Капитан, капитан, улыбнитесь!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/10/Petrov_kapitan_Gogolya-.jpg

Колёсный пароход «Н. В. Гоголь» в этом году достиг высоких показателей как по количеству рейсов, так и по числу пассажиров

На градообразующих предприятиях Северодвинска есть привлекательные места, куда любят приходить его жители, — это места расположения Досок почёта с фотографиями передовиков труда, обновляемых ежегодно в честь дней рождения, к примеру, Севмаша, «Звёздочки» или «Арктики». У Досок почёта можно слышать детские голоса: «Смотрите, смотрите, это же мой папа!» Или возгласы ветерана: «Гляньте-ка, сынок-то мой на Доску почёта попал!» Когда слышишь это, душа наполняется чувством гордости — и за детей, и за ветеранов, и за тех, кто своим трудом крепит оборонную мощь страны и по-прежнему держит на высоте марку Северодвинска.

14 октября обновилась Доска почета «Звёздочки», коллектив которой в текущем месяце справляет 68-ю годовщину начала своей производственной деятельности. На обновлённой Доске почёта 25 фотографий лучших тружеников завода, и среди них — снимок капитана легендарного колёсного парохода «Н. В. Гоголь» Ивана Петрова. Судно в этом году достигло высоких показателей как по количеству рейсов, так и по числу пассажиров, совершивших водные путешествия на его борту, о чём сообщали городские, областные газеты и Центральное телевидение.

Поматросил, но не бросил

Напомним, «Звёздочка» приобрела судно в 1972 году у Северного речного пароходства, списавшего его на утилизацию. На следующий год отремонтированный заводскими силами пароход в качестве плавбазы отдыха вышел в первый рейс до Усть-Пинеги. И так по нынешнее время «Н. В. Гоголь» ходит по Северной Двине, но уже в качестве туристско-экскурсионного судна. Сколько же десятков тысяч людей отдохнули на его борту за минувшие полвека!

Впервые на палубу колёсника Иван Петров ступил в должности матроса в апреле 1997 года, то есть четверть века назад, до этого работал в цехе 9 трубопроводчиком. Здесь выполнял задания цеха и слушал рассказы членов команды парохода об увлекательных путешествиях по Северной Двине. Вот и позвала парня речная стихия. Шефство над новым членом команды взял лично капитан парохода Владимир Новосёлов, но с условием — Иван должен обязательно получить профессию речника. Любую! Опять же по настоянию капитана парохода Новосёлова прошёл обучение в областном ДОСААФе, успешно сдал экзамен и получил диплом штурмана, а это значит — подъём по «служебному трапу».

В 2002 году Иван Петров надел китель с галунами третьего штурмана и стал самостоятельно нести вахты. Через год стал вторым штурманом, ещё через пять лет — первым, а в январе 2012-го, десять лет назад, его назначили капитаном колёсника. Тут, видно, свою роль сыграл тогдашний начальник водного цеха 22, заслуженный работник транспорта РФ Николай Жарихин, заботливо относившийся к плавсоставу.

Парусность у колёсника большая, того и гляди — кинет на стенку причала или стоящие рядом суда. Тут необходимо филигранное мастерство, а капитан парохода Петров им обладает. На причале уже стоят десятки непосед — водных путешественников, желающих как можно быстрее ступить на палубу колёсника. Боже, кто только на нём ни бывал! Вспомним короля Швеции Карла XVI Густава и его супругу Сильвию, академиков Н. П. Лавёрова, С. Н. Ковалёва, послов Китая, Индии, глав дипломатий Австрии, Великобритании, Исландии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США и Франции — это когда в областном центре отмечали 75-летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», доставившего в СССР стратегические грузы.

И сегодня команда судна во главе с капитаном Петровым и директором туристско-экскурсионного судна Олегом Девятовым приветливо принимает всех гостей. Особенно это подчеркнул режиссёр 12-серийного фильма «Хождение по мукам» К. П. Худяков (фильм снимался в августе 2017 года при участии колёсника): «Поиск и находка такого парохода — это просто один шанс на миллион». Вся команда судна активно помогала режиссёру и актёрам во время съёмок. Может быть, поэтому режиссёр Худяков и решил не менять название парохода.

Когда команда — единое целое

Как известно, от поведения командира корабля или капитана судна во многом зависят взаимоотношения в экипажах и командах. В коллективе колёсника обстановка доброжелательная. Вот как о капитане судна отзывается руководство водного цеха: «Иван Петров уделяет большое внимание становлению молодых работников и специалистов плавсостава, является их наставником, обучает безопасным методам и приёмам работы как на палубной части, так и в машинном отделении. Все умения и действия Ивана Николаевича направлены на качественное и безопасное выполнение максимально эффективной эксплуатации судна, получение только положительных отзывов о работе колёсника, команды и поддержание престижа «Звёздочки».

Оправдала Надежда надежды

Немаловажный факт: Иван Николаевич одинаково уважительно относится ко всем членам команды — от матроса до первого штурмана — и готов про каждого дать материал в газету. Вот последний пример.

В нынешнюю навигацию в машинной команде колёсника появилась… девушка-машинист, чего в практике заводской флотилии «Звёздочки» никогда не было. Это выпускница Архангельского техникума водных магистралей имени С. М. Орешкова Надежда Зверева, обладательница диплома специалиста по эксплуатации энергетических установок. Иван Николаевич со старшим механиком Алексеем Земцовским взяли девушку на судно под свою ответственность. И не пожалели: Надежда оправдала все их надежды. Вахты судового машиниста несёт грамотно, уверенно справляется со всем заведованием. И, как говорит капитан, на берег списываться не собирается.

Иван Петров постоянно заботится о профессиональном росте своих подопечных. К примеру, машинист Артур Пивень получил диплом судоводителя. Его коллега Владислав Дъячков стал вторым помощником механика.

— У меня даже матросы дипломированные, — с гордостью говорит капитан парохода.

Иван Николаевич тепло отзывается о всех членах команды, в том числе о бригаде проводников, которую возглавляет Ирина Федотовская.

— Наши девчата — цвет команды. И собой хороши, и работают красиво — ни одного нарекания за навигацию! — с гордостью произносит Иван Николаевич.

Было видно, что капитан судна говорит всё это от души, искренне, наверное, жалея о том, что навигация закончилась и пароходу придётся стоять у причала до новой. Только не просто стоять, а традиционно проходить межнавигационный ремонт, как это делается ежегодно.

В завершение нашей беседы я спросил Ивана Николаевича, сколько лет ещё пароход «Н. В. Гоголь», на его взгляд, может ходить по Северной Двине. Подумав несколько секунд, он с уверенностью ответил: «Не менее полувека!» И обосновал. У судна постоянно обновляются изношенные части корпуса, вся материальная часть машинного отделения содержится в надлежащем состоянии, каюты, салоны, ресторан, кухня, палубы, надстройки — тоже под приглядом команды. Естественно, настоящий хозяин парохода — завод, он не даст старейшине речного флота России досрочно уйти на заслуженный отдых.

В послужном списке капитана парохода «Н. В. Гоголь» Ивана Петрова есть записи с благодарностями Минпромторга РФ, министерства промышленности и торговли Архангельской области, ОСК. И вот новая запись: в связи с Днём трудовой славы «Звёздочки» фотография Ивана Николаевича Петрова занесена на Доску почёта головной организации.

Фото Р. Куницкаса

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей