Как рыбколхоз «Звёздочку» выручил

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/02/foto1-2-.jpg

Напомним, в 90-е годы прошлого века в Поморье была принята программа «Возрождение рыболовного флота Архангельской области», по которой на северодвинской «Звёздочке» должны были построить 20 морозильных траулеров проекта 50010.

Эти суда, оснащённые современным добывающим и перерабатывающим оборудованием, обеспечивают промысел донным и пелагическим тралами, комплексную переработку рыбы на мороженую продукцию широкого ассортимента в соответствии с европейскими и мировыми стандартами.

Высокопроизводительные, маневренные и эффективные траулеры проекта 50010, разработанные ЦКБ «Шхуна», в те годы являлись самыми успешными в своём классе в северном бассейне. На реализацию этой программы были заключены соглашения с Архангельской базой тралового флота, АО «Комсервиш», «Архрыбколхозобъединением», «Флотархангельскрыбпромобъединением» и АО «Сфен». Будущим судам предназначались рыбные промыслы в Северной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях. Первым заказчиком на строительство двух траулеров проекта 50010 выступило ОАО «Грумант Флот». Головное судно «Ягры» было построено и передано заказчику в 1999 году, второе — «Архангельск» — в 2002 году.

Под звуки духового оркестра

28 июля 2001 года в 10.00 в эллинге цеха № 10 состоялась торжественная церемония закладки сразу двух новых траулеров — «Северодвинск» и «Солнечногорск». Открыл её генеральный директор «Звёздочки» Н. Я. Калистратов. Духовой оркестр Беломорской ВМБ исполнил Гимн России. Один за одним выступали гости — глава администрации Архангельской области А. А. Ефремов, генеральный директор ОАО «Архангельская база тралового флота» И. П. Плотников, директор компании «Кимек АС» Грегор Маннсверк, генеральный директор ОАО «Грумант Флот» А. П. Антипин, мэр Северодвинска А. Н. Беляев, мэр Солнечногорска П. Н. Попов. Закладные доски на секции будущих траулеров доверили установить сварщикам Е. Ю. Марокко, П. А. Чеснокову и сборщикам В. С. Округу и А. В. Семёнову (цех № 10). В заключение торжества выступил начальник цеха № 10 С. П. Суетин (в его подразделении строились первые два траулера), заверив, что корабелы «Звёздочки» справятся с поставленными задачами и обеспечат архангельских рыбаков надёжными судами.

Строительство траулеров продолжалось, не будем вдаваться в его подробности, а заострим внимание на «Северодвинске». По сравнению с первыми траулерами на его строительстве было проведено более 200 мероприятий по улучшению конструкторских и эксплутационных характеристик. Судно, как говорится, росло на глазах.

24 мая 2002 года Северодвинск посетил председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронов. Побывал он и на «Звёздочке», поднимался на борт строящегося траулера «Северодвинск». Генеральный директор предприятия Н. Я. Калистратов сказал высокому гостю, что это судно — часть реализации программы возрождения рыболовного флота Архангельской области. По окончании визита С. М. Миронов назвал «Звёздочку» «одним из самых перспективных крупных предприятий России, которое умеет искать пути выхода из трудных экономических ситуаций». Время подтвердило его слова. Но об этом дальше.

Обещать-то обещали…

Шёл 2003 год. В январе техническая готовность траулера «Северодвинск» составляла более 86%. Своими формами и красотой белоснежных надстроек судно украшало весь эллинг цеха № 10. Кто бы из гостей высоких рангов ни появлялся на «Звёздочке», их непременно приглашали в 10-й цех. Так, 28 октября 2003 года «Звёздочку» посетил председатель Высшего совета партии «Единая Россия», министр внутренних дел РФ Б. В. Грызлов. Побывал он и в цехе № 10, ознакомился с ходом строительства траулера «Северодвинск». Высокому гостю было доложено, что почти от готового судна отказался его заказчик — Архангельская база тралового флота. Не потому, что она не нуждается в новом траулере, а потому, что у базы слабые финансовые возможности. Покидая борт «Северодвинска», Б. В. Грызлов пообещал поддержать корабелов «Звёздочки», о чём говорилось в одной из городских газет 4 ноября 2003 года.

7 февраля 2004 года «Звёздочку» вновь посетил председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронов и снова поднялся на палубу «Северодвинска». Ему было сказано, что на тот момент траулер остался без хозяина, так как заказчик — Архангельская база тралового флота — расторгла договор со «Звёздочкой» на достройку судна, мотивируя своё решение финансовыми трудностями и отменой квот на вылов рыбы для строящихся траулеров. С. М. Миронов пообещал содействовать в этом важном для всей Архангельской области вопросе — пересмотре принципа квотирования на вылов рыбы. Судно так и стояло в эллинге, занимая солидные производственные площади, которые можно было бы использовать для решения других задач.

24 ноября 2007 года на «Звёздочку» прибыл руководитель Государственного комитета по рыболовству А. А. Крайний. Как потом говорили на заводе, основной целью его визита было ознакомление с ходом строительства морозильных траулеров проекта 50010. Он тоже поднимался на борт «Северодвинска», заявлял руководству «Звёздочки», что ОАО «Архангельский траловый флот» купит это судно, что средства на его достройку найдутся.

К сожалению, ни одно из обещаний вышеназванных государственных мужей в реальность не воплотилось. Так почти готовый к спуску на воду и стоял красавец-траулер в цехе № 10, ожидая покупателя.

Хозяин судна — рыбколхоз «Освобождение»

На «Звёздочке» стали искать выход из положения. Работы по поиску покупателя траулера велись специалистами предприятия непрерывно по всей России в течение нескольких лет. Для рекламы морозильных траулеров проекта 50010 с 2003 по 2013 год завод участвовал в различных отечественных и зарубежных выставках, таких, к примеру, как «Морская продукция России», «Рыбпром ЭКСПО», «Интерфиш» (Москва), «Нева», «Инрыбпром» (Санкт-Петербург). Большую работу по организации участия в этих выставках провели специалисты отдела гражданского судостроения А. Г. Бычковский, В. Н. Витязев, Е. М. Розанов, О. Р. Мавлямиев, их коллеги из ОИО А. В. Абакумов и Э. В. Габицкий.

Были проработаны варианты реализации траулера с десятками рыболовецких компаний. И наконец-то «Звёздочке» повезло! Покупатель траулера «Северодвинск» нашёлся: им стал рыболовецкий колхоз «Освобождение» из Мезенского района. 26 декабря 2012 года — десять лет назад — с ним был заключён контракт на достройку судна, но уже с новым названием — «Койда 2» (Койда — село, расположенное на побережье Белого моря).

«Койда 2» на чистой воде

24 июня 2013 года. В 10-м цехе готовится очередная церемония — вывода из эллинга рыболовного траулера «Койда 2». Снова много гостей. Церемонию открыл заместитель генерального директора предприятия по управлению персоналом М. Э. Голышев, кстати, бывший штурман дальнего плавания. Затем выступили генеральный директор В. С. Никитин, руководитель агентства по рыбному хозяйству Архангельской области А. А. Коротенков, генеральный директор ОАО «Грумант Флот» А. П. Антипин, сказавший, что северодвинские траулеры не только соответствуют мировым стандартам и не уступают зарубежным образцам, но и имеют одно неоспоримое преимущество — они построены в России! Председатель рыболовецкого колхоза «Освобождение» С. В. Тучин, поблагодарив заводчан за строительство «Койды 2», сказал: «Высокоэффективный траулер, построенный руками поморов на северной земле, должен стать опорой мезенского рыболовецкого колхоза. Пример рыбаков «Освобождения», выбравших отечественное судно, должен вести за собой другие рыболовные компании».

Бутылку шампанского о борт судна разбила главный бухгалтер рыбколхоза «Освобождение» Л. А. Малыгина. Судно завели в док-камеру, оттуда вывели на чистую воду. Достройка траулера продолжалась на плаву.

Швартовные испытания начались 20 августа 2013 года, на ходовые испытания «Койда 2» вышла 16 ноября. На борту были ответственный сдатчик заказа П. Ю. Титов, старший строитель по механической части Р. Ю. Сивцов, начальник испытательной партии А. В. Лагунов, ведущий конструктор В. Т. Рябченко, члены сдаточной команды. Сдаточным капитаном назначили опытнейшего морехода капитана дизель-электрохода «Садко» Е. Е. Лодочникова. Естественно, в море вышла и команда траулера во главе с капитаном судна А. А. Губановым. Главная задача испытаний — отработка судовых механизмов по прямому назначению — была выполнена успешно. Мне, сотруднику заводского информвестника «Трудовая вахта», посчастливилось наблюдать с борта морского буксира «Александр Зрячев» за ходом испытаний траулера. Когда он ходил, местами казалось, что танцует на воде — красиво, эффектно! Было видно, что судном управляет профессионал своего дела.

«Койда 2» в Белом море находилась около полутора суток и обратно вернулась 17 ноября в 20.00. Подводя итоги экзаменовки траулера, ответственный сдатчик П. Ю. Титов сказал, что материальная часть судна работала надёжно, траулер показал хорошие мореходные качества. Затем судно было передано рыбколхозу «Освобождение». Сегодня траулер продолжает нести рыбацкие вахты, основное место его промыслов — Баренцево море.

Фото ЦС «Звёздочка»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28  

Архив записей