник Николай Баскаков. В его подчинении находятся десять членов экипажа, в числе которых сменный капитан Дмитрий Конев, старший механик Сергей Шкрябин, старший моторист-матрос Александр Шевель и повар Вячеслав Бабкин.

У команды «Витязя» такие же задачи, как и в минувшие десятилетия, и решаются они успешно. Судно содержится в надлежащем состоянии, силами завода проводятся запланированные ремонты, так что буксир по первому звонку из диспетчерской цеха 22 может выходить на выполнение любого задания.

На «Витязе» трудятся классные специалисты, чьи заслуги руководство цеха оценивает по достоинству. Так, фотография второго механика буксира Ивана Рогачёва занесена на цеховую Доску почёта, а вся команда в связи с 50-летием судна приказом начальника цеха награждена денежной премией.

С юбилеем, «витязи» цеха 22!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей