Производство
«Металл — как пластилин, — рассуждает сборщик-достройщик цеха 40 Егор Левичев. — Из него, что хочешь сделать можно. Строить подводные лодки мне показалось интересной идеей». Чуть больше десяти лет назад, послушав представителей Севмаша, Егор после службы в армии поехал не домой, а в город корабелов.
Северодвинск показался вполне приятным, удобным для жизни, решил остаться. На завод хотел устроиться по профилю — электриком. Но в управлении кадров предложили вакансию сборщика-достройщика. В цехе 40 молодого человека распределили на участок, который занимался монтажом вентиляции. Там Егор успел поработать на разных крупных заказах, но подводные лодки не строил. Затем бригаду перевели в эллинг-1 стапельно-сдаточного производства на монтажные и достроечные работы.
Вскоре начал работать на своей первой подлодке. Более того, здесь Егора назначили бригадиром. В его подчинении почти сорок человек. Коллектив — сложившийся, дружный, тот самый, в котором Егор начинал учеником, — поддержал его на новом поприще:
— Считаю, у нас отличная бригада. В ней и опытные рабочие с высоким разрядом, и молодые парни, у которых опыта пока маловато, но желание работать есть. А основной костяк среднего возраста, с хорошими знаниями и опытом, им можно доверить любую работу и быть уверенным, что всё сделают чётко. С такой командой легко работать.
Молодого бригадира и его команду ждал большой объём работ по насыщению корпуса корабля механизмами, оборудованием, кабельными трассами и трубопроводами. Поначалу, признаётся Егор, было сложновато вникать во все тонкости, запоминать массу информации, контролировать выполнение бригадой всех поставленных задач. Но постепенно появлялся опыт, и многие вопросы решать стало проще.
— По работе мы общаемся со смежными цехами, с инженерами, конструкторами, представителями заказчика, — говорит Егор. — Возникающие вопросы решаем сообща — где-то узлы надо состыковать, где-то наши требования отличаются от возможностей смежников… Мы общее дело делаем, тут не время и не место кивать друг на друга. Надо найти решение, вот и ищем.
Впрочем, скрупулёзной работы с документами, плотного взаимодействия с участниками строительства бригадиру недостаточно. Одна из основных и важных его задач — правильно расставить людей по рабочим местам. Тут нужно хорошо знать бригаду, отчётливо понимать, кому какие виды работ даются лучше, кто может работать самостоятельно, а кому нужна помощь более опытного товарища и дополнительный контроль. В бригаде Левичева молодёжи процентов двадцать. Им уделяют особое внимание. Ведь от того, как человек будет чувствовать себя в коллективе в начале профессионального пути, зависит, насколько долгим и эффективным этот путь окажется. Если кому-то из молодых нужны дополнительные разъяснения или помощь, он их получит — от самого бригадира или от более опытных товарищей.
Бригадир принимает участие в предъявлении выполненных работ контрольному мастеру. Поэтому личному контролю Левичев уделяет особое внимание. Кого-то и несколько раз в день проконтролировать надо, другим достаточно выдать задание, а в конце проверить выполнение.
К моменту вывода корабля из эллинга цех 40 выполнил основную часть своих задач. Однако и на берегу пришлось изрядно потрудиться, всё выполнено в срок и качественно. И ответственный сдатчик, и команда корабля довольны тем, как отработал участок сборщиков-достройщиков, и в частности бригада Левичева. Теперь их ждут следующие заказы.
— Мы покидаем корабль с чувством выполненного долга, — говорит Егор. — Это самое приятное в любом деле — видеть достойный результат своего труда. Благодаря появившемуся опыту в следующий раз мы выполним свою работу лучше, быстрее, эффективнее.
Ольга СОБЕРГ
Фото Олега Перова
Севмаш на страницах «Северного рабочего» (29 апреля 2022 г.)