Как Ваня стал Французом

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/2-1-19.jpg

Новая книга северодвинского прозаика Артёма Попова

В апреле в московском издательстве «Сказочная дорога» вышла в свет книга «Ваня Француз» члена Союза писателей России Артёма Попова. Это уже третья по счёту книга северодвинца. Артём Васильевич начинал свой творческий путь корреспондентом газеты «Северный рабочий», в настоящее время он является пресс-секретарём городского Совета депутатов. Мы расспросили автора, почему книга носит такое название и кто стал героями рассказов.

— Как пришла идея создания книги?

— После выхода предыдущей книги «Избачиха» у меня появились свои читатели, чему я несказанно рад. Они очень ждали новых рассказов, и я не мог обмануть их ожидания. Пришлось заняться новой книгой. К тому же за два последних года у меня накопилось полтора десятка свежих рассказов, некоторые из них нигде не публиковались, поэтому решил их объединить в новую книгу. Так родился «Ваня Француз».

— Кто герои произведений?

— Меня иногда критикуют за то, что я мало пишу о современном городе, о жизни и быте горожан, а всё «вожусь со своей деревней». В новой книге несколько рассказов как раз на городскую тему. Причём можно даже узнать события из жизни Северодвинска. Да-да! Меня так потрясла гибель девочки на пешеходном переходе, что появился рассказ. Главным героем стал обыкновенный фельдшер скорой помощи, который приезжает на ДТП. История одной автомобильной аварии — в рассказе «Ботинок на мокром асфальте». Другой сюжет, который долго бродил в голове, мешая спать: осенью я нашёл на развалинах старого дома фотоальбом с советскими чёрно-белыми снимками. Он валялся под дождём, весь в побелке, мусоре, никому не нужный, забытый. А на фотографиях — летопись одной семьи. Не оставляла меня в покое судьба хозяина этого альбома… В повседневности нахожу темы, мимо которых обычно люди проходят.

Раскрою секрет, почему книгу назвал «Ваня Француз». Деревенский мужик по имени Ваня собирает в лесу чудо-грибы, которые сдаёт во французский ресторан в Москве. Всё очень просто! Но эти грибы необычные и называются в народе баранами, найти их считается большой удачей. И вот топчет сапоги в лесу бедный Ваня… Как мне кажется, в этом мужике — частичка русского национального характера.

Героиней рассказа «Кливия» стала бывшая учительница Клавдия Михайловна. На свой юбилей она получает диковинный цветок, за которым старательно ухаживает: несколько месяцев ждёт, когда же он зацветёт. И, лишь додумавшись пересадить цветок в больший по размеру горшок, увидит, что растение искусственное: пластмассовые листья на металлическом штыре, воткнутые в кусок пенопласта. Клавдия Михайловна горько плачет, узнав правду…Мои читатели признаются, что тоже часто плачут после рассказов, но это светлые слёзы, очищающие от шелухи, ненужности. За ними открываются настоящие чувства.

— Сколько времени книга была в моменте создания?

— Повторюсь, что включённые в сборник рассказы были написаны за два последних года. В декабре я отдал их редактору — моей коллеге по писательскому цеху поэту из Каргополя Ирине Кемаковой. Она «причёсывала» мои несовершенные произведения, доводила до готового к печати вида. Помогла также прозаик Анастасия Астафьева, дочь известного советского писателя Виктора Петровича Астафьева. Анастасия тоже прошлась редакторской рукой по всем текстам, написала глубокую и добрую вступительную статью к сборнику. В марте я, наконец, отправил рукопись в издательство и в апреле получил тираж.

— Сколько экземпляров напечатано?

— Выпущено всего 300 экземпляров на собственные средства. У меня нет спонсоров. Да, такие сейчас маленькие тиражи у книг. Даже у писателей первого ряда — всего несколько тысяч экземпляров. У моей предыдущей книги «Избачиха» хорошая судьба — дважды выходил дополнительный тираж. Надеюсь, что «Ваня Француз» тоже полюбится читателям.

— Кому бы вы посоветовали её почитать?

— Мне бы очень хотелось, чтобы книгу читала молодёжь, чтобы вообще молодые люди читали бумажные книги, а не листали бездумно соцсети с картинками в смартфонах. Как мне представляется, в новой книге отражаются традиционные ценности: любовь к своим корням, малой родине, забота о близких, профессиональный и человеческий долг, ответственность за свои слова и поступки. Этого всегда не хватает, но особенно сейчас…

Предлагаем нашим читателям небольшой фрагмент рассказа.

БОТИНОК НА МОКРОМ АСФАЛЬТЕ (начало)

Зелёный огонёк призывно светил на противоположной стороне дороги, чуть расплываясь в сплошном мареве мелкого дождя. В голове у Тани играла музыка, язычком по нёбу она отбивала ритм нового танца. В хореографической студии, куда торопилась девочка, на сегодня была назначена генеральная репетиция. В воскресенье должен был состояться большой концерт, на него хотели вырваться родители, а это всегда дополнительное волнение. Даже если танец получался на отлично, мама быстро, чтобы никто не заметил, смахивала слёзы.

Таня ступила на зебру, сделала несколько шагов… Короткий визг резины — и девочка, как тряпичная кукла, взлетела в воздух. Она хотела посмотреть в ту сторону, откуда пришёлся удар, но не успела — яркий, неестественно белый свет в глазах перекрыл всё, и музыка исчезла.

— Шестая, примите вызов! Проспект Ленина, напротив Детского центра культуры. ДТП, пострадавший — ребёнок, — частила по рации диспетчер «скорой» Людка.

— Принято! — коротко ответил фельдшер Дима.

Он возвращался из новых кварталов, и этот вызов достался его бригаде как ближайшей к месту аварии. На мониторе диспетчерской были видны все «Газельки» с красным крестом, пробирающиеся сквозь морось и пробки. По этим причинам они ползли крайне медленно. Стоял ноябрьский вечер, снег ещё не выпал, сеял мелкий, как сквозь невидимое ситечко, дождь. Мокрый чёрный асфальт безжалостно съедал свет от уличных фонарей и фар машин.

— Включи «иллюминацию» с музыкой, — предложил Дима Петровичу, водителю «скорой». На их жаргоне это означало сирену с завывающим сигналом. Так можно было быстрее прорваться через пробки.

Дима не любил вызовы к детям, тем более такие. Ничего хорошего от ДТП ждать не следовало. У Димы с женой Наташей росла единственная дочка Лена, и она тоже ходила в этот ДЦК. После звонка диспетчера неприятный холодок пробежал вдоль спины, сдавило затылок. Нет, сегодня дочка должна быть дома, завтра у неё по расписанию секция альпинизма, куда она бегала уже второй год. Нравилась ей высота, что ли, опасность обеспечивала выброс адреналина. Сколько раз он отговаривал Лену от этого странного увлечения («Ты же не мальчишка!»), но все усилия оказывались напрасными.

Дима набрал на телефоне дочку. Первый длинный гудок, второй, третий, четвёртый… Дима занервничал, даже, кажется, вспотел за эту пару секунд.

Фото Артёма СМИРНОВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей