«Я верю в детскую мудрость»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/unnamed-file-19.jpg

Интервью с начальником управления образования Еленой Комаровой

Новое время. Новые решения. Новые кадры. 9 марта 2022 года в управлении образования администрации Северодвинска появился новый руководитель. Им стала Елена Николаевна Комарова — активный, ответственный, знающий человек. Её заслуженно можно назвать профессионалом своего дела.

Елена Комарова родилась в селе Лешуконское Архангельской области. Отзывается о своей малой родине как об источнике силы и вдохновения. С теплом говорит, что Лешуконская школа стала фундаментом для получения профессионального образования. В Северодвинск Елена Николаевна приехала в 1993 году. По её словам, профессионалом её сделали 9-я школа и образовательное пространство города. Директором школы № 9 Елена Комарова стала в 2011 году и проработала на этой должности до 2021-го. По образованию она учитель математики и информатики.

Мы поговорили с Еленой Комаровой о новой должности, советском образовании, плюсах ЕГЭ и любимых книгах.

— Елена Николаевна, перед вступлением в должность вами была проделана большая работа. Расскажите, как готовились?

— Есть федеральные требования к исполнительной власти, и кандидату на такую должность необходимо соблюсти несколько условий, а именно: опыт муниципального управления, процедура согласования с Министерством просвещения РФ и подготовка доклада, которых было два. В феврале я подготовила второй доклад, так как обновились данные и моё виденье ситуации. Я посмотрела на всё под другим углом и обозначила точки роста, которые требуют дальнейшего развития, и точки стабилизации, результаты работы по которым необходимо удерживать. К примеру, наполнить цифровым оборудованием школы — это ещё не значит, что оно будет эффективно работать. У нас могут быть очень современные информационные площадки, а результата мало. Уверена, что нужно вкладываться в человеческий фактор, обучать людей, чтобы они могли это с наибольшим потенциалом использовать и добиться хороших результатов.

Собеседование состоялось в первых числах марта в министерстве образования Архангельской области с прямым включением федерального центра. Задавали самые разные вопросы, начиная с ЕГЭ и заканчивая управлением муниципальным имуществом и перспективами развития. Всё собеседование строилось на основе подготовленного мною доклада. Разговор был честным и открытым, я обозначила и высокие показатели и те, на которые нужно обратить внимание.

— Сегодня много говорят об опыте советской системы образования. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

— То, что нужны новые подходы, — это бесспорно, дети загружены информацией, но часто это информационный мусор. В лучшем случае это энциклопедические знания, но глубины нет, так же как и связи между ними, их практического применения.

Я до сих пор помню своего учителя по физике. Мы получали знания экспериментальным путём, на основе наблюдений и опытов. Всё на простом уровне, без применения сложных цифровых инструментов, красивых презентаций, но всё, чему учили, запомнилось и пригодилось. Приведу простой пример. Урок физики, зима, а мы на пришкольном участке. И учитель нам говорит: «Докажите мне, что сейчас в природе происходят тепловые явления». Мы ходим, смотрим. Тогда она обратила наше внимание на лунки. «Посмотрите, вокруг каждого дерева — лунки. Лунка — это таяние снега. Дерево живое, в нём происходят процессы жизнедеятельности, которые связаны с выделением энергии, а энергия — это тепло. Лунка — это результат выделения тепла от дерева», — рассказывала нам учитель.

Вот так мы обо всём узнавали из природы. Сегодня, к сожалению, не все знания, предусмотренные программой, соответствуют возрасту ребёнка. Да, можно заучить, вызубрить, но важно, чтобы было понимание. Если вспомнить идеи Ушинского и Макаренко, то они любое развитие соединяли с нравственностью. В 1990-х воспитание убрали, сократили пионервожатых, заместителей по воспитательной работе. С сокращением проблемы не ушли, и вся работа легла на педагогов-психологов, которые физически не успевали решать все вопросы. Но наши дети остались прежними — не потеряли умение дружить, поддерживать друг друга и помогать, в отличие от нас, взрослых. Поэтому я очень верю в детскую мудрость.

— Июнь — время выпускных экзаменов. Как вы оцениваете уровень подготовки?

— В этом году по требованиям условия не поменялись. Для получения аттестата в 9-м классе требуется сдать русский язык, математику и два предмета на выбор, в 11-м классе — русский язык, математику на базовом или профильном уровне. Если выпускник собирается поступать в высшее учебное заведение, необходимо сдать те предметы, которые требует вуз. По уровню подготовки могу сказать, что дети разные и уровень разный. В этом году на золотую медаль в городе претендуют 106 учащихся, и это очень хороший показатель. Пока ждём разъяснений, есть определённый порядок и условия. Требования к получению медалей усложняются, но это и правильно. Данные будут известны после 13 июля.

— Какие плюсы и минусы есть у ЕГЭ, на ваш взгляд?

— На мой взгляд, из всего нужно уметь брать лучшее, использовать накопленный опыт. У ЕГЭ есть несколько плюсов. Первое — это объективность и независимость оценки знаний. Второй плюс — это доступность образования. ЕГЭ даёт возможность подать заявление в несколько вузов одновременно. Что касается минусов, то можно рассуждать о содержании отдельных заданий. Любой предметник скажет, что система государственного стандарта, учебник, по которому работает учитель, и задания, которые есть в ЕГЭ, не всегда согласованы.

— Мы говорим о разнообразии программ?

— Да. К примеру, ребёнок, приехавший к нам из Мурманска, сталкивается с новой для него программой, потому что в Мурманске он изучал предмет по другому учебнику. Поэтому содержание необходимо упорядочить и задать определённые рамки, оставляя право ребёнка на творчество и самовыражение. Общество готово к единому образовательному пространству. У нас долго не было региональных учебников. В настоящее время школы оснащены учебниками по истории и географии родного края, и это именно та методическая база, в рамках которой должен работать учитель, где есть единый подход.

— Вас не расстраивает, что ребята, которые учатся в северодвинских школах, уезжая на обучение, редко возвращаются в город?

— В этом огромную роль играют семейные ценности и возможности нашего социума, города их принять и предоставить им рабочие места в соответствии с квалификацией — необходимы условия.

— Сегодня есть запрос на пересмотр подготовки педагогических кадров. Что в городском образовательном сообществе изменится?

— Будут меняться требования к аттестации педагогических кадров: предполагается изменение процедуры, но по-прежнему она должна проходить в комфортных для педагога условиях, без стресса и волнений. Есть огромная потребность и желание возродить методическое сопровождение. В школах сохранились методические объединения, действуют предметные объединения. В образовательных учреждениях в помощь педагогам должны работать специалисты, которые будут курировать методику. Ведутся разговоры о введении методистов. В целом у нашего городского педагогического сообщества огромный потенциал, несмотря на значительную загрузку наших педагогов.

— С нового учебного года меняются федеральные стандарты. Какие нововведения ждут школьников?

— Новые федеральные образовательные стандарты будут вводиться с 1 сентября 2022 года в 1-х и 5-х классах как обязательное требование. Мы поддерживаем позицию министерства образования Архангельской области и рекомендуем их введение во 2-х и 6-х классах.

Ключевое отличие новых ФГОС — конкретизация предметных результатов обучения по дисциплинам. Определены направления воспитательной деятельности в школе: гражданское воспитание, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое в формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое и ценности научного познания.

Вводится понятие и требование по формированию функциональной грамотности как способности решать учебные и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Определены векторы для формирования учебных планов и программ, предусматривающих углублённое изучение отдельных предметов. Учащиеся будут осваивать финансовую грамотность в рамках стандартных дисциплин. Отдельного предмета «история» в первом классе не запланировано, но историческое просвещение традиционно будет входить в предмет «окружающий мир». Обязательного предмета «игра в шахматы» нет, но школы вправе самостоятельно вводить его в урочную или внеурочную деятельность.

— Елена Николаевна, при всех современных технологиях появилась проблема — отсутствует умение ясно, понятно и доступно излагать свои мысли. Люди стали хуже говорить. У вас есть рецепт?

— Нужно много читать художественной литературы, тогда речь наполнится красивыми оборотами, метафорами, образами, и больше разговаривать друг с другом. В современном мире общаются с помощью гаджетов, а это не полноценное общение.

— Какие книги можете посоветовать для чтения?

— Есть книги, которые произвели на меня впечатление. Это «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Облачный атлас» Дэвида Митчелла и «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана. И, конечно, классика. Недавно с огромным удовольствием перечитала «Анну Каренину».

— Ваше главное правило в работе?

— Когда не знаешь, как поступать, поступай по закону. Давно придерживаюсь этого правила, ни разу не подводило.

Фото из личного архива Елены Комаровой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей