Евгений Гришковец: «Смех — это хорошее дело!»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/ec726485-7cc0-4970-8c26-9cc90cda1511-.jpg

Известный российский писатель встретился в Северодвинске с друзьями

Концерт в Северодвинском драмтеатре состоялся в рамках тура по России. На сцену автор вышел не как исполнитель, а в качестве старого знакомого и единомышленника для многих. Общались, несмотря на преграду между залом и сценой.

В первые минуты общения с залом Евгений рассказал, что за несколько лет его писательства и выступлений накопилось много мелких произведений, из которых составлена программа нынешнего концерта. Далее приведём выдержки из произведений автора.

Концерт, не спектакль

— Сегодня будет концерт. Годами, выйдя на профессиональную сцену, я приучал всех, что делаю спектакли. И в этот раз ко мне уже собираются на спектакль, а я говорю: не, ребята, теперь — концерт.

Я для вас свои строки прочту лучше, чем вы для себя. Ведь как человек читает смешную книгу, даже если она очень нравится? Молча. А хочется смеяться в голос! Ведь смех — это чудесное занятие. Но смеёмся мы вслух, только когда мы с кем-то. В одиночку, тем более над хорошей книгой, редко смеёмся. А смех в компании — это ещё и диалог. Так что ваш смех сегодня я воспринимаю как речь: да, мы точно так же к этому относимся, так же видим.

Ещё. Почему я решил делать такие концерты? В позапрошлом году 6 ноября ушёл из жизни величайший русский эстрадный писатель Михаил Жванецкий. Мне посчастливилось почти два десятилетия с ним дружить, он был мне старшим товарищем, наставником и собутыльником. И он много раз говорил, что мне нужно заняться такими концертами. Я не понимал зачем. А когда его не стало, увидел, что это место на русской сцене осиротело. Потому что это сугубо наша традиция, она отличается от западного стендапа, от европейского политического кабаре. И эта традиция не должна иссякнуть, высохнуть. Я счастлив перед вами выступать!

О Жванецком, юморе и евреях

— Я написал посвящение Михаилу Михайловичу, но не успел ему прочесть. Получилось посвящение юмору, которому Жванецкий был предан всецело, считал юмор высшей формой смехового искусства, а смех по поводу юмора — «высшим смехом».

Надо понимать, а кто-то, может, и помнит, что на рубеже 1980-х годов вся огромная страна говорила словами Жванецкого, его странным порядком слов, даже не отдавая себе в том отчёта. Два главных человека страны, у которых были и свобода, и воздух, и что-то чистое, настоящее, — это Высоцкий и Жванецкий, настоящие народные герои. Их записи передавались из рук в руки, из уст в уста.

Жванецкий также был автором великого одесского смехового мифа. А евреи всегда смеялись над собой, никто про них не мог придумать ничего смешнее. И этими анекдотами они говорили: мы смеёмся над собой, и вы посмейтесь, не стесняйтесь. Мы смешные, забавные, мы не опасные. Если нужно, можем вам сделать самую опасную бомбу, нам самим не надо, а вам — сделаем, только оставьте нас в покое. Они не понимали, что человек, способный смеяться над собой, опасен своей свободой. Но юмор не имеет национальности, он или юмор, или нет. И юмор — это не про «Что они, сволочи, с нами делают?!», а о том, почему мы сами так живём.

О сверстниках

— Я потерялся между поколениями: своего поколения у меня нет, есть только ровесники. Чувствуете разницу? Мои ровесники, люди за пятьдесят, — кто это такие? Это мэры, губернаторы, министры, депутаты, полпреды, генералы, ректоры, главврачи, бесконечные замы, владельцы миллиардных капиталов, но при этом они ни черта не решают! Они умны, богаты и осторожны. Они сделали всё, чтобы не стать поколением.

О настоящем времени

— Я перед Новым годом написал своим друзьям, родственникам, коллегам, чтобы наступающий 2022-й не вошёл в историю. Не сбылось. И время сейчас такое, что ничего не скроешь, всё видно. Время, когда нужно быть очень щедрыми на искренние слова, на внимание друг к другу.

В этом году я обязательно говорю это в каждом выступлении: мы проснулись в новом, довольно страшном мире. И для меня был вопрос, выступать ли, особенно с весёлой программой. И я решил это делать, ведь, если вы пришли ко мне, велика вероятность, что мы единомышленники. А нам нужно сейчас собираться по какому-то хорошему, счастливому поводу, по поводу искусства, отрываться от потока новостей и смотреть друг другу в глаза. Потому что нам придётся пережить эти времена вместе, у нас других соотечественников не будет, и времени другого у нас тоже не будет. Я понял, что отказ от концертов — это санкции против вас, а делать такое я не намерен. Мне стало понятно: патриот — это человек, который живёт и работает с тобой в одной стране, и от этого другим людям лучше.

О летнем отдыхе

Летом нужно куда-то выезжать, чтобы соскучиться по дому, где живёшь весь год. Дома соскучиться по дому невозможно, а иногда это нужно. Последние два года превратили для нас летний отдых в сложный квест. Мы не можем теперь отдыхать там, где хотим, где привыкли, где любим, мы можем отдыхать только там, где «можем». Но при этом человек, который на Урале, в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке с трудом зарабатывает свои честные деньги в довольно прохладном климате, по собственной воле не может отдыхать в Анапе. Это противоречит здравому смыслу.

Я даже разработал такую рекомендацию, как можно отдохнуть коротко, максимально недорого и, главное, выполнить всю летнюю программу в расчёте на одного человека. Правда, здесь — выезд из Москвы. Плацкартный вагон, боковая полка у туалета: будет много попутчиков, много бесед. Выехать надо в пятницу днём, и в Сочи вы прибудете в семь утра в субботу. В гостиницу не надо, вы её даже не планируете, вещей у вас нет, они вам не понадобятся. Сразу нужно найти рыночек, где продаётся местное вино. Рекомендую «Изабеллу», она фиолетовая и не отстирывается ни от чего. Брать нужно три литра на человека — и сразу на пляж — любой, главное поторопиться. В восемь вы на пляже. Нужно быстро выпить два литра вина, в процессе купаться. Через час вы пьяный совсем, и теперь нужно уснуть на самом солнцепёке. К двум часам дня вы просыпаетесь сгоревшим до пузырей, со страшным похмельем, которое даёт только «Изабелла», и солнечным ударом. И тут нужно ещё разок окунуться в море, мужественно допить литр тёплого вина, попробовать съесть местный чебурек, который местные армяне достают из чёрного масла, как из нефти. Дальше сами понимаете, что с вами может произойти, но вам надо спешить на вокзал. Падаете в поезд, который выходит на Москву в 16 часов. Плацкарт, боковая полка — и в понедельник вы на работе. Всё! Вы на целый год сыты по горло ощущением путешествия, накупались и загорели, вина попили, экзотической еды поели, всего получили в переизбытке. Даже вспомнить об этом тошно, а главное — вы очень сильно соскучились по дому! Это работает.

Фото Лилии СОЛТАНОВОЙ

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей