Как директор музея подводником стал

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/foto2-.jpg

На «Звёздочке» с 1961 по 2018 год работал удивительный и талантливый человек — Леонид Дмитриевич Абрамов, главный корабел, начальник 5-го отдела, заслуженный машиностроитель РФ, кавалер ордена «За морские заслуги». Плюс к сказанному он был чемпионом предприятия по сдаче атомных подводных лодок (десяти), будучи ответственным сдатчиком. Эту планку пока никто не преодолел. К сожалению, в 2018 году Леонид Дмитриевич ушёл из жизни, оставив о себе добрую память.

Берём в сдаточную команду

У Леонида Абрамова, как говорят ветераны, была одна слабинка — при удобном случае непременно посещать заводской музей. Когда он туда заходил, обязательно прохаживался вдоль стендов с фотографиями подводных лодок, которым в разные годы давало вторую жизнь родное предприятие. Причём любил, чтобы его обязательно сопровождал директор музея Василий Кологриев. Тот никогда не отказывался, потому что из каждой такой встречи с Абрамовым получал интересную информацию о том, как шёл ремонт той или иной лодки, что давало музею дополнительные данные о производственной деятельности завода.

Однажды, не вытерпев, Василий Фёдорович обратился к Леониду Абрамову: «А слабо меня на ходовые испытания АПЛ «Рязань» взять?» (В 1994 году «Звёздочка» завершала средний ремонт К-44 «Рязань» проекта 667БДР. — Прим. авт.). Леонид Дмитриевич внимательно глянул на него — не шутит ли — и на полном серьёзе кратко сказал: «Посмотрим».

И, как говорится, процесс пошёл. Заказ в июле 1994 года готовили к последнему этапу ходовых испытаний, готовили к этой ответственной операции и сдаточную команду. В её состав Абрамов включил и директора музея Василия Кологриева, в то время офицера запаса ВМФ, прошедшего срочную службу на спасательном судне «Карпаты» Северного флота, принимавшего участие в учениях «Океан» и побывавшего в Северной Атлантике. Естественно, Абрамов свои действия согласовал с командиром «Рязани» капитаном первого ранга Г. В. Водорезом. Василия Фёдоровича обязали пройти медкомиссию, у медиков к нему нареканий не было. Осталось дело за малым: получить добро от генерального директора на участие в ходовых испытаниях ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Рязань». Оно было получено, каким образом — одному Богу известно. Так директор заводского музея стал участником сдаточной команды заказа Абрамова и ступил на палубу корабля в качестве… пропагандиста. Откровенно скажу: и экипаж, и члены сдаточной команды этому были только рады.

Целовал Кологриев кувалду

В один из июльских дней при полном штиле лодка вышла в Белое море. В рубке находились командир корабля Г. В. Водорез, ответственный сдатчик Абрамов, директор музея Кологриев и я, на тот период — редактор заводской газеты «Трудовая вахта», которая с 1990 года регулярно освещала ход ремонта АПЛ «Рязань». У приёмного буя меня и ещё пару заводчан высадили на буксир «Витязь», лодка, набирая ход, пошла дальше. Мы вернулись на предприятие.

В первый же день пребывания на «Рязани» Василия Кологриева окрестили в подводники: традиционно целовал кувалду, пил из плафона забортную воду, ответственный сдатчик Леонид Абрамов вручил ему самую большую тараньку. И тут с новоявленным подводником начались интересные события.

В 21.00 по лодке прозвучала команда: «На вечерний чай!». Кологриев каким-то образом одним из первых оказался в кают-компании и занял за столом чьё-то место. Офицеры, видя штатского товарища, занявшего штатное место их сослуживца, молча переглядывались. Когда чаепитие было закончено, к Василию Фёдоровичу подошёл дежурный мичман по камбузу и объяснил, что он, как член сдаточной команды, на чай должен быть приглашён в 4 часа утра. И всё же Кологриев этим божественным напитком был угощён и отправился спать с хорошим настроением в каюту заместителя командира корабля по политчасти.

К слову, свою роль пропагандиста он выполнял блестяще: выступал перед свободными от вахт членами экипажа, сдаточной команды, рассказывая об истории «Звёздочки», её тружениках, ветеранах Великой Отечественной войны, сражавшихся в Заполярье. Вспоминал подводника Александра Лодыгина, юнгу Северного флота Константина Юданова, морского пехотинца Григория Юртаева. И обязательно говорил подводникам срочной службы, что, если у них есть желание поступить работать на «Звёздочку», их примут. Как мне потом рассказывали, такое общение директора музея с экипажем очень понравилось замполиту.

И занял кресло командира

На следующий день пребывания на «Рязани» Кологриев опять «отличился». Делая обход лодки, он оказался в центральном отсеке. Там было несколько старших офицеров. Увидел, что есть свободное кресло, — и плюх туда! В отсеке пошёл тихий шумок. И в этот момент зашёл командир корабля Г. В. Водорез. Увидев, что его кресло занято директором музея «Звёздочки», он улыбнулся и, будто ничего не замечая, стал разговаривать с офицерами. И тут один из них наклонился к Василию Фёдоровичу, шепнув ему на ухо: «Вы нарушили святое, заняли место командира корабля. На флоте такого не бывает!» Василий Фёдорович молниеносно слетел с кресла и громко извинился перед Водорезом. Всё закончилось тихо и мирно, командир лодки предложил Василию Фёдоровичу вместе завершить обход корабля.

В море «Рязань» находилась несколько суток, за это время 3—4 раза опускалась на глубину. Обратно экипаж и сдаточная команда возвращались с хорошим настроением, все поставленные задачи были выполнены. Когда лодка шла мимо видневшейся с правого борта Нёноксы, командир вызвал Кологриева в рубку и сказал: «Смотри, Василий Фёдорович, на своё родное село!»

Что и говорить, этот выход в Белое море на подводном корабле в памяти Кологриева остался на всю жизнь. После этого у него к подплаву стало особое уважение. Именно он был инициатором создания в музее фотостендов, отображающих ход ремонта подводных лодок и надводных кораблей, именно он был в числе авторов практически всех изданий о заказах, отремонтированных или построенных на «Звёздочке».

Дальнейшая судьба АПЛ «Рязань» такова. После ремонта на «Звёздочке» лодка не раз отличалась, о чём сообщалось в центральной прессе и по центральному телевидению. В 2018 году «Рязань» перешла на Тихоокеанский флот, где и несёт службу по сей день.

Фото из фондов музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей