«Награда — это гордость за профессию»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/05/Yarkova-.jpg

Разговор с руководителем школы № 19 о родной школе, наставниках и философском подходе

Новость о присвоении почётной награды Елене Валентиновне Ярковой была опубликована в социальных сетях города 5 мая. Она собрала огромное количество просмотров, лайков и добрых комментариев от жителей Северодвинска и коллег.

Елена Валентиновна не считает себя публичным человеком, интервью даёт нечасто, но на разговор с нами согласилась. До её кабинета мы шли по широким коридорам, окна освещали лучи солнца, и тёплые тона стен создавали уют и особую атмосферу. В школе было привычно шумно: переменка между уроками — хорошая возможность для движения и общения. Наш разговор состоялся в просторном кабинете, где мы смогли поговорить о школе, учениках, полученной почётной награде, о наставниках и о том, почему так важна команда единомышленников.

— Елена Валентиновна, вы начинали работу в школе с должности старшей пионерской вожатой. Расскажите, как судьба привела вас на должность директора?

— Я пришла в 19-ю школу в августе 1983 года, мой трудовой стаж — 39 лет. 1 сентября этого года школе исполнится 40 лет. Я начала работу в должности старшей пионерской вожатой и пробыла на ней три года. До сих пор удивляюсь, что в памяти у выпускников, родителей и у многих ягринцев я остаюсь старшей пионерской вожатой. После этого 13 лет занималась внеклассной работой. Сейчас это должность заместителя директора по воспитательной работе. А в июне 1999 года Валерий Владимирович Зарецкий предложил мне должность директора, я не сразу согласилась — нравилась внеклассная работа: это организация мероприятий, развитие школьного самоуправления. Я помогала ребятам в разных ситуациях, мы много общались. Но Валерий Владимирович, видимо, сумел подобрать нужные слова, которые убедили меня принять его предложение.

— У вас большой опыт пионерской и комсомольской работы. Как думаете, сегодня молодёжи не хватает такого формата?

— Думаю, что не хватает. Сегодня мы развиваем самоуправление и волонтёрское движение, проводим «Зарницы» — существуют разные формы работы, но с тем, что было в советское время, не сравнить. Тогда ребята с огромным желанием принимали участие в конкурсах, мероприятиях — наперегонки бежали, кто первый. Раньше в основе деятельности были романтика, доброта, общение. Задача школы сегодня — подготовить детей к самостоятельной жизни. Но ребята, прошедшие советскую школу пионерского актива, оказались лучше подготовлены к жизни: фундамент был заложен, основа — многое умели, могли, знали. И это несмотря на то, что в то время не было такого количества информации и гаджетов. Многие из той школы определились и нашли свой путь. Поэтому всё-таки пионерская и комсомольская юность — это была хорошая школа жизни и навыков.

— Волонтёрское движение даёт ребятам такие навыки?

— Несомненно. Они учатся общению, им можно доверить проведение мероприятий, они имеют своё мнение. У нас старшеклассники проводят мероприятия с младшими школьниками, а младшие смотрят на них и хотят быть похожими — это навыки наставничества и шефской работы.

— Какие свои главные качества вы бы назвали?

— Наверное, самое главное — это ответственность. Её заложили мои родители и учителя. Это и мои пионерские вожатые, которым я благодарна за мою активную школьную жизнь, — Татьяна Ивановна Рудная и Людмила Михайловна Заварина. Людмила Михайловна и сейчас работает в 24-й школе заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Это мои родители, и в большей степени — папа, он далёк от педагогики, работал на предприятии «Звёздочка», но был честным, принципиальным и добросовестным. И я всегда была правдолюбкой, для меня в юности не было полутонов — только белое и чёрное. Сегодня ко многим вопросам я подхожу философски, в юности мне этого не хватало. Такой подход помогает работать и сохранять свой коллектив. И родителей, и педагогов учу быть терпеливее, смотреть на ситуации с разных сторон. Я всегда говорю: «Меня не надо ругать, я сама себя ругаю». Стараюсь анализировать, оценивать ситуацию, каждый день пишу планы на следующий день — эта привычка позволяет держать всё в поле зрения.

— Сколько сегодня в школе педагогов и учеников?

— В нашей школе работают 73 человека, из них 49 — педагоги. 778 учащихся, всего 30 классов. В этом году три первых класса и один одиннадцатый. 10-й и 11-й классы — профильные инженерные по совместному проекту школы и предприятия «Звёздочка». Надо отметить, что желающих учиться в нашей школе много.

— Делая выбор в пользу вашей школы, какой главный аргумент приводят родители — учителя, коллектив, инфраструктура или хорошие условия?

— Родители хорошо отзываются о школе, и нам это приятно слышать, но я никогда не разговариваю с родителями о проблемах, которые у них могли случиться в другой образовательной организации. У меня табу на обсуждение вопросов, связанных с коллегами в других школах. Но я всегда говорю родителям, что требования и федеральный образовательный стандарт везде едины, экзамены и аттестаты тоже одинаковые. В каждой городской школе есть опытные учителя и начинающие педагоги. Не стоит никого идеализировать, ведь очень многое зависит от самого ребёнка и от позиции родителей.

— Елена Валентиновна, вы помните своих выпускников?

— Помню, особенно тех, с кем я работала ещё вожатой и организатором внеклассной работы, у кого вела уроки истории и обществознания с 1985 по 2010 год. С гордостью могу сказать, что в школе сегодня работают девять её выпускников. Находила их всех по-разному. Одного встретила в автобусе по дороге в Архангельск, другого — на улице. Мы долго разговаривали, и они приняли решение вернуться в школу уже в статусе учителей.

— Вы много общаетесь с детьми. Можете увидеть, разглядеть их способности и дать подсказку, в каком направлении им учиться дальше?

— Моя позиция такая — все дети талантливы. Кто-то успешен в учёбе, кто-то в спорте, кто-то в творчестве — они все разные.

— Почему в институте выбрали исторический факультет?

— Люблю историю, и на этом факультете был самый высокий конкурс, а я всегда иду туда, где сложно.

— Чем сегодня 19-я школа отличается от других школ? И чем вы как руководитель можете гордиться?

— Первое — это коллектив. Даже если говорить о награде, которой я удостоена, — это заслуга всего коллектива, а не моя лично. Один человек, какой бы он ни был, мало что может. Это всегда труд большого коллектива, команды, которая работает на результат. А особенность нашего коллектива как раз в том, что это близкие по духу и взглядам, неравнодушные люди. Именно коллектив создал атмосферу, в которой сегодня полезно и приятно находиться ученикам, учителям и родителям. Хорошая инфраструктура — ещё один плюс. На территории школы расположена универсальная спортивная, тренажёрная и игровая площадки. Сюда приходят ребята из других школ, мамы с детьми. Эта спортплощадка появилась благодаря муниципальному конкурсу по благоустройству территорий, который мы выиграли. С 1983 года в школе работает бассейн для учащихся начальных классов, и с того времени он ни разу не закрывался. Также в учреждении отремонтированы два спортивных зала.

У нас работает музей трудовой, боевой славы и истории школы. Он содержит четыре раздела: «Краеведение», «Остров Ягры в годы Великой Отечественной войны», «Трудовой подвиг» и «История школы». В школе существует служба сопровождения для детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности. На базе учреждения с 1984 года работает лагерь для слабовидящих детей.

Но самое главное — это учителя. Коллектив педагогов очень профессиональный и мотивированный на развитие. Это очень важно, потому что, если педагог сам хочет развиваться, он будет и детей развивать.

Среди педагогов много победителей конкурса «Учитель года». За период с 2019 по 2022 год наши педагоги принимали участие в городском и областном конкурсах «Учитель года» и занимали первые, вторые и третьи места. Горжусь своим коллективом, это ещё и хорошая смена. Самый замечательный педагог — неравнодушный педагог.

— Как вы узнали, что удостоены награды?

— Утром того дня мне позвонили из приёмной губернатора. Сообщили, уточнили детали. После этого стали звонить и поздравлять знакомые — они новость узнали из соцсетей.

— Какая была первая эмоция, что почувствовали?

— Гордость за свою профессию — всегда считала, что такие награды дают только людям военным, которые совершили какой-то подвиг. Было очень приятно осознавать, что профессию педагога могут оценить так высоко.

— Какие планы на следующий учебный год?

— Самая важная задача — ремонт бассейна. Он должен быть современным. Большие планы по поводу содержания образования. Мы переходим на новый федеральный государственный образовательный стандарт — первые, вторые, пятые и шестые классы будут учиться по новому стандарту. Это развитие профильного обучения, воспитание, историческое образование.

— Ваша любимая книга?

— «Человек, который смеётся» Виктора Гюго, она любима ещё с юности. Детали, может, уже забылись, а яркие эмоции остались.

Фото из личного архива Елены Ярковой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей