ДЭПЛ «Калуга»: пришёл возраст Христа

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/02/foto2-1-7.jpg

Как известно из открытых источников, в активе «Звёздочки» более 130 отремонтированных подводных лодок. Из них около 25 дизельных, возвращённых ВМФ СССР, и две, входящие в это число, переданы флоту уже в текущем веке. Это ДЭПЛ «Калуга» и «Владикавказ», получившие здесь вторую жизнь. О первой из них есть сегодня повод рассказать. В нынешнем году большой подводной лодке Б–800 «Калуга» исполняется 33 года, то есть подводный корабль достиг возраста Христова.

Со стапелей «Красного Сормово»

Большую ДЭПЛ Б-800 проекта 877 построили на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» и передали Военно-морскому флоту в 1989 году. В том же году на ней был поднят военно-морской флаг.

Из биографии ДЭПЛ Б-800 советского периода. Лодка участвовала в учениях военно-морских сил СССР, Болгарии и Румынии, нанесла визит в порт Констанца, а также несла боевые службы в Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях. В октябре 1994 года экипаж завоевал приз главкома ВМФ «За лучшую торпедную подготовку». Лодка продолжала свою дальнейшую службу на Северном флоте. В 2002 году, 20 лет назад, субмарину привели на «Звёздочку» для среднего ремонта и модернизации. Год спустя над ней взяла шефство Калужская область — и Б-800 было присвоено наименование «Калуга», под которым она и находилась на «Звёздочке» до 2012 года. Так долго ремонт и модернизация затянулись из-за слабого финансирования со стороны заказчика — Министерства обороны. Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону. Давайте переставим стрелки времени с 2002-го в 2009 год.

Поднять флаг и гюйс!

3 октября 2009 года. Экипаж большой ДЭПЛ Б-800 «Калуга» отмечал двадцатую годовщину подъёма военно-морского флага корабля. На верхнем ярусе строительных лесов, опоясавших корпус лодки, ремонтируемой в цехе № 10, было многолюдно. В гости к подводникам пришли их семьи, бывшие члены экипажа, шефы из Калуги, корабелы «Звёздочки». В памяти возникла трогательная картина. К передней части рубки подходит человек в гражданской одежде, прижимается к ней и громко произносит: «Здравствуй, «Калуга», боевая подруга!» Оказывается, это был один из бывших членов экипажа, проходивший на ней срочную службу. К сожалению, в толкучке мне не удалось правильно записать его фамилию, но сам факт такого трепетного отношения человека к своему кораблю вызвал восхищение у многих участников этой встречи.

В 9.00 прозвучала команда: «Флаг и гюйс поднять!». В считаные секунды над рубкой «Калуги» появился Андреевский флаг, а в носовой части — гюйс. Шквал аплодисментов долго не смолкал. Затем был зачитан праздничный приказ командира корабля, в котором были отмечены более десяти человек, в том числе старший лейтенант Александр Дулов, старший мичман Геннадий Гузанов, главный старшина Игорь Забирон. Среди гостей был и первый командир Б-800 капитан второго ранга запаса Борис Алютин. Он присутствовал и на встрече, которая продолжалась в заводском музее. Когда Борису Борисовичу предоставили возможность выступить, он почти минуту не мог сказать слова. Зал притих, глядя в глаза ветерана-подводника, наполненные слезами. В них чувствовалось волнение от встречи с родным кораблём, с членами нынешнего экипажа, с тружениками «Звёздочки», которая давала новую, надёжную жизнь его подводной лодке, что подтвердил генеральный директор «Звёздочки» Владимир Никитин, пришедший поздравить экипаж со знаменательной датой.

— Традиции братства корабелов и моряков-подводников, заложенные первостроителями предприятия, год от года крепнут, — сказал Владимир Семёнович.

В его выступлении также прозвучало, что средства на ремонт и модернизацию заказа выделены, что работами по возвращению «Калуги» в строй боевых кораблей будут руководить молодые силы, получившие хорошую практику при ремонте и модернизации ДЭПЛ проекта 877 по линии ВТС. И назвал фамилии начальника 7-го отдела Андрея Невенкина и только что назначенного начальником цеха № 10 Игоря Цветкова. Тут же был зачитан приказ генерального директора о вручении благодарственных писем заводчанам, принимавшим участие в ремонте лодки на первых этапах.

От имени шефов-калужан выступил руководитель делегации заместитель генерального директора НПО «Генэнергетика» Станислав Кислов, поздравивший экипаж лодки со знаменательным событием и выразивший слова благодарности в адрес заводчан за возвращение «Калуги» флоту. Ремонт и модернизация заказа набирали обороты благодаря вниманию командования ВМФ к нуждам флота, подкреплённому финансированием.

Благословил корабль на благие деяния

На «Калуге» в середине 2012 года был завершён первый этап сложного пути, заказ готовили к швартовным и ходовым испытаниям, так как её планировали передать флоту уже в конце того года. Активно проводились модернизационные работы по навигационному, гидроакустическому и радиационному комплексам, радиосвязи, системам маневрирования, управления кораблём и стрельбой. Выполнялись и другие ответственнейшие работы — всё трудно перечислить.

26 мая на «Звёздочке» состоялась торжественная церемония вывода ДЭПЛ «Калуга» из эллинга цеха № 10. На торжествах выступили генеральный директор «Звёздочки» Владимир Никитин, командир Беломорской ВМБ капитан первого ранга Виктор Лиина, председатель комитета областного Собрания депутатов по оборонной промышленности и конверсионной политике, проректор САФУ Николай Калистратов, генеральный директор СПО «Арктика» Александр Телепнёв, первый командир «Калуги» Борис Алютин, принимавший лодку в Сормово в 1989 году. Все они дали высокую оценку работе коллективов «Звёздочки» и других предприятий, принимавших участие в ремонте и модернизации заказа. Настоятель храма Воскресения Христова Валерий Суворов благословил экипаж и корабль на благие деяния — сохранение мира и провёл чин освящения лодки, передав в дар экипажу образы Пресвятой Богородицы Порт-Артурской, святых Александра Невского и Фёдора Ушакова. Бутылку шампанского о борт корабля блестяще разбила инженер цеха № 10 Юлия Гринич.

В завершение церемонии вывода «Калуги» из эллинга цеха № 10 большая группа корабелов «Звёздочки» и «Арктики» была награждена почётными грамотами и благодарностями за подписью главкома ВМФ, губернатора Архангельской области, областного Собрания депутатов, городского Совета депутатов и подарками от генерального директора «Звёздочки».

Сквозь льды — в Белое море

19 декабря 2012 года большая ДЭПЛ «Калуга» вышла в Белое море на заводские ходовые испытания. Следовать по фарватеру акватории Беломорской ВМБ ей помогали буксиры цеха № 22 «Витязь» и «Беломор». Лёд ломал морской буксир «Александр Зрячев», только что пополнивший заводскую флотилию. Выводил лодку командир корабля капитан второго ранга Олег Михалап. Старшим на борту был заместитель командира бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок капитан первого ранга Евгений Рыженко.

От предприятия в море вышли начальник цеха № 10 Игорь Цветков, ответственный сдатчик заказа Владимир Гневашев, сдаточный механик Михаил Зюков. Цех № 10 на экзаменовку «Калуги» отправил 20 рабочих и специалистов, среди которых были слесарь-монтажник Михаил Шоляк, его молодой коллега Егор Прокшин, а также механик Михаил Исаков. Цех № 15 включил в сдаточную команду опытнейшего холодильщика Виталия Поздякова, гидравлистов Константина Кожинова и Ивана Дорофеева. Цех № 16 доверил испытать заказ на прочность шести корабелам, в том числе сдаточным механикам Сергею Черепанову (по вооружению) и Юрию Кукину (по системам контроля и автоматики), а также наладчику Сергею Рогачёву и слесарю-монтажнику Евгению Сунцову. Трое последних в море вышли впервые. От цеха № 40 в сдаточной команде были сборщики-достройщики Вячеслав Корельский и Вячеслав Шестаков. В состав сдаточной команды также входили представители контрагентов из «Океанприбора», «Дизельсервиса», СПО «Арктика», «Авроры», КЗТМ. Словом, «Калуга» находилась в надёжных руках.

В море на лодке провели испытания механизмов, систем и устройств, гидравлического и навигационного комплексов, выполнили глубоководное погружение. 24 декабря «Калуга», успешно выполнив поставленные задачи, вернулась на «Звёздочку». После устранения выявленных в период ходовых испытаний замечаний лодка взяла курс в Заполярье, к постоянному месту базирования. Сегодня «Калуга» по-прежнему несёт морские вахты на Северном флоте.

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28  

Архив записей