Эпоха красоты и изящества

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/gASc99Bz7Us-.jpg

Разговор о гражданской моде 1940-х с реконструктором Людмилой Евстафьевой

Поводом для беседы с Людмилой Евстафьевой, известной по военно-историческому клубу «Северная Двина», стала её победа в акции Роспатриотцентра «От войны к миру» по реконструкции образов, символизирующих эпоху 1940-х. Успех в фотоконкурсе северодвинке принёс большой опыт — Людмила Евстафьева не только коллекционирует ретроодежду, но и участвует в модных показах.

Смотритель городского краеведческого музея Людмила Евстафьева в военной реконструкции с 2010 года. Любовь к гражданской моде 1940-х проснулась в 2012-м на первом модном показе в Санкт-Петербурге. Людмила прошла кастинг благодаря платью своей бабушки. Глубокий коричневый цвет, ткань — крепдешин (натуральный шёлк) — лёгкая и струящаяся, и, конечно, возраст — уже более 80 лет это платье влюбляет в себя окружающих.

— Так получилось, что задолго до участия в реконструкциях это платье хранилось у мамы в чемодане. А когда подошло замечательное время беременности, я его стала носить, перешив лишь планочку застёжки. Счастье было неописуемое — оно очень лёгкое, комфортное. А когда предложили поучаствовать в кастинге, первое, что пришло в голову, — это именно бабушкино платье. Мой снимок оказался одним из лучших. Так я попала на свой первый показ, — рассказывает Людмила Евстафьева.

Увидев на показе огромное количество ретроплатьев, сердце Людмилы было покорено: «Эпоха красоты и изящества», — говорит реконструктор. Сейчас коллекция гражданской моды военно-исторического клуба насчитывает около 500 экземпляров, из них 80 — оригинальные платья эпохи 1940-х. Также в коллекции — сумки, обувь, бижутерия, нижнее бельё, шляпки и ремни. К слову, интерес к ретромоде заключается не только в эстетическом наслаждении.

— Историю военного костюма тщательно изучают, и её проще изучать. У военных есть положение о правилах ношения форменной одежды, оно утверждается и регулярно обновляется. Если вы захотите воплотить образ солдата Красной армии, то можно открыть положение о ношении форменной одежды, например, 1936 года, и вы безошибочно попадёте в 1941 год. Что касается гражданского костюма, ситуация более сложная. Да, есть фотографии, но иногда их очень трудно датировать, и это чёрно-белые фотографии, цвет платья вы не узнаете, фактуру материала тоже далеко не всегда фотографии передают. И остаётся всего один ресурс, который в данном случае даёт полную картину, — это материальные вещи, — говорит Людмила.

За каждой вещью кроется своя семейная история, а за каждой семьёй — история всей страны. По словам Людмилы, накануне Второй мировой войны у нас были хорошо заметны общие тенденции моды, отличавшиеся от западной, особенно американской. Так, наши женщины уже работали на фабриках и заводах, а американки к станкам встанут только в период военных действий. Из этого складывается тенденция больших плечиков. Их начинают носить в период Второй мировой не просто так. Мужчин рядом нет, но нужно сделать вид, что женщина на своих плечах может вынести всё.

— Поэтому, когда на Западе появится New Look (элегантный, женственный, романтичный стиль одежды, предложенный Кристианом Диором в 1947 году. — Прим. ред.), в СССР он не сразу найдёт понимание, потому что у нас-то по-прежнему мужчин нет. По-прежнему страна в разрухе. И к нам New Look придёт только к началу 1960-х. По простой причине: мы от войны уже оправимся, у нас заработает лёгкая промышленность, и не только на военные нужды, но и для гражданского населения, — отмечает Людмила Евстафьева.

Казалось бы, какая может быть мода в годы войны? Но вот ещё один любопытный факт. Советские журналы мод печатались все годы войны. А в 1945-м московский журнал мод выпустил сразу четыре номера. И это опять же важная часть истории, говорит Людмила.

— Это посыл со стороны правительства, будет ли хорошая, мирная жизнь. А вот журнал! Шейте! Дух поддержать, чтобы была уверенность, что эта одежда потребуется, когда закончится война. Чтобы люди не забывали, что такое мирная жизнь и что она будет, и будет красивой. В журналах есть выкройки, описания моделей с деталями, состав тканей. И плюс каждая женщина того времени умела шить, — рассказывает коллекционер.

Платья в коллекцию Людмилы Евстафьевой попадают по-разному. Чаще от знакомых. Например, бывший руководитель Пинежского землячества Алевтина Бебенина передала несколько платьев из штапеля (летняя х/б ткань). В одном из них её бабушка выходила замуж. Ещё одна знакомая передала платье родственницы, которая ходила в нём на работу на аэродром. А совсем недавно пожилая северодвинка подарила Людмиле сразу два платья, которые в своё время сшили её мама и тётя.

— Да, они не в идеальном состоянии. Но мы, во-первых, можем реально фактуру ткани потрогать. Во-вторых, эти платья в семье остались, их долго носили, и это очень важные моменты. Опять же это обращает человека к истории своего рода, своей страны. Хозяйка этих платьев счастлива, что её семейная история останется в истории города, — отмечает Людмила.

Возвращаясь к 1940-м, можно сказать, что к началу войны в одежде сформировался уникальный советский стиль. Гражданская мода взяла очень многое из военной и спортивной формы тех лет. Это было связано ещё и с тем, что в предвоенные годы, да и в послевоенные тоже, ощущалась нехватка высококачественных тканей. Некоторые вещи перешивали из одежды прошлых лет. Это было нормально для того времени, ведь женщины хотели оставаться красивыми. Кстати, чулки также были невероятной роскошью, поэтому многие женщины просто рисовали стрелку и пятку на ноге, имитируя эффект чулка. В СССР своеобразной альтернативой чулкам стали белые носочки. Девушки в платьях с широкими плечиками, рукавами-фонариками, в туфельках на небольшом каблуке или танкетке и белых носочках — своеобразный символ эпохи 1940-х.

— Для меня это любимое время, эпоха прекрасного. Даже несмотря на то, что война. Конкурс, в котором я победила, называется «От войны к миру». И мне кажется, к миру наша страна пришла в том числе за счёт красоты и желания женщин быть красивыми. Они свой подвиг совершили. И в каком-то смысле он ещё не оценён по достоинству. И если мы хотя бы иногда будем заглядывать в ту эпоху, чуть-чуть, хотя бы на их платья, мы, наверное, сделаем для себя правильные выводы, — говорит Людмила Евстафьева.

Фото автора и Людмилы Евстафьевой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей