«Другого дела мне не надо»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/09/Drugogo-dela-mne-ne-nado-.jpg

Станочники

В механическом цехе 10 объём работ всегда большой. Выпускаемая продукция хоть и мелкая, но номенклатура её обширна — гайки, муфты, хомуты, штуцерно-нипельные соединения… Готовые изделия поставляются как в другие цеха, так и на строящиеся на предприятии заказы. Среди обширного парка станков есть в цехе и токарно-расточные. Работы на них выполняются разовые, штучные, как правило, не повторяющиеся и практически всегда уникальные. Тут важно не только правильно читать и ориентироваться в сборочных чертежах, но и применять творческий подход. Токарей-расточников в цехе всего трое, в их числе Константин Сорокин.

Свой токарно-расточной

С любимой профессией Константин Юрьевич не расстаётся более четверти века. Говорит, пошёл по стопам деда, который много лет трудился токарем на «Звёздочке». В механический цех Сорокин пришёл в 1995 году. Три месяца отработал учеником долбёжника, а освоив долбёжный станок, перешёл подручным на продольно фрезерный строгальный. Вскоре молодого рабочего призвали на срочную службу в армию. После увольнения в запас вернулся в родной 10-й цех.

Профессию токаря-расточника Константин Юрьевич осваивал непосредственно на производстве. Говорит, в тяжёлые 1990-е приходилось выбирать — либо учёба, либо работа. Токарно-расточной станок выбрал неслучайно. «На нём можно выполнять большой объём работ, — рассказывает Константин Сорокин. — Он «всеядный», осиливает те операции, что не под силу другим станкам». Знаний и опыта прибавили и профессиональные курсы при ГПТУ, рабочие командировки в Москву, Санкт-Петербург, Вологду.

В 2011 году 10-й цех вошёл в состав 40-го — и Константин Юрьевич перешёл стропальщиком в цех складского хозяйства № 30.

— Как правило, у токаря-расточника имеются корочки стропальщика, а вот разряда нет, — рассказывает Константин Юрьевич. — Поначалу в 30-м ко мне присматривались, ведь грузы там перемещают крупногабаритные — не каждый сможет с ними совладать. А как увидели, что справляюсь, приняли на постоянную работу.

Семь лет Константин Сорокин трудился в цехе складского хозяйства, дошёл до пятого разряда. Но мысли о токарных станках не покидали его. В 2018 году механический цех 10 вновь стал самостоятельным структурным подразделением — и Константин Юрьевич вернулся к любимому делу.

Школа мастерства

— Константина знаю давно, вместе начинали работать в 10-м цехе, тогда я был его мастером. Рад был видеть его снова в наших рядах, — вспоминает старший мастер Юрий Шумилов. — Он профессионал высокого уровня, ответственный, с чувством долга — если появляется срочная работа, всегда остаётся сверхурочно, несмотря на личные дела. Рабочие, а порой и цеховые технологи спрашивают у Константина Юрьевича совета. Ещё он надёжный товарищ, всегда придёт на выручку, поможет, в просьбе не откажет.

Константин Сорокин не только мастерски справляется с работой, но и обучает молодое поколение станочников. Он неосвобождённый инструктор профессионального обучения у студентов Техникума судостроения и машиностроения. Ребята под его руководством проходят производственную практику в цехе. А те, кто возвращается на производство после окончания учебного заведения, набираются опыта опять же под присмотром Константина Юрьевича.

— Мой молодой напарник Анатолий Розов — бывший студент, которого я обучал. Парень толковый, отлично справляется с работой, — говорит о молодом рабочем наставник Сорокин. — Когда мне дают ученика, всегда спрашиваю его, хочет ли он освоить дело расточника. Ведь в техникуме ребят обучают на токаря, фрезеровщика, а вот навыки расточника или шлифовальщика, карусельщика они получают здесь, в цехе. Если вижу у парня настрой на работу, то рассказываю, показываю, делаю всё, что в моих силах. Всему можно научиться, главное — желание. Невыполнимых работ не бывает, любая задача решаема.

Как в шахматах

Сегодня Константин Сорокин, токарь-расточник четвёртого разряда, в профессии как рыба в воде. Но признаётся, что так было не всегда. Конечно, и у него были учителя, наставники. Смотрел, учился, ему помогали, теперь помогает он. На расточных станках разных модификаций поработал Константин Юрьевич. Так опыта и набирался.

— Чтобы хорошо овладеть станком, как минимум пять лет надо. Не сразу всё будет получаться, необходимо усердие, чтобы выставлять детали с нужной точностью, представлять конечный результат, стараться выполнить работу за одну установку детали. Это как в шахматах — видеть на несколько ходов вперёд, — делится Константин Юрьевич. — Каждая работа, выполняемая станком, индивидуальна, каждый раз всё по-новому, другие размеры, габариты…

А ещё, чтобы стать профессионалом, нужно любить своё дело, добавляет герой этой публикации.

И по всему видно: он не просто любит работу, он её обожает. Недаром его добросовестный многолетний труд и высокий профессионализм поощрены почётными грамотами руководства предприятия, а портрет занесён на заводскую Доску почёта. Сам же Константин Юрьевич признаётся, что главное для него — делать работу на совесть. И если повернуть время вспять, то вновь пошёл бы по когда-то верно выбранному пути: «Другого дела мне не надо, это моё призвание!»

Светлана СУХОЕДОВА
Фото Олега Перова

Севмаш на страницах «Северного рабочего» (30 сентября 2022 г.)

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей