«Юрий Долгорукий»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/2-1-18.jpg

15 лет со дня вывода из эллинга

15 апреля незаметно для всех нас пролетела важная дата — 15 лет назад из крупнейшего эллинга Севмаша в плавдок «Сухона» вывели первый отечественный атомный подводный ракетоносец четвёртого поколения «Юрий Долгорукий».

«Юрий Долгорукий» — головной корабль проекта 955 «Борей». Эта серия стала достойной заменой проекту 667БДРМ, являющемуся финальным проектом в золотой серии атомоходов, постройка которых велась на Севмаше с 1964 по 1990 год. Головной подлодкой серии стал «Ленинец», построенный по проекту 667А. За ним последовало ещё 23 атомохода, после которых строились следующие модификации проектов: 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ — с постоянно совершенствующимися ракетными комплексами.

Разработка проекта 955 «Борей» в конструкторском бюро «Рубин» стартовала в конце 1980-х. В проект неоднократно вносились изменения, и утвердили его только в 1995 году. Причём первоначально планировалось оснастить его ракетным комплексом Д-19УТТХ («Барк»), проходившим в тот момент наземные испытания, но из-за неудачных пусков и неудовлетворительного финансирования приняли решение свернуть испытания и разработать альтернативную — менее дорогую и менее габаритную — баллистическую ракету «Булава». За её создание взялся Московский институт теплотехники, известный своей «сухопутной» разработкой — межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М».

Закладка первого «Борея», получившего по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова имя «Юрий Долгорукий», состоялась 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55. Строительство шло медленно — тут и финансирование было нестабильным, и из-за смены ракетного комплекса вносились корректировки в проект. К тому же нашла положительный отклик идея Севмаша — использовать при строительстве головного корабля заделы для АПЛ третьего поколения: блок-секции, паропроизводящие и паротурбинные установки и другие механизмы. Благодаря этому были сэкономлены колоссальные денежные средства.

В апреле 2007 года состоялся торжественный вывод корабля из эллинга, а спустя два года, 19 июня 2009 года, после достройки и швартовных испытаний «Юрий Долгорукий» впервые вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний, на которых он показал хорошие ходовые и маневренные качества. К осени 2010 года корабль был полностью готов к проведению государственных испытаний.

«Булава»

Проверка нового ракетного комплекса на первой подлодке нового поколения, наверное, один из самых сложных этапов государственных испытаний. Но экипаж и корабелы Севмаша были к ним готовы на сто процентов. Первый выход с ракетой на борту состоялся 26 июня 2011 года, а 28 июня корабль прибыл на полигон, где перешёл в подводное положение и приблизился к точке старта. В 17 часов 01 минуту состоялся первый пуск «Булавы». Боевые блоки ракеты выполнили полный цикл программы полёта и успешно поразили заданные цели на полигоне.

Передача флоту

10 января 2013 года состоялся подъём военно-морского флага. К участникам торжественной церемонии обратился министр обороны РФ Сергей Шойгу:

— Андреевский флаг — символ мужества и воинской доблести. Под ним сражались и становились героями русские моряки со времён Петра Первого. Поздравляю вас с подъёмом Андреевского флага на головном корабле проекта 955. Эти корабли станут основой морских сил ядерного сдерживания, эффективным инструментом обеспечения государственной безопасности.

Настоящее время

Сегодня головной корабль проекта 955 «Борей» продолжает службу в составе Северного флота и даже ставит рекорды — залповая стрельба ракетами «Булава» с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» вошла в официальный перечень рекордов Вооружённых сил РФ. Первый в истории Военно-морского флота России пуск четырёх межконтинентальных баллистических ракет «Булава» был осуществлён 22 мая 2018 года. Стрельба велась из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. На преодоление расстояния более чем в пять тысяч километров ракетам потребовалось менее 14 минут. Все поставленные перед экипажем АПЛ задачи были выполнены.

Продолжение

Следом за «Юрием Долгоруким» корабелы Севмаша построили ещё два корабля проекта 955 для Тихоокеанского флота: «Александр Невский» и «Владимир Мономах». При их создании также использовались заделы для подлодок третьего поколения. А вот при следующих кораблях — уже модернизированного проекта 995 «Борей» — 955А «Борей-А» — использовались оборудование и материалы, изготовленные с нуля и отечественного производства. Импортозамещение — одна из приоритетных задач отечественных судостроительных предприятий.

30 июля 2012 года в церемонии закладки головного корабля «Князь Владимир» принял участие Президент России Владимир Путин. В ходе торжественной церемонии он выразил уверенность, что весь проект будет реализован и новая подводная лодка «Князь Владимир», как и её собратья — другие корабли этого класса, будет одним из символов российских Вооружённых сил.

Летом 2020 года АПЛ «Князь Владимир» после проведённых ходовых и государственных испытаний приняли в состав Северного флота, а уже через год, летом 2021-го, первенец модернизированного проекта был представлен на Главном военно-морском параде в Кронштадте. Как отметил главком ВМФ России адмирал Николай Евменов, это событие подчёркивает статус Российской Федерации как великой морской державы, обладающей океанским флотом. РПКСН «Князь Владимир» воплотил в себе передовую научную мысль наших учёных и кораблестроителей!

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей