Судовые трубопроводчики
Недавно побывал на участке № 1 трубозаготовительного цеха 9. Большая часть работников крупнейшего цехового подразделения задействована в строительстве атомных подводных лодок. Здесь трудится Андрей Данилов, судовой трубопроводчик, в конце прошлого года он был удостоен почётного звания «Лучший наставник молодёжи».
По образованию Андрей Данилов радиомеханик. До того как прийти в цех 9, трудился на «Арктике». Участвовал в работах на авианосце «Викрамадитья», на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской»…
— Работа судового трубопроводчика динамичная, живая, разнообразная, интересная. Решил перевестись на Севмаш и попробовать новую для себя стезю. Профессия действительно оказалась мне близка, это моё, — признаётся Данилов.
В бригаду Сергея Федосеева Андрей Александрович пришёл в начале марта 2008-го, так здесь и работает уже пятнадцатый год. Строил боевые корабли проектов «Борей» и «Ясень». И сегодня участвует в выполнении важного заказа.
За бригадой Сергея Федосеева закреплены носовые отсеки. Андрей Данилов занимается в основном общесудовой системой гидравлики. Но не только, периодически ведёт и другие корабельные системы.
— В каждом отсеке в работе судовых трубопроводчиков есть своя специфика. Занимаюсь трубами небольшого диаметра. Их количество в помещениях только нашего отсека исчисляется сотнями, — продолжает Андрей Данилов. — На серийных заказах используют неоднократно отработанные чертежи. Хорошо сформировано представление, как, в какой последовательности выполнять работу и, соответственно, как планировать смену. Если на серийных кораблях работа идёт, что называется, по накатанной, с каждым последующим заказом работа эта более понятна и предсказуема, то при строительстве головных сложнее.
Как говорит Андрей Александрович, судовой трубопроводчик должен иметь хорошее пространственное воображение, чётко представлять, как будут смонтированы системы трубопроводов с учётом зачастую ещё не размещенного многочисленного оборудования, вентиляции, кабельных трасс и т. д. Это непростая задача.
— Постоянно находимся на связи с представителями монтажных участков, со специалистами «Арктики». Согласуем наши действия. Со многими ребятами из других подразделений переходим с заказа на заказ. Налаженные за много лет контакты помогают в решении разнообразных производственных вопросов, — говорит Андрей Данилов.
Андрей Александрович заметил, что, хотя у судовых трубопроводчиков технология выполнения работ одна, каждый специалист имеет свой алгоритм выполнения производственных заданий. При этом бригада трудится единой командой, в которой все действуют согласованно и на своих определённых местах. Только так можно выполнять задачи с максимальной отдачей.
Судовые трубопроводчики работают в паре — звеньевой и подручный. В течение последнего времени с Андреем на участке изготовления труб трудится Леонид Егоров. В своё время подручным Андрея Александровича был Юрий Ефимов. Сегодня бывший подопечный Данилова имеет 4-й квалификационный разряд, ему поручают ответственную и сложную работу.
— В нашей бригаде работал практически с каждым, — говорит Андрей Александрович. — Учеников человек пятнадцать было, может, больше. Кто-то приходил с нуля, кому-то уже был присвоен разряд, но профессиональных навыков он не имел. По опыту скажу: главное в нашем деле — желание работать. Если ты с руками, если есть стремление развиваться и расти, с любыми трудностями справишься. А дел всегда достаточно, есть где навыки наработать.
…В марте на участки цеха 9 пришло молодое пополнение судовых трубопроводчиков. Пока это практиканты, третьекурсники Техникума судостроения и машиностроения. Всего двадцать три человека. Кто-то, возможно, попадёт на первый участок или в бригаду Федосеева. Пока для парней всё только начинается, и долгая дорога ждёт впереди.
Олег ПЕРОВ
Фото автора
Севмаш на страницах «Северного рабочего» (29 апреля 2022 г.)