Как известно из открытых источников, в активе «Звёздочки» более 130 отремонтированных подводных лодок. Из них около 25 дизельных, возвращённых ВМФ СССР, и две, входящие в это число, переданы флоту уже в текущем веке. Это ДЭПЛ «Калуга» и «Владикавказ», получившие здесь вторую жизнь. О первой из них есть сегодня повод рассказать. В нынешнем году большой подводной лодке Б–800 «Калуга» исполняется 33 года, то есть подводный корабль достиг возраста Христова.
Со стапелей «Красного Сормово»
Большую ДЭПЛ Б-800 проекта 877 построили на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» и передали Военно-морскому флоту в 1989 году. В том же году на ней был поднят военно-морской флаг.
Из биографии ДЭПЛ Б-800 советского периода. Лодка участвовала в учениях военно-морских сил СССР, Болгарии и Румынии, нанесла визит в порт Констанца, а также несла боевые службы в Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях. В октябре 1994 года экипаж завоевал приз главкома ВМФ «За лучшую торпедную подготовку». Лодка продолжала свою дальнейшую службу на Северном флоте. В 2002 году, 20 лет назад, субмарину привели на «Звёздочку» для среднего ремонта и модернизации. Год спустя над ней взяла шефство Калужская область — и Б-800 было присвоено наименование «Калуга», под которым она и находилась на «Звёздочке» до 2012 года. Так долго ремонт и модернизация затянулись из-за слабого финансирования со стороны заказчика — Министерства обороны. Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону. Давайте переставим стрелки времени с 2002-го в 2009 год.
Поднять флаг и гюйс!
3 октября 2009 года. Экипаж большой ДЭПЛ Б-800 «Калуга» отмечал двадцатую годовщину подъёма военно-морского флага корабля. На верхнем ярусе строительных лесов, опоясавших корпус лодки, ремонтируемой в цехе № 10, было многолюдно. В гости к подводникам пришли их семьи, бывшие члены экипажа, шефы из Калуги, корабелы «Звёздочки». В памяти возникла трогательная картина. К передней части рубки подходит человек в гражданской одежде, прижимается к ней и громко произносит: «Здравствуй, «Калуга», боевая подруга!» Оказывается, это был один из бывших членов экипажа, проходивший на ней срочную службу. К сожалению, в толкучке мне не удалось правильно записать его фамилию, но сам факт такого трепетного отношения человека к своему кораблю вызвал восхищение у многих участников этой встречи.
В 9.00 прозвучала команда: «Флаг и гюйс поднять!». В считаные секунды над рубкой «Калуги» появился Андреевский флаг, а в носовой части — гюйс. Шквал аплодисментов долго не смолкал. Затем был зачитан праздничный приказ командира корабля, в котором были отмечены более десяти человек, в том числе старший лейтенант Александр Дулов, старший мичман Геннадий Гузанов, главный старшина Игорь Забирон. Среди гостей был и первый командир Б-800 капитан второго ранга запаса Борис Алютин. Он присутствовал и на встрече, которая продолжалась в заводском музее. Когда Борису Борисовичу предоставили возможность выступить, он почти минуту не мог сказать слова. Зал притих, глядя в глаза ветерана-подводника, наполненные слезами. В них чувствовалось волнение от встречи с родным кораблём, с членами нынешнего экипажа, с тружениками «Звёздочки», которая давала новую, надёжную жизнь его подводной лодке, что подтвердил генеральный директор «Звёздочки» Владимир Никитин, пришедший поздравить экипаж со знаменательной датой.
— Традиции братства корабелов и моряков-подводников, заложенные первостроителями предприятия, год от года крепнут, — сказал Владимир Семёнович.
В его выступлении также прозвучало, что средства на ремонт и модернизацию заказа выделены, что работами по возвращению «Калуги» в строй боевых кораблей будут руководить молодые силы, получившие хорошую практику при ремонте и модернизации ДЭПЛ проекта 877 по линии ВТС. И назвал фамилии начальника 7-го отдела Андрея Невенкина и только что назначенного начальником цеха № 10 Игоря Цветкова. Тут же был зачитан приказ генерального директора о вручении благодарственных писем заводчанам, принимавшим участие в ремонте лодки на первых этапах.
От имени шефов-калужан выступил руководитель делегации заместитель генерального директора НПО «Генэнергетика» Станислав Кислов, поздравивший экипаж лодки со знаменательным событием и выразивший слова благодарности в адрес заводчан за возвращение «Калуги» флоту. Ремонт и модернизация заказа набирали обороты благодаря вниманию командования ВМФ к нуждам флота, подкреплённому финансированием.
Благословил корабль на благие деяния
На «Калуге» в середине 2012 года был завершён первый этап сложного пути, заказ готовили к швартовным и ходовым испытаниям, так как её планировали передать флоту уже в конце того года. Активно проводились модернизационные работы по навигационному, гидроакустическому и радиационному комплексам, радиосвязи, системам маневрирования, управления кораблём и стрельбой. Выполнялись и другие ответственнейшие работы — всё трудно перечислить.
26 мая на «Звёздочке» состоялась торжественная церемония вывода ДЭПЛ «Калуга» из эллинга цеха № 10. На торжествах выступили генеральный директор «Звёздочки» Владимир Никитин, командир Беломорской ВМБ капитан первого ранга Виктор Лиина, председатель комитета областного Собрания депутатов по оборонной промышленности и конверсионной политике, проректор САФУ Николай Калистратов, генеральный директор СПО «Арктика» Александр Телепнёв, первый командир «Калуги» Борис Алютин, принимавший лодку в Сормово в 1989 году. Все они дали высокую оценку работе коллективов «Звёздочки» и других предприятий, принимавших участие в ремонте и модернизации заказа. Настоятель храма Воскресения Христова Валерий Суворов благословил экипаж и корабль на благие деяния — сохранение мира и провёл чин освящения лодки, передав в дар экипажу образы Пресвятой Богородицы Порт-Артурской, святых Александра Невского и Фёдора Ушакова. Бутылку шампанского о борт корабля блестяще разбила инженер цеха № 10 Юлия Гринич.
В завершение церемонии вывода «Калуги» из эллинга цеха № 10 большая группа корабелов «Звёздочки» и «Арктики» была награждена почётными грамотами и благодарностями за подписью главкома ВМФ, губернатора Архангельской области, областного Собрания депутатов, городского Совета депутатов и подарками от генерального директора «Звёздочки».
Сквозь льды — в Белое море
19 декабря 2012 года большая ДЭПЛ «Калуга» вышла в Белое море на заводские ходовые испытания. Следовать по фарватеру акватории Беломорской ВМБ ей помогали буксиры цеха № 22 «Витязь» и «Беломор». Лёд ломал морской буксир «Александр Зрячев», только что пополнивший заводскую флотилию. Выводил лодку командир корабля капитан второго ранга Олег Михалап. Старшим на борту был заместитель командира бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок капитан первого ранга Евгений Рыженко.
От предприятия в море вышли начальник цеха № 10 Игорь Цветков, ответственный сдатчик заказа Владимир Гневашев, сдаточный механик Михаил Зюков. Цех № 10 на экзаменовку «Калуги» отправил 20 рабочих и специалистов, среди которых были слесарь-монтажник Михаил Шоляк, его молодой коллега Егор Прокшин, а также механик Михаил Исаков. Цех № 15 включил в сдаточную команду опытнейшего холодильщика Виталия Поздякова, гидравлистов Константина Кожинова и Ивана Дорофеева. Цех № 16 доверил испытать заказ на прочность шести корабелам, в том числе сдаточным механикам Сергею Черепанову (по вооружению) и Юрию Кукину (по системам контроля и автоматики), а также наладчику Сергею Рогачёву и слесарю-монтажнику Евгению Сунцову. Трое последних в море вышли впервые. От цеха № 40 в сдаточной команде были сборщики-достройщики Вячеслав Корельский и Вячеслав Шестаков. В состав сдаточной команды также входили представители контрагентов из «Океанприбора», «Дизельсервиса», СПО «Арктика», «Авроры», КЗТМ. Словом, «Калуга» находилась в надёжных руках.
В море на лодке провели испытания механизмов, систем и устройств, гидравлического и навигационного комплексов, выполнили глубоководное погружение. 24 декабря «Калуга», успешно выполнив поставленные задачи, вернулась на «Звёздочку». После устранения выявленных в период ходовых испытаний замечаний лодка взяла курс в Заполярье, к постоянному месту базирования. Сегодня «Калуга» по-прежнему несёт морские вахты на Северном флоте.
Фото из личного архива автора