Сдадим лодочку «под ёлочку»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/01/00-.jpg

Знакомишься с историей строительства и ремонта атомных подводных лодок на Севмаше и «Звёздочке» — приходишь к интересному выводу. Оказывается, одним из урожайных месяцев года по сдаче кораблей отечественному ВМФ является декабрь. Вспомним, к примеру, 1976 год, дату 45-летней давности. В том году Севмаш передал флоту три атомных подводных лодки проекта 667БДР: головную К-424, К-449 и К-445. «Звёздочка» вернула флоту отремонтированные АПЛ К-207, К-253 (проект 667А) и К-118 (проект 601). Таким образом, ВМФ СССР пополнился сразу шестью подводными кораблями. Сегодня мы вспомним головную АПЛ проекта 667БДР К-424.

Началась биография с… аварии

Заложили К-424 в конце января 1974 года, спустили на воду во второй декаде 1976-го (ответственный сдатчик — В. А. Кабанов, сдаточный механик — Г. Д. Павлюк). Принимал корабль Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Сорокин, уводил К-424 в Заполярье капитан первого ранга Б. П. Жуков.

В начале февраля 1977 года подводный ракетоносец включили в состав Северного флота. Это всё было потом, но начало предстоящей военно-морской службы первенца проекта 667БДР выдалось не совсем удачным.

При государственных испытаниях заказа, которые проходили в Белом море осенью 1976 года, произошло ЧП. 11 сентября, находясь на глубине более 200 метров, при скорости 20 узлов К-424, выйдя за границу назначенного полигона, носовой частью ударилась о грунт. Лодка получила большие повреждения обтекателя ГАК, основной антенны гидроакустического комплекса «Керчь» и пера вертикального руля.

Результатом аварии была грубейшая ошибка штурмана корабля. Как потом вспоминали члены сдаточной команды, лодка оказалась в критическом положении и только благодаря грамотным и решительным действиям сдаточного механика Г. Д. Павлюка и старшего инженера-механика управления общекорабельных систем А. В. Ненашева подводный ракетоносец, экипаж и сдаточную команду удалось спасти. Говорят, впоследствии этих замечательных корабелов хотели удостоить государственных наград, но ограничились денежными премиями и дополнительными отпусками. Ходовые испытания К-424 были прекращены, и лодку для аварийно-восстановительных работ вернули обратно и поставили в док-камеру «Звёздочки».

Предприятие сделало всё, чтобы эти ответственнейшие операции были завершены успешно. Аварийно-восстановительный ремонт произвели, испытания К-424 были продолжены с хорошей оценкой. Так «Звёздочка» помогла Севмашу сдать заказ флоту в намеченное время — в декабре 1976 года.

После ремонта — девять автономок

После этих событий АПЛ К-424 почти десять лет несла океанские вахты в глубинах Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана. В 1986 году лодка пришла на «Звёздочку» для среднего ремонта. Ответственным сдатчиком назначили Е. Н. Синицу, сдаточным механиком — П. С. Кремлёва. Заказ планировали сдать в 1988 году, когда Вооруженные силы СССР отмечали своё 70-летие. Естественно, в те годы большую роль в достижении производственных успехов играло социалистическое соревнование. Оно-то и сказалось заметно на ремонте заказа Синицы, так как страна в том году отмечала ещё одну знаменательную дату — 70 лет со дня рождения Ленинского комсомола. А ведь как тогда было: где комсомол — жди производственных успехов!

Так как заказ находился под крышей цеха 10, то и тон в соцсоревновании задавали бригады этого подразделения, в том числе кавалера орденов Трудовой Славы II и III степени бригадира слесарей-монтажников В. А. Погребного, кавалера орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени Т. Л. Мазур, сборщика М. И. Махнова, трубогибщика цеха 9 М. И. Кузьмина, слесаря-монтажника цеха 16 П. Д. Спешева, судового столяра цеха 41 В. В. Прищепова — кавалера ордена Трудовой Славы III степени.

Отменно проявили себя в организации производственных процессов ведущий конструктор КО И. Г. Истомин, сдаточный механик цеха 16 В. Г. Горемыкин.

Как и было предусмотрено соцобязательствами, К-424 передали флоту в конце 1988 года. После ремонта на «Звёздочке» подводный ракетоносец совершил девять автономных походов на боевые службы. В заводском музее оформлен фотостенд, посвящённый истории ремонта К-424, есть механизмы, оставленные экипажем после утилизации лодки, в том числе пеленгатор ПГК-5.

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей