Гавриил Троепольский и его Белый Бим

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/10/3fcb95c1a2da12d71ee16f1d83b6d8d3-.jpg

История собаки и человека о настоящей дружбе и преданности

Эта история никого не оставит равнодушным. История о настоящей дружбе собаки и человека, о преданности, зле и добре покорила сердца миллионов читателей и зрителей. Сегодня мы расскажем о повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

По словам автора, книга повествует о собаке, умном, добром сеттере Биме, и о людях, добрых и злых, которых встречает Бим. Автор защищает всё живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру, защищает правду и справедливость.

Гавриил Троепольский создал своё произведение на склоне прожитых лет. До этого писатель поднимал проблемы деревни, здесь же в центре сюжета оказался шотландский сеттер по кличке Бим. На первое место вышла проблема отношения людей к братьям нашим меньшим. Этот образ Троепольский использовал неслучайно. Он сам был хозяином сеттера по кличке Лёль. Про настоящую литературу автор говорил, что она должна отражать эпоху — нельзя писать только о счастье, тогда люди перестанут замечать чужую боль.

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в Российской империи. В семье работали с малых лет, ценили знания и книги, по ночам мальчик пас лошадей.

Гавриил Троепольский получил образование в Новохоперской гимназии, где научился размышлять над прочитанным и любить русскую классику, в молодости работал в избе-читальне, потом учителем. Главной в его библиографии стала повесть «Белый Бим Черное Ухо» про пса, который столкнулся с человеческой жестокостью, что стало причиной его смерти. Книгу автор писал шесть лет. В свет она вышла в 1971 году и многократно переиздавалась. Почти сразу после выхода в печать произведение разошлось на цитаты, например о том, что дружбу и доверие нельзя ни купить, ни продать. Одноимённый фильм появился в 1977 году и стал одним из лидеров проката. «Советский экран» назвал его картиной года, он был выдвинут на «Оскар». После просмотра американские зрители аплодировали стоя.

Хозяин Бима Иван Иванович — ветеран войны и писатель. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивал заботливый и умный щенок по имени Бим. С собакой у них сложились трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Иван Иванович перечитал много книг про несоответствие окраса сеттеров, чтобы установить родословную Бима, хорошо знает повадки, понимает «собачий» язык. Бим для Ивана Ивановича не просто собака — это друг, который делит с ним минуты грусти.

В книге показан мир людей глазами Бима. «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души — само собой разумеющееся состояние», — гласит авторский текст.

«Тёплая дружба и преданность становились счастьем, — пишет автор повести, — потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы». И ещё: «Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие».

Трагизм в том, что сеттер Бим, пройдя ряд невзгод и лишений, погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки по подъезду, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Иван Иванович приезжает за псом в приют, куда того поместили после отлова, но находит друга уже мёртвым. Троепольский про свою повесть говорил: «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча».

Вот как описан главный герой в повести: «С такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными тёмно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, всё это нельзя даже назвать мордой, а скорее — собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас — в конкретном случае — считается признаком вырождения. Во всём — красавец, а по стандартам шерстного покрова — явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима».

У Бима в повести есть друзья и враги. Он их чувствует и видит по-своему, по-собачьи, но особую любовь он испытывает к детям. Процитируем повесть: «Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это не собачье дело — рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди…»

Предлагаем нашим читателям небольшой эпизод из повести Гавриила Троепольского

«Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет. А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму: «Так-то вот и живём, дурачок. Ты чего смотришь на нее? — указывал он на портрет. — Она, брат, умерла. Нет её. Нет. — Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: — Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты ещё не понимаешь».

Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» — тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шёл немедленно, как на кличку. А раз уж он в таком возрасте осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не всё было в порядке. Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и прабабки Бима, но и знать при желании прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это всё, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным — вот в чём и соль.

По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно чёрным, с блестящим синеватым отливом — цвета воронова крыла, и обязательно с чётко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно — как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям — сеттер-гордон, а окрас — ну ничего похожего. Какой-то далёкий-далёкий предок взял вот и выскочил в Биме: родители — гордоны, а он — альбинос породы».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей