АПЛ К-149

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/10/10-.jpg

Почему лодку прозвали гагаринской?

Скажу честно: в своей журналистской практике, готовя материалы о подводных кораблях, всегда стараюсь найти, как говорят коллеги, изюминку, то есть интересный факт из истории конкретного подводного корабля. Недавно, просматривая свои записи, обнаружил пометку: «Вспомни три АПЛ — гагаринскую, брежневскую, путинскую. Уточнение: их так прозвали флотские острословы. Все три субмарины были приписаны к Северному флоту». А теперь расшифруем, почему они получили такие уважительные прозвища.

Так, в декабре 1965 года во время посещения Мурманска и Северного флота первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин был приглашён на атомную подводную лодку К-149 проекта 658, где встречался с экипажем корабля. В мае 1967 года во время швартовных испытаний на борт АПЛ К-137 «Ленинец» проекта 667А поднималась большая группа партийных и советских руководителей во главе с генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым, давших высокую оценку этому ракетоносцу, построенному корабелами Севмаша. В апреле 2002 года на АПЛ К-18 «Карелия» проекта 667БДРМ принимал участие в тактическом учении в Баренцевом море разнородных сил флота Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации В. В. Путин. Поэтому-то названные подводные корабли и получили такие наименования в хорошем смысле слова. Кстати, все они в своё время проходили ремонт на «Звёздочке». Из них в строю по-прежнему находится лишь РПКСН «Карелия», которому в октябре нынешнего года стукнет 33 года.

Принимай, космонавт, тельняшку!

Рассказать об АПЛ К-149 несколько подробнее есть положительные поводы. Первый — посещение корабля Ю. А. Гагариным; второй — 27 октября 1962 года, ровно 60 лет назад, на Севмаше был подписан приёмный акт о передаче подводного корабля ВМФ СССР.

Из открытых источников известно, что АПЛ проекта 658 были первыми несущими на своём борту баллистические ракеты с надводным стартом. Проект был выполнен в ЦКБ-18, главным конструктором которого назначили С. Н. Ковалёва. Эти крейсерские подводные лодки предназначались для нанесения удара баллистическими ракетами с ядерными зарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на территориях и в глубинах противника. Начали их строить на Севмаше, который построил и передал ВМФ СССР восемь таких подводных лодок.

АПЛ К-149 была седьмой по счёту. Заложили её в апреле 1961 года (ответственный сдатчик — П. В. Лапшинов, сдаточный механик — М. Ф. Коновалов), спустили лодку на воду в июле 1962-го и в конце октября передали флоту. Вот какие темпы строительства атомных подводных лодок были в то время! В феврале следующего года АПЛ К-149 зачислили в состав кораблей Северного флота, подводный ракетоносец отправился нести морские вахты в Заполярье, в 1-ю флотилию атомных подводных лодок, которой командовал Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Петелин.

Ракетоносец был оснащён всеширотным навигационным комплексом «Сигма» с астрокорректором. Гидроакустическое вооружение включало станцию «Арктика» («Арктика-М») — первую отечественную ГАС с совмещённой рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумнопеленгования и изменения дистанции.

АПЛ К-149 надёжно несла боевые службы и боевые дежурства до 1964 года. Затем подводный ракетоносец пришёл на «Звёздочку» для модернизации по проекту 658М. Ведущим подразделением по возвращению лодки в строй определили цех 15, которым в ту пору руководил П. П. Суслонов. Ответственным сдатчиком назначили В. П. Никулина, сдаточным механиком — А. П. Гончара. В тот период Советский Союз готовился достойно встретить 20-ю годовщину Великой Победы (если мне не изменяет память, до этого в нашей стране так грандиозно этот праздник ещё не отмечали, даже была выпущена юбилейная медаль, посвящённая этому знаменательному событию). Естественно, на «Звёздочке» широко организовали социалистическое соревнование, чтобы юбилейный год Победы отметить сдачей заказа Никулина Военно-морскому флоту. Параллельно «Звёздочка» в тот период вела ремонт на подводных лодках Б-76, С-98, С-181, К-11 и К-33. И только именно К-149 предстояло сдать флоту в 1965 году.

Соревнование набирало силы. Как вспоминают ветераны, в честь любой трудовой победы в подразделениях вывешивали «молнии», называя фамилии отличившихся производственников. Так, в цехе 15 неоднократно в лидеры соцсоревнования выходили бригады слесарей-монтажников М. И. Исаева, будущего Героя Социалистического Труда Г. М. Толстоногова, братьев В. Д. Коробова и А. Г. Коробова, сборщиков цеха 7, первого бригадира предприятия А. В. Косенко, Я. Г. Юртаева, участника Великой Отечественной войны, и других. Чтобы не подвести предприятие, некоторые трудовые звенья нередко оставались на вторые смены или выходили на работу в выходные и праздничные дни. Всё это положительно сказывалось на ходе ремонта лодки.

Заказ был модернизирован и передан флоту. В декабре 1965 года К-149 была уже на родной базе — в Западной Лице. Именно тогда и пригласили Ю. А. Гагарина посетить обновлённый подводный ракетоносец. Первый космонавт планеты не отказался и, как вспоминали ветераны, даже пошутил: «В космосе побывал, почему бы под воду не опуститься!» Когда Юрий Алексеевич шёл по причалу на лодку, его приветствовали экипажи всей флотилии, бросая на морозе вверх матросские шапки. Командование К-149 встретило Гагарина приветливо. Его провели по всем отсекам корабля и даже дали обнять ракетные шахты. А потом состоялась встреча в кают компании, где шёл задушевный разговор. Юрий Алексеевич выразил восхищение подводным кораблём, его грозным оружием, корабельной техникой, рассказал, как стал космонавтом и побывал в космосе, подчеркнув, что служба лётчиков и подводников схожа — и владением сложнейшей техники, и опасностью. От имени экипажа командир К-149 капитан второго ранга Б. Н. Громов подарил знаменитому гостю тельняшку и пилотку подводника. После посещения этой лодки Ю. А. Гагариным её и стали называть гагаринской.

С лодки — прямо на «Звёздочку»

Завершить историю АПЛ К-149 я решил, на мой взгляд, интересным фактом. В активе этого подводного ракетоносца до и после ремонта на «Звёздочке» 11 автономных походов. В одном из них был главный старшина турбинистов Павел Мазур, завершивший свою четырёхлетнюю службу на флоте в конце 1965 года. Когда лодка ремонтировалась, он часто общался с заводчанами, бывал на Яграх и в городе. Подводнику всё нравилось, и после увольнения в запас он решил «бросить якорь» на «Звёздочке». Естественно, таких парней завод принимал с большим желанием. Направили Павла в цех 15, где он стал осваивать профессию слесаря-монтажника, набираясь опыта у высококлассных коллег. Чтобы окончательно утвердиться на верфи, Павел поступил на вечернее отделение втуза. Получив высшее техническое образование, работал на инженерных и руководящих должностях.

Сегодня Павел Иванович, отметивший этим летом своё 80-летие, находится на заслуженном отдыхе. На «Звёздочке» трудилась и его жена Тамара Леонидовна, обладатель орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени. Их дело продолжает сын Игорь Павлович, заместитель главного конструктора КО по акустической защите, начальник бюро. Павел Иванович службу на АПЛ К-149 вспоминает добрыми словами. Только жалеет о том, что не довелось ему увидеться с Ю. А. Гагариным, так как перед уходом лодки в Заполярье он окончательно сошёл на берег.

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей