ОГС: для моряков, рыбаков и… космонавтов

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/05/foto1-1-1.jpg

Как известно, «Звёздочка» свою производственную деятельность начала в 1954 году. Естественно, с каждым следующим годом количество заказов для завода увеличивалось, особенно после выхода в свет постановления Правительства СССР от 29 октября 1959 года, когда на предприятие возложили работы по текущему, среднему и доковому ремонту подводных лодок с атомными энергетическими установками. Для этих целей приказом директора Г. Л. Просянкина в 1962 году было создано бюро строителей, получившее наименование 3-й отдел. Первым его начальником назначили Ю. А. Роздина, руководившего отделом до 1977 года.

Пионеры судоремонта

Ремонтировались тогда в основном подводные лодки проектов 611 и 613В, старшими строителями которых были Л. И. Протасов, В. В. Ермошин, Г. А. Кузнецов, М. П. Ярыгин, В. А. Бирюков, Н. Я. Гришин. За ними пошли атомные субмарины, ремонт которых возглавляли В. А. Киселёв, В. А. Бирюков, Н. Я. Гришин, Б. П. Бирюлин, Е. Н. Диордица, Д. В. Есипов, В. В. Дворников. В 1979 году общая численность отдела составляла 23 сотрудника, 19 из которых были строителями. Корабелы знают: давать новую жизнь подводным лодкам — дело сложное. Вот как об этом вспоминает Борис Бирюлин, второй по счёту начальник 3-го отдела, кавалер ордена Дружбы народов:

— Для того чтобы правильно оценить физическое состояние АПЛ и сделать правильный прогноз на месяц, квартал, год, необходимо было вжиться в него, как можно глубже изучить технический проект и определения работы — «критический путь», который чаще всего проходит через создание и испытание новой техники. В этой связи особая ответственность ложится на плечи строителей, занимающихся ракетным комплексом, так как они обеспечивают взаимодействие заводских цехов и отделов с научной элитой страны. Думаю, что в определённой степени нам это удалось.

В активе Бориса Павловича как ответственного сдатчика два заказа — АПЛ К-102 и К-104, как руководителя 3-го отдела — более десятка, в том числе гвардейская АПЛ К-22, которую в своё время посещал секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны СССР Д. Ф. Устинов, и легендарная К-137, которой командовал Герой Советского Союза В. А. Березовский, будущий контр-адмирал.

Бригадиру В. И. Плешкову — Госпремия СССР

Параллельно с ремонтом подводных лодок, надводных кораблей и судов гражданского назначения 3-й отдел изготавливал оборудование по внутризаводским заказам, с 1962 года начал строить плавпричалы, плавучие контрольно-дозиметрические пункты (ПКДП), плавучие разборные причалы, плавмастерскую ПМ-5, камеру обитаемости, плавзавод «Звёздочка» для обезвоживания кормов для одного из совхозов Поморья, Т-образный плавпричал для Мезенского лесозавода, станцию морского водозабора и другое.

Такая активность предприятия была замечена в верхах руководства страны. Кавалеру ордена Трудовой Славы III степени, бригадиру производственной бригады цеха № 7, которая внесла большой вклад в эти работы, была присуждена Государственная премия СССР.

Начали с «Летучего голландца»

В 1991 году отдел перешёл на строительство и ремонт плавсредств различных видов, но уже под наименованием отдел гражданского судостроения (ОГС). Возглавил коллектив кавалер ордена Дружбы народов Е. Н. Диордица, руководивший отделом до 1994 года.

С первого года последнего десятилетия уходящего века на «Звёздочке» открылась эра взаимоотношений с инозаказчиками. С 1991 по 1997 год завод построил семь корпусов бункерных судов для фирмы из Голландии, первый из которых заводские острословы окрестили «Летучим голландцем» — его строительство курировал сам директор предприятия А. Ф. Зрячев, не раз бывая на заказе.

В активе завода также конструкции для самоподъёмной платформы для норвежских заказчиков, конструкции стеллажей трубопроводов для погружения платформы «Асгард-Б». Затем были построены несколько буксиров для голландской фирмы Damen, опора приливной электростанции пилотного проекта Р-1035 для норвежской фирмы ABB и четыре плавучих рыбзавода для США.

Не оставляла «Звёздочка» без внимания и отечественные заказы. Были построены понтонный мост через реку Печору, два причала для Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.

Для моряков, рыбаков и… космонавтов

В первой половине 1990-х годов завод начал строительство сухогрузов проекта 16900. Их было спущено на воду пять единиц. Один из них ушёл частной компании, остальные приобрели морские пограничники, переименовав их в пограничные сторожевые корабли (ПСКР). Практичные в эксплуатации, они до сих пор несут службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах. Один из них — «Югра» — был не раз показан по центральному телевидению в акваториях Чёрного и Каспийского морей.

Затем завод включился в строительство морозильных рыболовных траулеров, реализуя программу «Возрождение рыболовного флота Архангельской области», по которой «Звёздочка» должна была построить 20 траулеров проекта 50010. Эти суда, оснащённые современным добывающим и перерабатывающим оборудованием, обеспечивают промысел донным и пелагическим тралами, комплексную переработку рыбы на морскую продукцию широкого ассортимента в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Для Архангельского тралфлота были построены траулеры «Ягры» и «Архангельск», для Мезенского рыбколхоза «Освобождение» — траулер «Койда 2». На большее у региона средств не нашлось.

Параллельно завод отремонтировал для поморских рыбаков семь траулеров. Для Беломорской ВМБ — несколько гидрографических судов, судно физических полей СФП-286, ледокол «Руслан». По заказу Архангельского порта отладил ледокол «Диксон», а для Мурманского морского пароходства — научно-исследовательское судно «Профессор Куренцов».

Постарались заводские судоремонтники и о «здоровье» старейшины речного флота России — колёсника «Н. В. Гоголь», который в этом году готовят к 111-й навигации.

Известно, что освоение запасов углеводородного сырья арктического шельфа России является стратегической задачей нашего государства, в решении которой принимает участие и отдел гражданского судостроения. Используя накопленный опыт строительства оффшорных сооружений для норвежских заказчиков, отдел по этому направлению деятельности построил и сдал заказчикам:

— секции понтона; также выполнены работы по пусконаладке вспомогательного дизель-генератора морской ледостойкой платформы «Приразломная»;
— кессоны для шотландской фирмы;
— различные металлоконструкции и два модуля заводской готовности для ООО «Компания «Полярное сияние».

Отдельной строкой в перечне заказав отдела стоит строительство самоподъёмной плавучей буровой установки (СПБУ) «Арктическая» проекта 15402, начатое в 1995 году по заказу РАО «Газпром». Затем оно продолжалось по модернизированному проекту 15402М. Сдана платформа заказчику в декабре 2013 года. Подчеркнём, строительство такого сложного морского технического сооружения впервые полностью проведено на российской верфи.

В 2004 году началось участие «Звёздочки» в создании технических и стартовых комплексов для ракет-носителей. За минувшие годы по этому направлению работы отделом были выполнены следующие заказы для универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса (УСК КРК) «Ангара» на космодроме Плесецк:

— изготовление конструкции пускового стола;
— изготовление стенда универсальной сборки космической головной части (КГЧ) с разгонным блоком «Бриз М»;
— изготовлены и переданы заказчику для контрольной сборки и проведения заводских испытаний конструкции транспортно-установочного агрегата для ракет «Ангара» лёгкого, а затем и тяжёлого класса;
— выполнено строительство кабель-заправочной башни для УСК КРК «Ангара».

В рамках международного проекта по созданию стартового комплекса для ракет-носителей «Союз-СТ» на космодроме Куру (Французская Гвинея) отдел гражданского судостроения участвовал в создании верхней кабельной мачты и кабель-заправочной мачты.

Как видно из текста, количество, а главное — номенклатура выполненных заказов по линии отдела гражданского судостроения впечатляет. В разное время этим подразделением энтузиастов-кораблестроителей руководили Ю. А. Роздин, Б. П. Бирюлин, Е. Н. Диордица, В. Н. Никитин — впоследствии генеральный директор «Звёздочки», А. Ф. Широкий, А. Г. Бычковский. Сегодня отдел возглавляет А. В. Шунин. Перед коллективом, как и в прошлые годы, стоят ответственные задачи.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей