Валентин Терёхин — легенда «Звёздочки»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/03/foto1-1-1.jpg

18 марта, холл третьего этажа 6-го управления «Звёздочки». К 11.00 сюда стали стекаться представители цехов и отделов предприятия на церемонию открытия мемориальной доски в честь бывшего руководителя этого подразделения (ранее называлось 6-м отделом) Валентина Николаевича Терёхина, ушедшего из жизни 4 января 2021 года.

Открыл церемонию начальник управления Владимир Рассохин, рассказавший о славном трудовом пути Валентина Николаевича. Его выступление продолжили дочь Валентина Николаевича Елена Валентиновна Майорова, председатель совета ветеранов предприятия Владимир Бармин. Им и было предоставлено почётное право снять покрывало с памятной доски. На столик под ней легли первые живые цветы.

С тёплыми воспоминаниями о Валентине Николаевиче выступили первый заместитель генерального директора предприятия Эдуард Бааль, заместитель генерального директора по управлению персоналом Михаил Голышев, ветеран цеха № 15 Виктор Ярушников, начальник участка сдаточных механиков Валерий Григорович. Завершая церемонию, начальник 6-го управления передал заводскому музею каску Валентина Николаевича, в которой он посещал рабочие участки и заказы. В эти минуты можно было наблюдать трогательный момент: весь зал холла наполнился весенними солнечными лучами, природа вместе с корабелами отдавала дань уважения легенде «Звёздочки» — Валентину Терёхину. Вспомним, как он ею стал.

Начиналось всё на «Красной кузнице»

Валентин Николаевич родился в Верхнетоемском районе 10 марта 1940 года. Затем судьба их семью в составе матери и братьев — младшего Рудольфа, старшего Спартака и среднего Валентина — забросила на остров Колгуев, потом — в Архангельск. Отец в это время воевал на I Украинском фронте и погиб под Днепропетровском. Матери пришлось воспитывать сыновей одной.

Учился Валентин в средней школе № 19 Архангельска, окончил её с серебряной медалью. Чтобы помогать семье, после десятилетки поступил на судостроительный завод «Красная кузница» грузчиком. В свободное от работы время любил приходить на причалы акватории завода и любоваться судами и кораблями, которые здесь проходили ремонт. Смотрел и мечтал: может и он когда-то ступит на палубу военного корабля или опустится в машинное отделение морского судна.

Довелось Валентину потрудиться и ещё на одном предприятии — архангельской автотранспортной конторе «Главбакалея». Однако парень с мечтой стать корабелом не расставался и воплотил её в реальность в 1959 году, поступив учиться в Ленинградский кораблестроительный институт на дневное отделение факультета «Машиностроение» по специализации «Турбиностроение» с присвоением квалификации инженер-механик. Учился хорошо, подрабатывая слесарем-монтажником на ленинградском Адмиралтейском заводе. Преддипломную практику проходил на Севмаше, а с дипломом о высшем образовании получил направление на «Звёздочку».

В 1965 году Валентина Николаевича назначили помощником мастера. Как вспоминают ветераны, сначала асы слесарно-монтажных дел думали, что руководить ими назначили человека, который не очень-то разбирается в корабельном деле, но ошиблись, когда Терёхин в первые же месяцы показал свои не только технические знания, но и отличные производственные навыки. Сказались практика на Севмаше и работа на Адмиралтейскомзаводе. Помощником мастера он был до марта 1967-го, организуя операции по паротурбинным установкам подводных лодок. В марте того же года его назначили сдаточным механиком. На этом факте остановлюсь немного подробнее.

До 1967 года на «Звёздочке» официального наименования «сдаточный механик» не было, эту роль выполняли заводские инженеры и специалисты Севмаша. И только в марте 1967-го после подписания директором предприятия Г. Л. Просянкиным приказа специалистов, имеющих право проводить швартовные и ходовые испытания, стали именовать сдаточными механиками. Для этого была создана учебная группа из мастеров, старших мастеров, операторов ГЭУ, имевших опыт сдачи заказов как на берегу, так и в море. Теоретические занятия начались 1 апреля без отрыва от производства. Их проводили представители заказчика, имеющие большой опыт эксплуатации и приёма заказов в ходе постройки. Закончилось обучение в июне. Приказом директора предприятия новоиспечённые сдаточные механики были расписаны по заказам. Так, Валентин Терёхин, прошедший обучение в группе, оказался сдаточным механиком на АПЛ К-5 проекта 627А. Ремонт был завершён успешно, предприятие сделало отличный трудовой подарок к 50-летию Вооружённых сил СССР, которое отмечалось в том году. Эта атомная подводная лодка несла службу до 1990 года, совершив шесть дальних походов на боевую службу. В активе Терёхина как сменного сдаточного механика семь атомных подводных лодок. Он также принимал участие в ремонте, модернизации и переоборудовании многих десятков АПЛ.

Доверили руководство цехом № 15

Как известно, на «Звёздочке» с начала её производственной деятельности и по сегодняшний день умеют видеть талантливых людей и давать им возможность на деле проявлять свои способности. В июле 1977 года Терёхина назначили заместителем начальника цеха № 15 по производству и берегу, а в ноябре 1981-го он становится руководителем этого самого большого на «Звёздочке» подразделения. Этим коллективом Валентин Николаевич руководил до февраля 1987 года. Именно в тот период в цехе № 15 по инициативе парткома, цехкома профсоюза и бюро ВЛКСМ появилась новая традиция по работе с коллективами. Впервые на «Звёздочке» цех под звуки своего духового оркестра стал провожать на ходовые испытания заказов сдаточные команды, а потом таким же образом встречать, после чего ходивших в море ребят приглашали в красный уголок на чай с пирогами, вручение почётных грамот со знаками «За дальний поход». И что трогало корабелов за душу: перед ними вместе с известными в цехе партийными активистами Владимиром Мироновым и Владимиром Барминым пел песни руководитель подразделения Валентин Терёхин. Разве такое забывается!

Валентин Николаевич уверенно поднимался по служебному трапу. В июне 1992 года он уже заместитель генерального директора — начальник ПДО предприятия. Время то было тяжелейшее, но завод с поставленными задачами справлялся, заказы сдавались один за другим, в том числе АПЛ «Борисоглебск», «Кисловодск», «Рязань». Предприятие готовилось к ремонту головного РПКСН проекта 667БДРМ «Верхотурье». В 1994 году Валентин Николаевич стал главным специалистом ГРЦАС по ремонтному производству, а с мая 1995-го — главным строителем — начальником 6-го отдела, заместителем генерального директора «Звёздочки».

О том, какой вклад Терёхин внес в кораблестроение, можно говорить до бесконечности. Возглавлял отдел он по 2011 год. Основной номенклатурой подразделения являлись корабли главного управления глубоководных исследований. При нём как руководителе 6-го отдела велось строительство надводных кораблей «Звёздочка» и «Академик Ковалёв».

Лауреат двух премий

С 2010 года Валентин Николаевич на протяжении десяти лет являлся председателем государственной аттестационной комиссии по приёму дипломных проектов по специальности «Судовые силовые установки» филиала ЛКИ (Севмашвтуз). Знали его на предприятии и как спортсмена, яхтсмена, автолюбителя путешественника, участника художественной самодеятельности. На «Звёздочке» до сих пор помнят легендарный автопробег заводских активистов по городам-героям Советского Союза, посвящённый 40-летию Великой Победы. В нём вместе с фронтовиками участвовали Валентин Терёхин, Владимир Миронов и Владимир Бармин. Пробег длился 40 дней. Сколько было спето фронтовых песен у костра!..

За успехи в производственной деятельности Валентин Николаевич удостоен 18 государственных и ведомственных наград. Он лауреат Государственной премии РФ за развитие науки, обладатель премии Маршала Советского Союза Г. Жукова, орденов «Знак Почёта» и «За морские заслуги», удостоен звания «Почётный судостроитель». Вот какому замечательному человеку 6-е управление «Звёздочки» открыло памятную доску.

Фото М. Биктимирова

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей