Первый, гражданский, глубоководный

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/foto1-1-10.jpg

Севмаш приступил к постройке уникального обитаемого подводного аппарата

В воскресенье, 26 июня, в преддверии Дня кораблестроителя, на Севмаше состоялась торжественная церемония закладки обитаемого подводного аппарата «Ясон» проекта 03660. Аналогов подобному объекту в отечественном судостроении не существует.

Инновационный проект направлен на повышение надёжности и безопасности процесса транспортировки газа. Будущему обитаемому аппарату, обладающему водоизмещением около 15 тонн и обзором 270 градусов, предстоит работа, связанная с эксплуатацией морских магистральных газопроводов, в частности: обследование объектов подводной газотранспортной инфраструктуры, изучение морского дна, геологоразведка, охрана полезных ископаемых и монтаж конструкций различного типа. В настоящий момент эти работы выполняют водолазы и телеуправляемые необитаемые аппараты, но множество задач на больших глубинах они выполнить неспособны.

Торжественное мероприятие состоялось на площадке механического цеха Севмаша. Закладную доску на секции обитаемого подводного аппарата закрепили первый заместитель губернатора — председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгий Фокин, руководитель администрации президента НИЦ «Курчатовский институт» Лев Левин и генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко. Затем участники церемонии подписали памятный акт по случаю закладки первого в России аппарата «Ясон» проекта 03660.

В приветственном слове председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев отметил, что Севмаш, выполняя важнейшие государственные задачи оборонного назначения, успешно реализует проекты, которые и в гражданской сфере деятельности ставят нашу страну на верхние ступени технологического лидерства.

Заказчиком подводного аппарата стала компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», разработчик — конструкторское бюро «Малахит», кураторы — научный блок ПАО «Газпром». Также, как сообщает пресс-служба Севмаша, в разработке проекта участвовали Крыловский государственный научный центр, ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», НИЦ «Курчатовский институт» и Центр подводных исследований Русского географического общества.

В приветственном слове к участникам церемонии генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко заявил, что проект будет успешно реализован.

— Мы приступаем к строительству аппарата с уникальными тактико-техническими характеристиками. Аналогов в гражданском судостроении ему не было. За последние несколько десятилетий Севмаш передал заказчикам множество головных проектов, начиная от атомных подводных лодок четвёртого поколения, заканчивая МЛСП «Приразломная», мегаяхтами и авианосцем «Викрамадитья». Все проекты были удачно завершены. Уверен, что и этот уникальный заказ мы также выполним в сроки и с надлежащим качеством, — сказал Михаил Анатольевич.

О характеристиках нового аппарата информации практически нет, но известно, что он будет способен погружаться на глубины до 2250 метров. Да, есть более глубоководные аппараты, такие как «Мир» или «Русь». Но если «Мир» был построен в Финляндии, то «Русь», как и «Консул», строились для военных и для выполнения других задач. Аппараты, подобные «Ясону», не производились ни в СССР, ни в России — это абсолютно новый и уникальный отечественный проект.

— Хочу отметить особенность этого аппарата, которая заключается в том, что у него уже есть сердце — это те люди, которые непосредственно участвовали в его создании. Я могу сказать, что все мы в определённой степени романтики, романтики моря, романтики лодок, но редко кто из нас может отказаться от погружения в прозрачном корпусе и возможности, по сути, слиться с океаном, морем. Я думаю, что многим из строителей аппарата предстоит такое счастье в период его испытаний не только в акватории Белого моря, но и на тех полигонах, где будет предусмотрено погружение на предельную глубину. Хотел бы отметить ещё один важный момент — техническая сложность не всегда стоит знаком равенства с водоизмещением. Да, у нашего аппарата водоизмещение небольшое, всего-навсего около 15 тонн, но сложность технических решений, кропотливость, которая потребуется от работников Севмаша при сборке аппарата, при его испытаниях, сравнимы с теми техническими вопросами, которые решаются при строительстве и испытаниях крейсеров стратегического назначения. Нет сомнений, что славный коллектив Севмаша с этим справится, — сказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.

В настоящий момент все работы, которыми будет заниматься будущий аппарат, выполняют водолазы и телеуправляемые необитаемые подводные аппараты. Но их возможности ограничены. В планах компании заказчика — выполнение всего комплекса работ по диагностике и обследованию морских магистральных газопроводов и других подводных объектов, геологоразведки, проектно-изыскательских и монтажных работ под водой. Возможности водолазов ограничены глубиной погружения в сто метров, да и спуститься под воду можно только при благоприятных погодных условиях. Также для водолазов необходимо судно со спецперсоналом, медработниками и барокамерой. Обследование подводной газотранспортной инфраструктуры с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов ограничено глубиной погружения до 500 метров. Именно поэтому обитаемый подводный аппарат «Ясон» станет отличным помощником для российских работников газовой и нефтяной отрасли.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей