Морской буксир «Александр Зрячев»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/8UkECCV1hCw-.jpg

10 лет на беломорской воде

За два десятилетия текущего века «Звёздочка» пополнилась четырьмя судами — морскими буксирами «Александр Зрячев», «Садко» и двумя речными — «Буй» и «Бакен». Первые два построены питерскими корабелами, вторые — на «Красной кузнице» архангельским филиалом «Звёздочки». «Александр Зрячев» пришёл на смену легендарному морскому буксиру дизель-электроходу «Садко», служившему ягринской верфи более полувека. Второй буксир получил наименование «Садко» по просьбе водников цеха № 22. Два «малыша» пришли на смену буксирам-толкачам «Волхов» и «Малахит», тоже отдавшим заводу по несколько десятилетий. Сегодня речь пойдёт о МБ «Александр Зрячев», который пришёл на предприятие в декабре 2012 года.

В память о третьем директоре «Звёздочки»

Александр Фёдорович Зрячев, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, заслуженный машиностроитель Российской Федерации, руководил «Звёздочкой» с 1972 по 1992 год. За этот период предприятием было отремонтировано более 60 АПЛ. Зрячев был одним из инициаторов приобретения у Северного речного пароходства легендарного колёсника «Н. В. Гоголь», шедшего на утилизацию. К слову, в июне текущего года исполнится ровно полвека, как судно ошвартовалось у причала мелководной набережной предприятия и из него сделали плавбазу отдыха для тружеников предприятия. В прошлом году колёсник отметил своё 110-летие, но уже давно в качестве туристско-экскурсионного судна, ставшего известным далеко за пределами нашего региона. Сегодня старейшину речного флота России готовят к 111-й навигации!

При Зрячеве активно продолжалось строительство новых цехов, жилых домов, детских садов, социальных зданий, образовывались СОТ. Большая заслуга Александра Фёдоровича и заводских депутатов того времени была в постройке асфальтовой дороги от Рикасихи до Лаи. Так что морской буксир получил наименование в честь известного человека.

Оставил за кормой пять морей

16 декабря 2012 года. День выдался очень морозным, несмотря на это, на мелководной набережной собрались десятки заводчан в ожидании прихода нового морского буксира «Александр Зрячев». В 11 часов 10 минут судно показалось в акватории порта. Его корпус был покрыт льдом аж до штурманской рубки. На фоне искрящегося под солнцем декабрьского льда особенно красиво смотрелись флаги расцвечивания. Борта, верхнюю часть рубки судна украшали слова «Александр Зрячев». Буксир сразу не стал швартоваться к причалу, а начал вальсировать на воде, разгоняя мощным корпусом льдины. Судно лихо разворачивалось с борта на борт, кружилось вокруг своей оси, поднимая винтами пенистые волны. На причале «штормило» от аплодисментов! Так команда судна мастерски демонстрировала свою выучку и способности буксира уверенно держаться на плаву.

Минут через десять «Александр Зрячев» пришвартовался, капитан предприятия Николай Андреев, во время перехода выполнявший роль капитана-наставника, отрапортовал генеральному директору предприятия Владимиру Никитину: «Новый буксир прошёл пять морей: Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево и Белое, оставив за кормой около трёх тысяч миль. Рейс завершён удачно. Судовая техника работала безупречно!» Рапорт был принят. А ведь идти буксиру было непросто: во всех морях гуляли сильные ветры, волны поднимались порой до трёх метров, судно обрастало ледяным панцирем. Путь от Санкт-Петербурга до Северодвинска занял девять с половиной суток.

А теперь о том, что собой представляет новое судно. Это морской буксир проекта ПБ-65, предназначенный для обслуживания судов и кораблей различного класса в портовых условиях. Судно ледового класса может работать во льдах толщиной до 0,8 метра. Особенностью его является применение в качестве движителя полноповоротных винторулевых колонок и более мощные главные двигатели, что позволяет проводить перешвартовку и кантовку заказов в порту без привлечения дополнительных плавсредств, например малых буксиров. И ещё есть одно преимущество у судов этого проекта — наличие на борту систем внешнего пожаротушения. Буксир также оснащён палубным оборудованием, кранцевым устройством. На судне имеются средства радиосвязи в соответствии с требованиями глобальной морской связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) для морских районов А1 + А2 + А3. Основные технические характеристики буксира: длина — 34,4 м, ширина — 12,7 м, осадка в полном грузу — 5,3 м, водоизмещение — 862 т, скорость — до 14 узлов. Подобных судов сегодня в нашем регионе нет.

На церемонии, посвящённой приходу «Александра Зрячева», говорилось, что его приобретение более чем целесообразно для «Звёздочки». Плюс к сказанному это сделает судно конкурентоспособным в области буксировки не только в акватории Беломорской ВМБ, но и в Северо-Западном регионе в целом, что подтвердили в своих выступлениях на церемонии, посвящённой приходу судна, генеральный директор предприятия Владимир Никитин и командир бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок капитан первого ранга Александр Журавлёв. Начальник цеха № 22 заслуженный работник транспорта Российской Федерации Николай Жарихин сказал, что буксир будет обеспечен профессиональной командой. На тот период на нём уже были два опытных морехода — капитан судна Алексей Гагарский и второй механик Владимир Лодочников. На церемонии была зачитана телеграмма Е. И. Зрячевой, в которой она благодарила генерального директора и весь коллектив «Звёздочки» за память об Александре Фёдоровиче, за то, что именем её мужа назван новый морской буксир.

И сразу за работу

Недолго пришлось стоять буксиру у причала. Буквально с первых дней пребывания на предприятии судну пришлось включиться в работу. В тот период «Звёздочка» ремонтировала две АПЛ — «Новомосковск» и «Верхотурье», которые нуждались в обслуживании, и цех № 22 это дело поручил «Александру Зрячеву». Новое судно показало свою надёжность. В 2013 году буксир был подключён к обслуживанию ремонтирующихся заказов — ДЭПЛ «Калуга», АПЛ «Смоленск» и «Екатеринбург». Нареканий от подводников не было. В 2014 году капитаном судна назначили Александра Марьяндышева. Под его командованием буксир ходил в Заполярье до Сайда-Губы и Западной Лицы, откуда привёл на завод для утилизации атомную подводную лодку. Довелось ему обслуживать атомный лихтеровоз «Севморпуть», морское судно — трубоукладчик, ледоколы «Руслан» и «Илья Муромец». Вёл он и работы, связанные со сдаточными заказами Севмаша.

Команда на судне что надо!

Какие бы задания «Александру Зрячеву» ни поручались, его команда со всеми справляется на должном уровне. Потому что здесь несут вахты настоящие мастера своего дела, люди, душой прикипевшие к любимой работе. Капитан судна с уважением говорит о всех своих подопечных., в том числе о старшем механике Сергее Блинове, боцмане Владимире Ярославцеве — старом морском волке, ранее поочерёдно работавшем на 26 рыболовных судах Архангельского тралового флота! Добрые слова от капитана можно слышать в адрес судового повара Ирины Куприй, которая впервые выходила в море на этом буксире и привыкла к качкам. Именно она, по словам капитана, поддерживает настроение команды вкусной, здоровой пищей.

На судне должное внимание уделяют профессиональному росту рядового состава. Так, матросы Алексей Олехов и Тимур Исмайлов выучились на судоводителей и теперь работают на других судах. Матрос Семён Миронов заканчивает Архангельскую мореходку, работает здесь, пока никуда уходить не собирается. Вышел из матросов в судовые механики и Валерий Антоненко, получив диплом о высшем образовании в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург). Грамотные кадры нужны везде.

На днях я в очередной раз по служебным делам побывал на буксире. Традиционно заглянул в кают-компанию и вновь встретился с портретом Александра Фёдоровича Зрячева, украшающим, как и десять лет назад, переборку помещения. Как хорошо, что таких замечательных людей на «Звёздочке» не забывают!

Фото Виталия ВАШУТКИНА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей