Второе рождение «Профессора Куренцова»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/01/03-.jpg

В первой половине 90-х годов прошлого века в связи с сокращением финансирования оборонного заказа предприятие «Звёздочка» активно изыскивало возможности ремонта судов гражданского назначения. Только одних рыболовных траулеров Архангельского тралового флота было отремонтировано семь единиц, среди которых модернизированный морозильно-свежьевой траулер «Новоазовск», удлинённый на десять метров.

Параллельно завод приступил к ремонту научно-исследовательского судна «Профессор Куренцов», приписанного к Мурманской морской арктической геологоразведочной экспедиции, базировавшейся в Мурманске. Судно предназначалось для проведения комплексных геологоразведочных исследований акватории Мирового океана, включая сейсмические, магнитные, гравиметрические съёмки, а также отбор проб природного грунта. Подчеркну: НИС «Профессор Куренцов» — судно финской постройки. До этого «Звёздочке» судов подобного класса ремонтировать не доводилось. Его хозяева для возвращения судна в строй выбрали «Звёздочку» — пионера ремонта первого в мире атомного ледокола «Ленин».

У причала судно не качало

Декабрь 1992 года, в акваторию «Звёздочки» зашло НИС «Профессор Куренцов». Весь пришелец — от киля до клотика — был покрыт белой краской, которая заметно поистёрлась от походов по северным морям. Судно пришвартовалось к причалу мелководной набережной и, припёртое к стенке льдами, перестало качаться. Впереди — ремонт. Сдаточным подразделением определили цех 15, ответственным сдатчиком назначили Валерия Дворникова (отдел гражданского судостроения), сдаточным механиком — Владимира Бармина (цех 15), будущего заслуженного машиностроителя РФ, нынешнего председателя совета ветеранов предприятия.

Работы предстояли ответственнейшие: на «Звёздочку» «Профессор Куренцов» пришёл для переоборудования, ремонта механизмов и систем в связи с изменением требований к геологической разведке. Предстоящему ремонту на заводе уделялось большое внимание. Помнится, ещё до прихода судна на одной из проверок генеральный директор предприятия Николай Калистратов сказал буквально следующее: «Если своевременно и качественно отремонтируем и сдадим «Профессора Куренцова» заказчику, можно будет говорить: завод вышел на мировой уровень ремонта судов».

На предприятии была проведена полная конструкторская и технологическая переработка проекта судна. Основательно работы начались в феврале 1993 года. Проходили они в теснейшем сотрудничестве с руководством судна и его капитаном А. И. Мищенко, опытнейшим мореходом. Поскольку основные операции по переоборудованию заказа касались механизмов, то у команды судна больше всего вопросов было к сдаточному механику Владимиру Бармину, имевшему опыт ремонта атомных подводных лодок и общения с людьми в качестве секретаря парткома своего подразделения. Владимир Александрович практически дневал и ночевал на судне. Именно он был инициатором приглашения городских школьников на судно и рассказывал им, каким ответственным трудом занимаются их родители. Владимир Бармин доволен тем, что после посещений «Профессора Куренцова» часть ребят выбрали для себя профессию корабела и сегодня на «Звёздочке» занимаются ремонтом АПЛ третьего поколения и строительством надводных кораблей нового века. И это замечательно!

Новинки — сразу в дело

Работы на заказе шли своим чередом. Хорошо трудились многие коллективы, в том числе бригады слесарей-монтажников П. Е. Кочетова, электросварщиков С. А. Лукьянова, сборщиков А. И. Логинова (цех 15), изолировщиков В. Г. Камаевой (цех 9), маляров В. В. Михеева (цех 45), бригада которого впервые на предприятии стала применять новый дробеструйный аппарат АД-1, значительно облегчивший их труд в очистке корпуса судна. Цех 41 занимался обновлением кают, вспомогательных и служебных помещений, электромонтажники «Эры» слаженно трудились на ремонте электродвигателей. Ответственный сдатчик Дворников не раз особо отмечал работу конструкторов Б. И. Кантора и В. Г. Квача, других ведущих специалистов. Часть операций выполнялась в плавдоке № 52 — к примеру, кренование судна.

В первой декаде августа 1993 года «Профессора Куренцова» вывели из плавдока, работы продолжались на плаву у причальной стенки. Полностью была переоборудована кормовая часть судна: оно теперь могло как бы сидеть на воде, что помогло ему остойчивее держаться на плаву. С учётом пожеланий заказчика заводскими силами были спроектироаны и изготовлены основная сейсмолебёдка, системы гидравлики и управления сейсмокомплексом. Завод выполнил работы по расширению кормы судна, монтаж укрытия сейсмического комплекса и четырёх линий для установки линейных пневматических источников на 12 метров от корпуса судна. По заводскому проекту переоборудовали носовой трюм под компрессорное отделение. Провели монтаж компрессоров типа ЭКЗО-1, ЭКЗО-1А. Четыре их них поставили с утилизированной АПЛ. Также был поставлен новый эхолот. В третьей декаде июня 1994 года НИС «Профессор Куренцов» было готово к ходовым испытании.

Море встретило штормом

В понедельник, 20 июня, судно готовилось выйти в море. В диспетчерской цеха 22 предупредили: море штормит. Обеспечивающего ходовые испытания буксира нет. Морской дизель-электроход «Садко» сопровождал подводную лодку, буксир-кантовщик «Витязь» в такую непогоду выходить в море не может. Однако ответственный сдатчик В. А. Дворников, капитан судна А. И. Мищенко и инспектор Регистра морского судовождения К. Д. Скрозников приняли решение в море выходить.

В 10.15 «Профессор Куренцов» отошёл от причала. В рубке находились (вместе с перечисленными руководителями ходовых испытаний) лоцман цеха 22 В. В. Фирсов, автор этих строк и директор музея предприятия В. Ф. Кологриев. Судно, несмотря на штормовой ветер и высокие волны, уверенно шло вперёд. Я, как бывший судоводитель, попросил вахтенного штурмана минутку порулить «Профессором Куренцовым». Мне разрешили, и, как только мощная волна ударила в правый борт, меня от штурвала тут же отбросило, его моментально перехватил штурман.

Всё обошлось благополучно. Затем побывал в машинном отделении, поинтересовался, как работает судовая техника. Нареканий не было. Потом со сдаточным механиком Ю. А. Шаровым, сменившим В. А. Бармина, и представителем заказчика побывали в корме, посмотрели сейсмолебёдку, механизмы, которые ею управляют. В начале первого часа капитан судна отдал команду сбавить ход судна, чтобы выполнить одну из задач дня — сбросить в воду якоря, каждый из которых весом 1250 килограммов. Этой операцией командовал лично. Задание было выполнено оперативно и качественно, несмотря на сильную качку. Подняв якоря, «Профессор Куренцов» взял курс обратно.

После возвращения на завод в каюте капитана были подведены итоги ходовых испытаний. Их подвёл инспектор регистра К. Д. Скрозников, сказавший, что они прошли практически без замечаний. Все механизмы судна, в том числе рулевое и якорные устройства, электрооборудование, линия вала работали надёжно. В конце июня в кают-компании судна состоялось подписание приёмного акта о сдаче «Профессора Куренцова» заказчику — Мурманской морской геологоразведочной экспедиции. Капитан судна А. И. Мищенко поблагодарил коллектив «Звёздочки» за ремонт своего «разведчика» и сказал, что у предприятия есть большие возможности для возвращения в строй любых судов гражданского назначения и их надо шире использовать. На другой день «Профессор Куренцов» взял курс на Мурманск. Как нам стало известно, его до сих пор эксплуатируют по назначению.

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей