«Жизнь и смерть в аушвицком аду»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/02/1200x630wz-.jpg

Центральные документы Холокоста в книге Павла Поляна

Осенью 2004 года во время сбора информации о советских военнопленных в период Великой Отечественной войны в фондах Центрального военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге в каталогах были найдены упоминания о записной книжке Залмана Градовского — члена еврейской зондеркоманды в Аушвице-Биркенау. Обнаружение этих свитков в земле и пепле, по словам исследователей, перевернуло их представление о человеке.

Павел Полян — первый публикатор этих документов на русском языке, автор книги «Жизнь и смерть в аушвицком аду». Книга вышла в издательстве «АСТ» в 2018 году.

Книга имеет двухчастную структуру. Первая часть начинается с глав-очерков об оценке количества жертв, убитых в Аушвице, о зондеркоманде. Вторая часть — рассказы летописцев. Это девять уцелевших текстов пяти членов зондеркоманды, рукописи которых были обнаружены в период с 1945 по 1980 год. Они дают представление о том, что происходило в газовнях и крематориях Биркенау. Это центральные документы Холокоста.

«Холокост» по-гречески — «всесожжение». Зондеркоманда — чернорабочие смерти. Негласной империей человеконенавистничества являлся концлагерь в Аушвице, ныне Освенцим. Концлагерь Аушвиц был освобождён 27 января 1945 года войсками 1-го Украинского фронта. К этому моменту здесь оставалось около 7,5 тысячи заключённых, а за девять дней до освобождения ещё несколько десятков тысяч узников были угнаны вглубь Германии. Среди выживших оказались и несколько чудом уцелевших работников зондеркоманды — «специального подразделения», составленного исключительно из заключённых-евреев, которых нацисты заставили обслуживать газовые камеры и крематории. Сами эсэсовцы психологически не выдерживали такой работы. Затем эти «жертвы, убивавшие жертв», в свою очередь отправлялись в печь.

В руки освободителей попал значительный блок архивных материалов. Среди них были и те, которые относились к демографическим оценкам Холокоста, где основополагающей системой отбора и регистрации узников стала система под названием «Селекция». История советских военнопленных в концлагере делится на легендарную, основанную на устной истории, и на документированную, ведущую отсчёт с 6 октября 1941 года, когда на них была заведена первая картотека. Первая партия советских военнопленных прибыла в Аушвиц 13 августа 1941 года. Все они были обречены на смерть.

С советских военнопленных, предназначенных для пробных экзекуций с удушением газами, начинаются три основополагающие аушвицкие практики — практика селекции, практика нерегистрации и практика убийства в газовых камерах.

Предлагаем вам небольшой отрывок из книги.

«Это была совершенно особая команда, почти сплошь состоящая из заключённых-евреев и обслуживавшая весь этот конвейер смерти — почти от самого начала и до самого конца. Они надевали противогазы и извлекали трупы из газовен, сбрасывали их в костры или загружали в муфели крематориев, ворошили и хоронили их пепел, бренный пепел сотен тысяч людей, убитых на этой фабрике смерти.

«Операцией прикрытия» было употребление символики Красного Креста. Именно красный крест красовался на так называемых санкарах — легковых санитарных машинах, на которых на каждую операцию приезжали и уезжали дежурный врач и эсэсовцы-палачи. Само убийство — вбрасывание в камеры ядовитого коагулята — немцы евреям не доверяли и оставляли за собой. Непосредственно палаческую работу выполняли эсэсовцы среднего звена. Когда они выезжали к газовням, их обязательно сопровождал врач, наблюдавший за всем из машины: не дай бог с ними что-нибудь случится. У эсэсовцев были противогазы, которые они не всегда надевали, а также специальные приспособления для быстрого открывания больших банок с гранулами. Вбрасывая гранулы в газовые камеры сквозь специальные отверстия-окошечки сверху или сбоку, они посмеивались и переговаривались друг с другом о пустяках, после чего закрывали окошки цементными или деревянными ставнями-втулками.

Иногда вопреки инструкции они смотрели сквозь стёкла противогазов с любопытством и торжеством на то, что происходит внизу. На то, как люди, карабкаясь друг на друга, кидались к этим окошкам и как первыми умирали те, кто оказывался внизу, может быть, и не от удушья, а от того, что их раздавили, — то были в основном инвалиды и дети. Перед смертью люди цеплялись, вгрызались ногтями в исцарапанные уже до них стены…

Налюбовавшись и закрыв ставни, они садились в свои машины с флажками и красными крестами, нарисованными на боках, и, продолжая болтать, уезжали…»

Члены зондеркоманды, которым посвящена эта книга, — вспомогательные рабочие бригад в Аушвице-Биркенау. То, что они уцелеют, нацисты не могли себе даже представить. Тем не менее около 110 человек из более чем 2000 остались живы, написали о пережитом сами или дали подробные интервью. Некоторые погибшие оставили после себя письменные свидетельства, закапывая их в землю и пепел вблизи крематория. Часть из них и была обнаружена после войны.

Книгу «Жизнь и смерть в аушвицком аду» можно найти в Центральной библиотеке имени Н. В. Гоголя (ул. Ломоносова, 100).

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28  

Архив записей