Демонстрируют навыки и передают опыт

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/04/n7ZpiX-yCYc-.jpg

Участники областного чемпионата профессионального мастерства получили награды

В этом году в состязаниях чемпионата «Навыки мудрых» приняли участие 26 конкурсантов из разных городов и районов Поморья. Конкурсные площадки для профессионалов в возрасте старше 50 лет на базе техникумов и колледжей Архангельской области организовали по шести компетенциям: сварочные технологии, обработка листового металла, электромонтаж, парикмахерское искусство, поварское дело, преподавание в младших классах. Чемпионат стал продолжением линейки соревнований, организованных под эгидой профориентационного движения «Ворлдскиллс Россия». Северодвинск был представлен в разных компетенциях, и практически везде наши земляки вошли в призовую тройку.

Награды мастерам своего дела вручил глава города Игорь Скубенко.

Дипломы победителей и участников IV регионального чемпионата «Навыки мудрых» получили: мастер производственного обучения Техникума судостроения и машиностроения Игорь Меринов, его коллега по техникуму Александр Шестаков, электрогазосварщик цеха № 10 АО «ЦС «Звёздочка» Эдуард Гвоздев, мастер производственного обучения Техникума судостроения и машиностроения Владимир Гагарин. Также дипломы участников чемпионата получили инструктор производственного обучения в отделе технического обучения АО «ПО «Севмаш» Валерий Пижун, мастер производственного обучения Северодвинского техникума социальной инфраструктуры Анатолий Хахаев, сотрудница салона «Ваш стиль» парикмахер Светлана Киселёва и повар северодвинского комплекса питания «Северная жемчужина» Мария Гончарова.

Поздравляя награждённых, глава муниципалитета отметил, что то, насколько компетентными вырастет наше молодое поколение, зависит от опытных наставников.

— Меня радует, что это движение в Архангельской области сегодня разрослось уже настолько, что в нём участвуют и ребята из детских садов, и школьники. Когда мы в 2017 году только начинали развивать движение «Ворлдскиллс» в регионе, казалось, это очень сложно. Судя по вашим достижениям, сегодня в Северодвинске работают самые признанные мастера. Мы гордимся вами и вашими достижениями! — отметил Игорь Скубенко.

Мастеру производственного обучения северодвинского Техникума судостроения и машиностроения Игорю Меринову есть чем гордиться. Игорь Петрович является главным экспертом движения «Ворлдскиллс Россия» по компетенции «Обработка листового металла». Среди его воспитанников — победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы», а студент Максим Агапитов заработал Medallion for Excellence в рамках национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия».

В своё время Игорь Меринов семь лет отработал сварщиком-монтажником на СМП и уже 30 лет трудится в системе профессионально-технического образования. Другими словами, способен взглянуть с разных сторон и на работу с металлом, и на обучение профи.

— Ходил и на переподготовку, работал на «Викрамадитье». Сейчас веду по учебной программе слесарей-монтажников, и у нас есть компетенция «Обработка листового металла». Что касается движения «Ворлдскиллс», мои ребята с первого сезона этого движения в Северодвинске всегда занимали первые места. За пять лет существования этого движения я поездил по стране: дважды был в Комсомольске-на-Амуре, в Екатеринбурге, Уфе, Калининграде. Сейчас финал по нашей компетенции будет проходить в Екатеринбурге.

В этом году я сам участвовал в конкурсе профессионального мастерства как мастер. Не впервые: в прошлом году участвовал в чемпионате в компетенции «Сварочные технологии», занял третье место. В этом году в обработке металла — первое место в «Навыках мудрых». В этом чемпионате хочется попасть в российский финал, но пока неизвестно. Если получится — с удовольствием поеду! Когда первый раз поехал в Королёв — посмотрел: у нас тогда ещё такого оборудования не было, как у них, для соревнований. Но мы тоже стремимся, сейчас мастерская наша довольно хорошо оборудована для обучения: шесть кабин, в каждой по сварочному аппарату. Ребят надо учить всему, — говорит Игорь Меринов.

— Игорь Петрович, в чём заключался конкурс в «Навыках мудрых» в этом году?

— За определённое время нужно было сделать изделие из металла. Причём по уровню сложности его невозможно сделать за такой промежуток времени одному. Не все справились, надо сказать. Суть в том, что справиться с такой задачей может только высокий профессионал, который не просто имеет тот или иной профессиональный разряд, но и способен с ходу практически подтвердить свой профессионализм. Профи, который знаком с технологией изготовления, знает AutoCAD (двух- и трёхмерную систему автоматизированного проектирования и черчения. — Прим. ред.) — мне пришлось учиться самому, чтобы освоить эту программу. Ведь, если с ребят мы это требуем во время их обучения, надо и самому знать, демонстрировать свой опыт, чтобы и им интересно было.

— Какая задача предстояла на конкурсе?

— Если сказать проще, нужно было изготовить колпак на трубу. Но он состоял из девяти деталей, которые надо было расчертить, вырезать из листового металла, загнуть на листогибочном станке и после этого собрать в изделие.

— И всё это самостоятельно, в одиночку?

— Да, конечно. И каждый год задания разные ставят. Час был отведён на работу в AutoCAD, три часа — на изделие. Можно было даже его немного не завершить и победить. А можно было сделать полностью и проиграть, потому что там очень много факторов учитывается при оценке работы, определённые допуски. И если ты сделал изделие, его начинают проверять и оно в допуски не попадает — получаешь ноль баллов. А если сделал всё и попал — выйграл.

— Конкуренция высокая была в этом году в вашей компетенции?

— Шесть человек соревновались — с северодвинских Севмаша и «Звёздочки», из Новодвинска.

— Профессиональный опыт, которым вы владеете, легко передаётся ребятам? Есть у них уважение, интерес?

— Это всё есть. Но, пока система образования не изменится, тяжело будет ребятам. Нужно вернуть ту систему, что была у нас в советские времена, когда сдавали не ЕГЭ, а экзамены. Потому что сейчас идёт тестовая угадайка. Но если люди всерьёз обучают, то они стараются не тестовой системе обучить, а научить профессии. Так что есть необходимость перемен.

— Игорь Петрович, ваши ученики идут работать на Севмаш сейчас?

— Да, и некоторые смогли даже меня превзойти, имеют шестой разряд специализации. У меня — пятый. Обладатель шестого — это уже сверхчеловек, так скажем.

— Что он может сделать в отличие от обладателя пятого разряда?

— А вот вы мне скажите, что может сделать второй в отличие от пятого?

— Наверное, выполнить только какую-то локальную, небольшую и очень чётко поставленную элементарную задачу.

— В принципе второй разряд — это подойди, принеси, отойди, не мешай! Подмастерье. Третий разряд — это уже какое-то владение профессией. И чем выше разряд, тем профессионализм больше и, естественно, доверия больше, что человек сделает и не будет у него никакого брака.

— Есть у вас среди воспитанников такие, кто сам бы мог уже стать наставником или уже становится?

— Все мои ребята, которые выступают на «Ворлдскиллс», мне благодарны. Один был порядка десяти лет назад, он три года отработал мастером производственного обучения. Потом, правда, ушёл: не всем дано до конца вести обучение.

— Я верно понимаю, что мастер в производственном обучении — это ещё и определённая социальная нагрузка и не так много денег получается заработать?

— А мы не за деньгами пришли. Когда я в первый день пришёл преподавать в училище, как обычно на завод, в семь утра — меня увидели и сказали: «Это наш человек!» Если прибежать к началу урока, быстренько переодеться, что-то там наскоро рассказать по верхам — это бесполезно. Ведь готовиться надо, всё продумать. Тем более что группы сейчас разные, менталитет у каждого человека свой. С одними надо так разговаривать, с другими иначе. Кому-то надо десять раз объяснить, а кто-то и с первого раза схватывает.

— То есть нужна здесь ещё и педагогика?

— Да, переподготовку я проходил, ездил в Архангельский институт дополнительного образования, дообучались в течение целого года.

— Игорь Петрович, в Северодвинске среди молодёжи бытовало мнение: куда угодно, только не на завод работать!

— Я в связи с этим вернусь к системе образования. Некоторые ребята идут учиться в наш колледж, даже не зная, на что идут. Некоторым родители говорят: идите, будете работать — будете хорошо жить. Кто-то из молодёжи приходит «отбывать наказание», по правде говоря.

— Потому что не понимают, зачем и куда пришли?

— Да. В школах сейчас, например, совсем не обучают черчению. И вот ребята приходят, и им нужно самые азы давать, чтобы они поняли, как это делать. Они же не умеют делать это. А раз на это мы тратим время — значит, какие-то другие учебные операции упрощаем. Хотя должны бы, наоборот, профессионально совершенствовать их.

Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей