Интервью с начальником управления образования Еленой Комаровой
Новое время. Новые решения. Новые кадры. 9 марта 2022 года в управлении образования администрации Северодвинска появился новый руководитель. Им стала Елена Николаевна Комарова — активный, ответственный, знающий человек. Её заслуженно можно назвать профессионалом своего дела.
Елена Комарова родилась в селе Лешуконское Архангельской области. Отзывается о своей малой родине как об источнике силы и вдохновения. С теплом говорит, что Лешуконская школа стала фундаментом для получения профессионального образования. В Северодвинск Елена Николаевна приехала в 1993 году. По её словам, профессионалом её сделали 9-я школа и образовательное пространство города. Директором школы № 9 Елена Комарова стала в 2011 году и проработала на этой должности до 2021-го. По образованию она учитель математики и информатики.
Мы поговорили с Еленой Комаровой о новой должности, советском образовании, плюсах ЕГЭ и любимых книгах.
— Елена Николаевна, перед вступлением в должность вами была проделана большая работа. Расскажите, как готовились?
— Есть федеральные требования к исполнительной власти, и кандидату на такую должность необходимо соблюсти несколько условий, а именно: опыт муниципального управления, процедура согласования с Министерством просвещения РФ и подготовка доклада, которых было два. В феврале я подготовила второй доклад, так как обновились данные и моё виденье ситуации. Я посмотрела на всё под другим углом и обозначила точки роста, которые требуют дальнейшего развития, и точки стабилизации, результаты работы по которым необходимо удерживать. К примеру, наполнить цифровым оборудованием школы — это ещё не значит, что оно будет эффективно работать. У нас могут быть очень современные информационные площадки, а результата мало. Уверена, что нужно вкладываться в человеческий фактор, обучать людей, чтобы они могли это с наибольшим потенциалом использовать и добиться хороших результатов.
Собеседование состоялось в первых числах марта в министерстве образования Архангельской области с прямым включением федерального центра. Задавали самые разные вопросы, начиная с ЕГЭ и заканчивая управлением муниципальным имуществом и перспективами развития. Всё собеседование строилось на основе подготовленного мною доклада. Разговор был честным и открытым, я обозначила и высокие показатели и те, на которые нужно обратить внимание.
— Сегодня много говорят об опыте советской системы образования. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?
— То, что нужны новые подходы, — это бесспорно, дети загружены информацией, но часто это информационный мусор. В лучшем случае это энциклопедические знания, но глубины нет, так же как и связи между ними, их практического применения.
Я до сих пор помню своего учителя по физике. Мы получали знания экспериментальным путём, на основе наблюдений и опытов. Всё на простом уровне, без применения сложных цифровых инструментов, красивых презентаций, но всё, чему учили, запомнилось и пригодилось. Приведу простой пример. Урок физики, зима, а мы на пришкольном участке. И учитель нам говорит: «Докажите мне, что сейчас в природе происходят тепловые явления». Мы ходим, смотрим. Тогда она обратила наше внимание на лунки. «Посмотрите, вокруг каждого дерева — лунки. Лунка — это таяние снега. Дерево живое, в нём происходят процессы жизнедеятельности, которые связаны с выделением энергии, а энергия — это тепло. Лунка — это результат выделения тепла от дерева», — рассказывала нам учитель.
Вот так мы обо всём узнавали из природы. Сегодня, к сожалению, не все знания, предусмотренные программой, соответствуют возрасту ребёнка. Да, можно заучить, вызубрить, но важно, чтобы было понимание. Если вспомнить идеи Ушинского и Макаренко, то они любое развитие соединяли с нравственностью. В 1990-х воспитание убрали, сократили пионервожатых, заместителей по воспитательной работе. С сокращением проблемы не ушли, и вся работа легла на педагогов-психологов, которые физически не успевали решать все вопросы. Но наши дети остались прежними — не потеряли умение дружить, поддерживать друг друга и помогать, в отличие от нас, взрослых. Поэтому я очень верю в детскую мудрость.
— Июнь — время выпускных экзаменов. Как вы оцениваете уровень подготовки?
— В этом году по требованиям условия не поменялись. Для получения аттестата в 9-м классе требуется сдать русский язык, математику и два предмета на выбор, в 11-м классе — русский язык, математику на базовом или профильном уровне. Если выпускник собирается поступать в высшее учебное заведение, необходимо сдать те предметы, которые требует вуз. По уровню подготовки могу сказать, что дети разные и уровень разный. В этом году на золотую медаль в городе претендуют 106 учащихся, и это очень хороший показатель. Пока ждём разъяснений, есть определённый порядок и условия. Требования к получению медалей усложняются, но это и правильно. Данные будут известны после 13 июля.
— Какие плюсы и минусы есть у ЕГЭ, на ваш взгляд?
— На мой взгляд, из всего нужно уметь брать лучшее, использовать накопленный опыт. У ЕГЭ есть несколько плюсов. Первое — это объективность и независимость оценки знаний. Второй плюс — это доступность образования. ЕГЭ даёт возможность подать заявление в несколько вузов одновременно. Что касается минусов, то можно рассуждать о содержании отдельных заданий. Любой предметник скажет, что система государственного стандарта, учебник, по которому работает учитель, и задания, которые есть в ЕГЭ, не всегда согласованы.
— Мы говорим о разнообразии программ?
— Да. К примеру, ребёнок, приехавший к нам из Мурманска, сталкивается с новой для него программой, потому что в Мурманске он изучал предмет по другому учебнику. Поэтому содержание необходимо упорядочить и задать определённые рамки, оставляя право ребёнка на творчество и самовыражение. Общество готово к единому образовательному пространству. У нас долго не было региональных учебников. В настоящее время школы оснащены учебниками по истории и географии родного края, и это именно та методическая база, в рамках которой должен работать учитель, где есть единый подход.
— Вас не расстраивает, что ребята, которые учатся в северодвинских школах, уезжая на обучение, редко возвращаются в город?
— В этом огромную роль играют семейные ценности и возможности нашего социума, города их принять и предоставить им рабочие места в соответствии с квалификацией — необходимы условия.
— Сегодня есть запрос на пересмотр подготовки педагогических кадров. Что в городском образовательном сообществе изменится?
— Будут меняться требования к аттестации педагогических кадров: предполагается изменение процедуры, но по-прежнему она должна проходить в комфортных для педагога условиях, без стресса и волнений. Есть огромная потребность и желание возродить методическое сопровождение. В школах сохранились методические объединения, действуют предметные объединения. В образовательных учреждениях в помощь педагогам должны работать специалисты, которые будут курировать методику. Ведутся разговоры о введении методистов. В целом у нашего городского педагогического сообщества огромный потенциал, несмотря на значительную загрузку наших педагогов.
— С нового учебного года меняются федеральные стандарты. Какие нововведения ждут школьников?
— Новые федеральные образовательные стандарты будут вводиться с 1 сентября 2022 года в 1-х и 5-х классах как обязательное требование. Мы поддерживаем позицию министерства образования Архангельской области и рекомендуем их введение во 2-х и 6-х классах.
Ключевое отличие новых ФГОС — конкретизация предметных результатов обучения по дисциплинам. Определены направления воспитательной деятельности в школе: гражданское воспитание, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое в формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое и ценности научного познания.
Вводится понятие и требование по формированию функциональной грамотности как способности решать учебные и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Определены векторы для формирования учебных планов и программ, предусматривающих углублённое изучение отдельных предметов. Учащиеся будут осваивать финансовую грамотность в рамках стандартных дисциплин. Отдельного предмета «история» в первом классе не запланировано, но историческое просвещение традиционно будет входить в предмет «окружающий мир». Обязательного предмета «игра в шахматы» нет, но школы вправе самостоятельно вводить его в урочную или внеурочную деятельность.
— Елена Николаевна, при всех современных технологиях появилась проблема — отсутствует умение ясно, понятно и доступно излагать свои мысли. Люди стали хуже говорить. У вас есть рецепт?
— Нужно много читать художественной литературы, тогда речь наполнится красивыми оборотами, метафорами, образами, и больше разговаривать друг с другом. В современном мире общаются с помощью гаджетов, а это не полноценное общение.
— Какие книги можете посоветовать для чтения?
— Есть книги, которые произвели на меня впечатление. Это «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Облачный атлас» Дэвида Митчелла и «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана. И, конечно, классика. Недавно с огромным удовольствием перечитала «Анну Каренину».
— Ваше главное правило в работе?
— Когда не знаешь, как поступать, поступай по закону. Давно придерживаюсь этого правила, ни разу не подводило.
Фото из личного архива Елены Комаровой