Книжный бум в СССР и Северодвинске

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/foto_5-gigapixel-standard-scale-6_00x-.jpg

Про самые популярные издания и не только

Во времена Советского Союза мы, как известно, были одной из самых читающих стран в мире. Тиражи художественных книг, выпущенных тогда, поражают воображение современного читателя. Если сейчас издать книгу в количестве 10 тысяч экземпляров — мечта даже самых известных авторов, то в СССР и 100 тысяч не были пределом. Массово читали в стране Советов газеты и журналы, которые выходили вообще миллионными тиражами.

В интеллигентном советском Северодвинске книги тоже пользовались огромной популярностью. Книжная торговля была организована и в специализированных магазинах, и с лотков — в кинотеатрах, клубах, дворцах культуры и даже в некоторых учреждениях и на предприятиях. Но что самое поразительное: постоянные книжные торговые точки были и в продовольственных магазинах! В частности, в знаменитом «двадцать первом» на проспекте Ленина. Ко всему прочему торговля книгами, видимо, давала неплохой доход.

Интерес к книгам поддерживался и за счёт постоянной рубрики «Прочтите эти книги» в газете «Северный рабочий», где освещались новинки. Не раз снимал книжные магазины и легендарный фотокор Валентин Капустин. Предлагаем вашему вниманию его снимки, сделанные в Доме книги, который и сегодня находится на проспекте Морском, 16. Это был самый большой книжный магазин города (а сейчас он остался единственным!), который открылся в 1977 году.

Об особенностях торговли в Доме книги беседуем с Ольгой Владимировной Матвеевой. Она проработала здесь с 1978-го по 1992-й, застала расцвет книжной торговли в советский период и начало её упадка в постсоветской России.

Прежде всего Ольга Владимировна рассказала, что в Дом книги был огромный конкурс. Работать в книжном вообще было очень престижно. Устроиться в эти магазины удавалось не всем и не сразу. Зато работники были квалифицированными, многие оканчивали книготорговые техникумы.

— А ещё у нас были конкурсы всего книготорга, — продолжает Ольга Матвеева. — Я в 1980 году тоже участвовала, даже сшила для конкурса платье. Заняла первое место. Это было очень престижно, ведь продавцы участники приезжали со всей области. На конкурсе разыгрывались и книги: например, в 1980-м — из серии «Библиотека фантастики», я её выиграла. А в 1982 году я заняла второе место, но тем не менее мне дали туристическую путёвку в Кисловодск, Нальчик и Сочи.

Сейчас узнать, книги каких авторов и направлений наиболее популярны, просто — столько существует разнообразных рейтингов. А интересно, какие книги были самыми продаваемыми в советское время?

— Самыми востребованными и дефицитными были медицинские энциклопедии, энциклопедии по ведению домашнего хозяйства и детские книжки, — рассказывает Ольга Владимировна. — Очень популярны были детские книжки-раскладушки, они были как бумажный театр. Их продавали по одной книге в руки, боялись спекуляций. Большой популярностью пользовались дорогие цветные альбомы по искусству: «Третьяковская галерея», «Русский музей» и т. д., которые издавались за рубежом, так как советские типографии не имели специального оборудования для печати цветных репродукций. А вот труды Ленина, Маркса, Энгельса, Брежнева не раскупались годами. Правда, приезжали покупатели из воинских частей, чтобы приобрести плакаты и политическую литературу для проведения политинформаций и для политпросвещения военнослужащих.

Но надо понимать, что тогда существовала система заказов, тематические планы — это специальные книжечки, где всегда печатали, какая книга будет выходить в следующем году, — например, в педиатрии, и врачи приходили к нам, заполняли открытки. Тематические планы начинали к нам поступать с весны, и люди весной, летом и осенью оставляли заявки. Там писали адрес и какой номер книги им был необходим. Когда нужная книга доставлялась в магазин, мы высылали эту открытку на адрес, и ее выкупали. Всем этим занимался библиограф. То же самое было и с технической литературой. Принимали заказы и на военную литературу, она очень хорошо продавалась, особенно мемуары. Например, мемуары Жукова в трёх томах. А вот на художественную литературу мы заказы не брали, она была и так очень ходовая. Вообще книжная торговля была налажена очень толково.

Книжные магазины в Советском Союзе выполняли еще одну важную функцию — просветительскую. Они приглашали для выступления писателей, прежде всего, конечно, местных. Так, в Доме книги проводили встречи с читателями наши старейшие поэты А. Г. Трапезников, В. И. Шелыгин, поэты из Архангельска.

— При Доме книги был клуб книголюбов, в его рамках и проходили выступления. Активную роль в клубе тогда играл Геннадий Петрович Монастырских, впоследствии профессор, доктор социологических наук. Кстати, у нас продавалось много книг Северо-Западного книжного издательства из Архангельска: Шергина, Писахова, Коковина и других наших северных писателей. Встречи в клубе книголюбов проходили так: сначала выступали писатели, как видно по фотографии с А. Г. Трапезниковым, потом выставляли дефицитную литературу, и все, кто состоял в этом клубе, покупали у нас эти книги. Чаще всего, надо признать, приходили именно за этим.

Истинные книголюбы охотились за редкими книгами. У нас были такие очереди, особенно когда приходил автомобиль с книгами, что люди могли ночью дежурить, чтобы утром прийти в магазин самыми первыми. В стране был книжный бум! Сейчас книги стали доступнее, но они такого плохого качества, да и дорогие, и глубоких познавательных книг выпускается очень мало, — говорит Ольга Матвеева.

Не могли обойти мы и несколько щепетильный вопрос: если хорошие книги были таким дефицитным товаром, то интересно, сами продавцы покупали их в первую очередь для себя?

— Да, но немного, по одной-две, — отмечает Ольга Владимировна. — Заведующая у нас за этим очень строго следила. Но детскими книгами и энциклопедиями мы не были обделены. На книге «Что такое? Кто такой?» выросли мои сын и внучка. Ещё у нас продавались дефицитные наборы открыток с картинами художников. У меня есть подобные открытки с Анной Ахматовой и картинами жены Булгакова.

Молодые читатели спрашивают Ольгу Владимировну: дороги ли были книги в СССР?

— Нет, те же книги-раскладушки стоили в среднем по 50—55 копеек. Если человек получал где-то 120 рублей — а многие зарабатывали и больше, например, я получала 300 рублей, — он мог купить даже достаточно дорогие книги. Поэтому у меня с советского времени сохранилась приличная библиотека. Книжки были красивыми, многие их из-за этого и покупали. «Стенки» же были в моде, их надо было чем-то заполнять. Помните, выходили тома библиотеки всемирной литературы, примерно двести томов, которые в то время могли обменять на квартиру, — рассказывает Ольга Матвеева.

Торговля книгами в советских магазинах имела и специфические особенности, незаметные покупателям. Тем более о них ничего не известно сейчас. Какова была изнанка профессии?

— Например, продавцы никогда не стояли на одном месте и тем более не сидели. Постоянно ходили по магазину, выносили книги, поправляли те, что были на полках, расставляли их по классификациям, могли взять, почитать аннотацию у новой книги. Мы знали весь ассортимент магазина, а он был огромным, — говорит Ольга Матвеева. — Вспомнился один смешной случай. К нам поступила книга «Выращивание поросят на приусадебном участке». И вот зашла одна женщина и купила все 15 поступивших книг. Сказала, что подарит «своим мужикам» на 23 Февраля!

Читатели могли прийти и за научной литературой по определённой теме, а мы направляли их в нужный отдел и говорили, какие книги могут подойти. Ещё мы носили книги пачками, а они по весу как кирпичи — это очень тяжёлая работа. Тяжело было разгружать машины — приходилось делать и это. А когда открываешь склад — столько пыли оттуда летит! Можно было заработать себе астму. Из приятного вспоминается, что у нас у всех была красивая форма: в 1979-м нам купили ткань, напоминавшую джинсу, и мы сшили себе халатики. У меня был с воротником уголком, на пуговицах таких золотых, два кармана и длина ниже колена. Ещё раньше в Доме книги делали выставки в витринах магазина. Украшали книги цветами, вешали драпировку из тканей.

Все изменилось в 1990-е. Да, в магазин стали поступать книги в огромном количестве, но они стали ужасными по тематике: хиромантия, гороскопы, гадания и т. д. К тому же это были кооперативные издания на бумаге плохого качества. Чуть позже стала появляться запрещённая в СССР литература, но всё равно в книжной торговле настали перемены не в лучшую сторону.

Проект «Ой, смотрите, это я!» реализуется Северодвинским городским краеведческим музеем, победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Роман ПОПОВ, доцент кафедры литературы и русского языка САФУ, Алексей БУЗИН и Татьяна КУЗНЕЦОВА, студенты САФУ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей