Под Новый год сдали первый пароход

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/12/foto-3-1-3.jpg

Любят гости «Звёздочки» бывать в её музее. Особенно когда их встречает директор музея Василий Кологриев, бывший моряк-североморец. Он давно привык называть лестницу, ведущую на второй этаж, трапом, залы — верхней палубой, судовой колокол, как и принято на флоте, — рындой. Заходишь сюда и сразу чувствуешь себя в морской стихии — от увиденных парусников Петра Первого, кораблей и судов прошлого и нынешнего веков. Привлекают внимание и многочисленные фотостенды, на которых фотографии заводчан, подводных лодок, первого в мире атомного ледокола «Ленин» и последнего на планете действующего колёсного парохода «Н. В. Гоголь».

Перед Новым годом снова заглянул сюда и невольно обратил внимание на стенд, отображающий начало эпохи судоремонта и судостроения на «Звёздочке». Заострил внимание на стенде, где крупными буквами написано: «1957 год». Подошёл, стал внимательно смотреть и оторопел: неужели 65 лет назад «Звёздочка» так активно работала! Ведь ей от роду-то было всего три года. Работала, да ещё как, о чём и говорится на стенде.

Оказывается, в течение 1957 года завод отремонтировал три эскадренных миноносца — гвардейский «Гремящий», «Грозный» и «Разъярённый»; вернула Архангельскому траловому флоту рыболовные траулеры «Астрахань», «Гольфстрим», местному порту — танкер «Ненец» и построила для Северного речного пароходства корпус речного буксира мощностью 200 л. с. Пусть эти корабли и суда ремонтировались и строились не так долго, как сегодня, всё равно это впечатляет. На стенде есть десятки имён корабелов, которые занимались этим ответственным делом. Вспомним имена некоторых из них.

Спас эсминец от трагедии

Эсминцы «Гремящий», «Грозный» и «Разъярённый» в годы Великой Отечественной войны были в составе Северного флота. Они внесли большой вклад в разгром врага в Советском Заполярье. Из заводской истории видно, что на них воевали будущие труженики «Звёздочки».

Так, на эсминце «Гремящий» сражались юнга Северного флота К. М. Юданов — обладатель медалей Ушакова и «За оборону Советского Заполярья», а также А. Я. Сабаташ, награждённый медалями Нахимова и «За оборону Советского Заполярья». Первый работал главным диспетчером предприятия, второй — слесарем-монтажником цеха № 15.

Е. А. Пакшин ходил в боевые походы на эсминце «Грозный». В одном из них на корабль налетела вражеская авиация. Осколок снаряда пробил бочку с топливом, находившуюся в корме корабля. Стоявший неподалёку старшина второй статьи Евгений Пакшин кинулся к ней и, обжигая руки, покатил, чтобы скинуть за борт. Бочку поглотило Баренцево море. Так североморец спас эсминец от трагедии, так как в корме находилось ещё несколько таких ёмкостей с топливом. Домой, в родное Каргополье, краснофлотец Пакшин возвратился после войны с медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья». Работал Евгений Андреевич в цехе № 4 токарем, пользуясь огромным авторитетом у молодёжи.

Стал знатным бригадиром-орденоносцем

К. А. Сесь на флоте служил во второй половине 1950-х годов. После учебного отряда на Балтфлоте, где он получил специальность трюмного машиниста, был направлен на эсминец Северного флота «Разъярённый». Все упомянутые здесь эсминцы «Звёздочка» ремонтировала к отправке для ядерных испытаний у Новой Земли. Константину Сесю свой корабль к этой ответственной операции пришлось готовить вместе с заводскими корабелами и экипажем. В испытаниях он принимал личное участие, правда, на берегу. За что получил от командования флотом внеочередной отпуск на тридцать суток. Вернувшись обратно продолжил службу на сторожевом корабле, а уйдя в запас, поступил работать слесарем-монтажником в цех № 15 «Звёздочки».

Вчерашнего военмора практически сразу назначили бригадиром. И не пожалели, так как его коллектив постепенно становился одним из лучших и в цехе, и на предприятии. За высокие успехи в производстве Константин Александрович был удостоен орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, был делегатом 26-го съезда КПСС.

Вот какие замечательные люди, служившие на флоте, потом трудились на «Звёздочке». И завод их не забыл. К примеру, на одном из домов на улице Адмирала Нахимова, где жил К. М. Юданов, в его честь установлена памятная доска. Фамилии А. Я. Сабаташа и Е. А. Пакшина занесены в книгу «Солдаты Победы», выпущенную на «Звёздочке».

Первое судно «Звёздочки»

А теперь «перекинем трап» на речной буксир, построенный предприятием в 1957 году. К сожалению, его наименования мне разыскать не удалось, но факт постройки известен. Завод строил только корпус, на что ушло несколько месяцев 1957 года. На одной из встреч в заводском музее ветеран предприятия, бывший слесарь монтажник цеха № 12 А. И. Хилько вспоминал, что буксир предъявили заказчику буквально перед самым Новым годом и увести его в Архангельск помогал ледокол.

Естественно, были трудности с постройкой корпуса буксира, так как на заводе ещё было мало профессионалов, но с заданием справились. На стенде можно прочитать фамилии тех корабелов, которые открыли эпоху судоремонта и судостроения на «Звёздочке», — это мастера Б. А. Михеев (цех № 11), кавалер ордена Трудового Красного Знамени, впоследствии начальник цеха № 30 А. Е. Никифоров (цех № 12), слесарь-котельщик А. Г. Кашеваров, кавалер ордена Ленина, слесарь-монтажник И. З. Кондратенко, кавалер ордена «Знак Почёта» (цех № 12), маляры У. И. Виноградова, А. П. Бахвалов, сборщик С. С. Лыжин (цех № 11). Все они принимали участие в ремонте траулеров «Астрахань», «Гольфстрим» и танкера «Ненец».

За минувшие десятилетия в активе «Звёздочки» не одна сотня отремонтированных и построенных кораблей и судов. И как говорит директор музея В. Ф. Кологриев, стенды, которые здесь оформлены, несут в себе большой заряд информации для новых поколений корабелов — о том, чем завод занимался в минувшие десятилетия, и о том, чем корабелы занимаются в XXI веке.

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей