Эсминец первого ранга

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/01/20220118_122927-.jpg

В активе «Звёздочки» — четыре отремонтированных эсминца времён Великой Отечественной войны — гвардейский «Гремящий», «Грозный», «Разъярённый», лидер «Баку» и нынешний «Бесстрашный» (с 2003 года — «Адмирал Ушаков»). О последнем мы сегодня и расскажем, поскольку для этого есть уважительный повод.

В ноябрьском номере военно-морского журнала «Морской сборник» за прошлый год говорится, что эсминец «Адмирал Ушаков» в очередной раз показал себя с положительной стороны во время учений кораблей Северного флота. Естественно, заводчане эту новость приняли с радостью. Еще бы: «Звёздочка» дала вторую жизнь эсминцу 19 лет назад, и он продолжает надёжно нести морские вахты.

Начинал службу «Дельфином»

Интересны судьбы кораблей Российского флота с этим наименованием. Оказывается, помимо современного «Бесстрашного» такие наименования на своём борту несли ещё несколько кораблей. Вспомним их.

Первый миноносец «Бесстрашный» (тип «Кит») был построен в 1900 году в Эльбинге (Германия, верфь «Шихау»). Корабль находился в составе Тихоокеанской эскадры и принимал участие в обороне Порт-Артура. Этому кораблю — до марта 1902 года он назывался «Дельфин» — досталась нелёгкая судьба. После боя с японцами в Жёлтом море (в июле 1904-го) он прорвался в Циндао, где был разоружен и интернирован правительством Китая. Затем в 1905 году корабль включили в состав Сибирской флотилии, и в мае 1906-го он прибыл из Китая во Владивосток.

В 1914 году из Владивостока совершил переход в Баренцево море и был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В период Первой мировой войны «Бесстрашный» нёс конвойную, сторожевую и дозорную службу. Дальше события развивались так. В октябре 1917 года команда корабля защищала советскую власть, а в марте 1918-го его захватили белогвардейцы и английские интервенты. В феврале 1920-го эсминец был отбит частями РККА и восставшими рабочими Мурманска. В апреле того же года его включили в состав Беломорской военной флотилии. Свою боевую биографию первый эсминец «Бесстрашный» завершил в августе 1924 года.

Далее именем «Бесстрашный» назывались: катер-истребитель — изначально «Безжалостный», канонерская лодка, портовое судно, эсминец — изначально «Совершенный», построенный в 1939 году, и эсминец — изначально «Смелый», построенный в 1950 году. Как видим из истории, корабли умирали, а имя великого флотоводца адмирала Ушакова продолжает жить!

Со стапелей «Северной верфи»

Последний эсминец «Бесстрашный» (проект 956) был построен на ленинградском судостроительном заводе «Северная верфь» и спущен на воду 26 декабря 1991 года. 17 августа 1994-го на корабле подняли Андреевский флаг. В августе того же года миноносец первого ранга «Бесстрашный» совершил поход из Балтийска в Североморск и был зачислен в состав одной из бригад Северного флота.

С 27 декабря 1994 года эсминец ввели в состав сил постоянной готовности. Современнейшему по тем временам кораблю, предназначенному для поддержки высадки десанта, конвоирования судов, минных постановок, начинённому супертехникой и вооружением, часто приходилось бывать в походах, показывая при этом отличную морскую выучку экипажа. Так, в 1995 году «Бесстрашный» завоевал приз главкома ВМФ по противовоздушной обороне и артиллерийской стрельбе. В мае того же года эсминец посетил с визитом столицу Норвегии Осло. В 1996 году выполнил визит в порт Таурус, менее чем через месяц — в порт Портсмут (Великобритания). Побывал он и в Сирии. В зарубежных портах восхищались мощью и красотой российского военного корабля! Дальние походы сказались на состоянии эсминца, «Бесстрашному» понадобился ремонт, и командование Северного флота отправило его на «Звёздочку». Пришёл сюда корабль своим ходом в июне 2000 года.

Ведущим определили цех Сергея Суетина

Вторая половина июньского дня 2000 года. Погода стояла отличная. В акваторию Беломорской ВМБ, разрезая острым форштевнем воду, зашёл эсминец «Бесстрашный». Со второй половины 50-х годов прошлого века эсминцы у нас не появлялись, поэтому на причалах Севмаша, «Звёздочки», плав-КДП, судах, стоявших в порту, собрались сотни людей, любуясь невиданным ранее кораблём. Особо были рады его приходу труженики «Звёздочки». Им предстояло давать эсминцу новую жизнь. После швартовки корабля у мелководной набережной руководство предприятия приветливо встретило его командование. В тот день боевой корабль Северного флота «прописался» на ягринской верфи на несколько лет. Сдаточным подразделением определили цех 10, которым руководил С. П. Суетин (ныне заместитель начальника ПДО по верфи).

Ответственным сдатчиком заказа назначили В. И. Дерышева, сдаточным механиком — С. А. Шелашского). Над ремонтом заказа взяла шефство заводская газета «Трудовая вахта», чему был рад начальник цеха Сергей Суетин, у которого с редакцией были налажены деловые отношения. С первого месяца пребывания эсминца на «Звёздочке» ход работ на нём стал постоянно освещаться в «Трудовой вахте» и заводских радиопередачах. Сергей Суетин неоднократно приглашал журналистов на свои проверки, делать рейды по кораблю, рекомендовал показывать на страницах газеты не только ударные дела, но и недоработки, которых поначалу было немало. Ведь такой корабль в практике «Звёздочки» появился впервые, её коллективу надо было не уронить марку.

Мне как тогдашнему редактору «Трудовой вахты» много раз приходилось бывать на борту эсминца. Я неоднократно поражался добрым отношениям командования корабля с начальником цеха 10 Сергеем Суетиным, к слову, бывшим военным моряком. Тесное взаимопонимание было налажено у командования эсминца с заводским музеем и с советом ветеранов войны и труда, который в то время возглавлял Ф. М. Салов. Эсминец стал не только местом работы сотен корабелов, но и центром воспитания ягринской (и городской) молодёжи. По просьбе организаторов производства на заказе, совета ветеранов войны и труда, заводского музея командование корабля разрешило приводить сюда школьников, учащихся базового ПУ-28, студентов городских учебных заведений. Ребят водили по кораблю, перед ними выступали члены экипажа. Особое внимание уделялось встречам ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Расскажу об одной из них.

Раннее утро 25 октября 2001 года. Вдоль борта выстроился экипаж «Бесстрашного». Поднимающихся по трапу ветеранов войны и труда североморцы встретили аплодисментами. А когда они услышали, что к ним в гости пожаловали бывшие члены экипажа гвардейского эсминца «Гремящий» П. В. Лапшинов, Н. Н. Глебычев и бывший юнга Северного флота К. М. Юданов, корабль вздрогнул от шквала аплодисментов! Ветераны войны и представители городского совета солдатских матерей во главе с председателем Т. С. Восахло выступили перед моряками. Потом Лапшинов с Юдановым, тряхнув стариной, так отбили чечётку, что североморцы не уставали аплодировать и кричать старым морским волкам: «Так держать!» Командир корабля капитан первого ранга В. И. Кузнецов пригласил гостей в кают-компанию на чай с пирогами, которые принесли с собой члены городского женсовета.

Новое имя — «Адмирал Ушаков»

Ремонт «Бесстрашного», несмотря на определённые трудности того времени, продолжался. В начале апреля 2001 года наш город посетил главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Побывал он и на «Звёздочке», встретился с экипажем «Бесстрашного». Интересовался ходом ремонта эсминца. Увиденным и услышанным остался доволен. В конце того же года на борт эсминца поднималась делегация администрации города Твери во главе с заместителем главы администрации Владимиром Прокудиновым. Тверь шефствовала над кораблем.

В установленные сроки «Звёздочка» выполнила все запланированные работы, в том числе были отремонтированы четыре главных и один вспомогательный двигатели, котёл главного турбозубчатого агрегата. Заводские специалисты отладили или заменили турбонасосы, обслуживающие все основные и вспомогательные механизмы корабля, облагородили жилые и служебные помещения. Были выполнены и другие работы. Одна из главныз задач — экзаменовка всей материальной части корабля — была успешно завершена на ходовых испытаниях. Ремонт «Бесстрашного» завершился в августе 2003 года. Начальник цеха 10 кавалер ордена Трудовой Славы III степени Сергей Суетин и следующий сдаточный механик Александр Рванцов сопровождали корабль до Североморска.

После ремонта на «Звёздочке» уже под именем «Адмирал Ушаков» эсминец принимал участие в походе в Атлантику. По центральному телевидению показывали его фрагменты, проходил он в жесточайших штормовых условиях. Эсминец всё выдержал. Практически каждый год «Адмирал Ушаков» принимает участие в военно-морских парадах в Североморске. И корабелы «Звёздочки» до сих пор гордятся тем, что дали ему вторую, надёжную жизнь!

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей