Русский характер, маршал Жуков и разговоры о важном

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/09/5-1-1.jpg

О чём говорят с детьми на классных часах в школах

«Есть вещи, которые мы не выбираем, — времена, язык, страну, но от каждого из нас зависит, как мы будем жить в стране, в которой родились» — с таких слов начался первый урок новой учебной недели в 10 «А» классе лингвистической гимназии № 27 Северодвинска.

«Нам надо поговорить» — такую фразу мы слышим от других, когда речь заходит о чём-то действительно важном и не терпящем отлагательств. Уметь говорить и слушать — две наиболее важные потребности каждого из нас. Разговоры сближают, объединяют, дарят, решают, вдохновляют, поддерживают и учат — без них мы лишены возможности сказать друг другу самое важное.

О новом масштабном проекте в сфере образования заговорили задолго до начала нового учебного года, говорили много и в положительном ключе — о своевременности, необходимости, полезности и значимости. «Разговоры о важном» — так называется цикл внеурочных занятий, которые с нового учебного года начались во всех российских школах с 1-го по 11-й класс. На одном из таких классных часов мне посчастливилось побывать в утро понедельника текущей недели.

Сегодня ситуация в мире кардинально меняется, появляются новые правила игры, которые как бы подсказывают, что, может быть, пора сменить нашу привычную беспечность на бдительность, а акценты сместить на более значимые и важные вещи, которые касаются не только нашего собственного благополучия, но и благополучия страны в целом. Возможно, поэтому и «Разговоры о важном» подросли в цене и стало необходимо наконец-то поговорить о том, о чём долго молчали. Настало время поговорить о важном.

Как известно, у каждого слова есть своё значение, его нетрудно найти, если обратиться к словарю. Значение можно заучить и запомнить, но если не будет понимания, то навряд ли память сохранит это надолго, и значение важных слов потеряет свою важность. В подтверждение своих слов приведу цитату российского учёного, доктора филологических и биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской: «Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание; воспитание спокойного отношения к постоянным переменам; формирование навыков верификации информации; обучение способности учиться и противостоять стрессу; научить сохранять человечность в цифровом мире».

Как сегодня рассказать подрастающему поколению, что такое патриотизм, и при этом не перегрузить частотой употребления и не вызвать негативный отклик? Как объяснить ребятам, что значит любить свою страну и быть настоящей её частью, чувствовать себя в ней уютно, найти своё место и оставаться искренним, чтобы ребята поверили и доверяли? Для педагогов сегодня эта задача не из лёгких по той самой причине, что нынешние дети — образец другого поколения с другими технологическими возможностями, наличием Интернета и лёгкого доступа к информации, следовательно, и подходы к ним должны быть другими.

Может быть, поэтому внеурочные занятия назвали как «Разговоры», когда можно просто поговорить, без лишних назиданий и менторства — узнать мнение ребят на разные темы, рассказать им интересные истории, привести любопытные примеры, удивить неизвестными фактами и тем самым посеять в их душах частичку тепла и любви к себе, своим близким, друзьям и Родине. Лишь бы у ребят была открыта дверца в мир, где есть желание услышать, понять и захотеть поддержать разговор, а полученные знания применить не только на словах, но и на деле.

Анастасия Евтихиева — учитель истории и классный руководитель 10 «А» класса с углублённым изучением истории. Более 10 лет она работает в лингвистической гимназии № 27. Она увлечена историей, по-настоящему любит свой предмет и хочет передать эту любовь своим ученикам. Занятие, на которое меня пригласили, было второе по счёту в этом учебном году и проходило под общей темой «Наша страна — Россия». Предмет новый, и мне было важно понять, как его преподают, о чём говорят и интересно ли это ребятам. Могу сказать, что было познавательно и интересно. Но обо всём по порядку.

10 «А» класс имеет одну особенность — из 33 учащихся всего три юноши, но, как мне показалось, мальчишки совсем не грустят. Занятие началось с торжественного исполнения Гимна России. С самого начала Анастасия Ивановна дала ребятам хороший и позитивный настрой. Занятие было интересным, педагог использовала много наглядности, подводящих к размышлению вопросов, ребята успели поработать со словарями, также была работа в маленьких группах с ярко подобранными примерами из художественных произведений.

Одна из учениц, Виталия Пиличева, прочитала отрывок стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Чтение наизусть было при полной тишине и заинтересованности одноклассников. Стихотворение стало продолжением темы занятия — отражение русских черт характера в нашей культуре.

В первой части урока Анастасия Ивановна предложила ребятам поразмышлять о патриотизме — подростки читали определение слова в разных словарях, искали наиболее понятное и близкое, находили общее — сравнивали, называли ключевые слова, делились мнениями. В распоряжении ребят были толковый словарь русского языка, энциклопедический словарь и словарь-справочник по культурологии.

Вторая часть занятия была посвящена просмотру короткого видеоролика о нашей стране и людях. После — работа с текстами из разных источников, где каждой группе учеников был предложен свой фрагмент. Первой группе предложили отрывок из статьи Н. М. Карамзина о патриотизме и патриотах, второй группе — фрагмент из интервью Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, третьей — фрагмент рассказа Алексея Толстого «Русский характер». После чтения и обсуждения ребята презентовали свои ответы в виде выводов и понимания прочитанного.

Заключительная часть занятия была посвящена подведению итогов, где учащиеся высказывали свои позиции, отвечали на вопросы учителя. Участники разговора сошлись во мнении, что прежде всего страна — это люди, что патриотизм проявляется не только в великих делах и героических поступках, а складывается из каждодневных маленьких, но полезных дел. Говорили и о важности истории страны — и не только о достижениях, но и об ошибках, о том, как важно хранить традиции и сохранять свою культуру и язык. Главный вывод, который был сделан: патриотизм проявляется в действии, а не в словах.

После окончания урока мы поговорили с классным руководителем Анастасией Евтихиевой, директором лингвистической гимназии Ириной Братаевой и двумя ученицами 10 «А» класса — Виталией Пиличевой и Екатериной Рогуевой.

По мнению классного руководителя Анастасии Евтихиевой, «Разговоры о важном» — очень хорошая возможность поговорить с ребятами об известных людях, открытиях, нашей стране и объединить уроки истории и обществознания с этими занятиями.

— Донести до моих учеников мысль, что будущее нашей страны — это они, — самая важная задача. Если они это поймут, то и относиться ко всему будут по-другому. Основу того, как они будут поступать по отношению к другим, относиться к учёбе, а в дальнейшем и к своему делу, можно заложить уже сегодня, сейчас, — отмечает Анастасия Евтихиева.

Классный руководитель уверена, что занятия обязательно дадут хороший результат.

— Не каждому в жизни выпадет честь совершить великий поступок, но если нас будут помнить и знать как честных, добрых и справедливых людей — это уже немаловажно. Отмечу, что важным фактором является и среда, то, что окружает ребят, следовательно, на взрослых рядом возлагается ответственность.

По словам директора гимназии Ирины Братаевой, 10-й класс — вновь созданный и сборный, ребята ещё только начинают лучше узнавать друг друга, привыкать к новому коллективу, который на сегодня образован из трёх классов. Руководитель учреждения уверена, что включённость детей в процесс будет ещё более активной — ребята в скором времени начнут больше разговаривать и активнее отвечать на вопросы, им нужно немного времени, чтобы поближе познакомиться друг с другом.

Виталия Пиличева учится в лингвистической гимназии с первого класса. Её впечатления о новых занятиях, включённых в программу, хорошие. Виталия считает, что современному поколению важно знать историю своей страны и каждый день совершать добрые поступки.

Екатерина Рогуева тоже учится в гимназии с первого класса. Для неё эти уроки — важная составляющая учебного процесса.

— Я рада, что такие уроки ввели в нашей школе. Быть эрудированным и подкованным в современном мире — это значит уметь понять и разобраться в непростой ситуации в мире. В этом помогает знание истории. Я всегда буду помнить тот город, где я родилась, где живёт моя семья.

Несомненно, «Разговоры о важном» — это своевременно и необходимо. Главное, чтобы сошлись все дороги — знания и энтузиазм наших талантливых педагогов, желание ребят узнавать, понимать и доверять и правильное окружение рядом. А мы желаем и тем, и другим успехов, новых знаний и добрых поступков!

Добавим, что «Разговоры о важном» — федеральный проект, цикл занятий рассчитан на весь учебный год для учащихся 1—11-х классов. 1 сентября Президент России Владимир Путин проводил первое такое занятие в одной из школ Калининграда.

P. S. От автора

На протяжении всего занятия меня не покидало желание ответить хотя бы на один вопрос, который обращал учитель к ребятам, захотелось снова сесть за парту и учиться, потому что всегда была уверена, что любовь к предмету во многом зависит от педагога, который его преподаёт, и Анастасии Ивановне это удалось. Выводы о результатах и пользе проведённых занятий можно будет сделать позже, к концу учебного года, ближе к окончанию цикла занятий — это небыстрый процесс. Но на одно из последних занятий меня обещали пригласить, поэтому будем ждать приглашения! Когда я уже выходила из школы, вспомнилась одна апофегма: «Философ Сократ, спрошенный, что есть сладчайшее в жизни, сказал: учение, добродетель и исследование неизвестного».

Хочется пожелать педагогам и старшеклассникам: побольше пайдейи вам, друзья!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей