Две АПЛ

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/12/Sudby_korabley-.jpg

Доброе начало, печальный конец

С интересом читаю материалы под рубрикой «Флотские вести». В первую очередь обращаю внимание на сообщения о новых кораблях и судах, что заметно отличает «Северный рабочий» от других изданий региона, но никогда не оставляю без внимания те корабли, что служили Отечеству в прошлом веке. Вот и в номере за 3 декабря с увлечением прочитал материал под заголовком «Евросоюз оплатит подъём затопленных подводных лодок» под рубрикой «Сотрудничество». В публикации речь идёт об атомных подводных лодках К-159 и К-27. Правда, в материале не указано, какого они проекта, кто их строил и как они завершили свою морскую судьбу. Попробую этот пробел восполнить, так как среди читателей есть люди, которые строили эти подводные лодки или на них служили.

Нашла покой в Карском море

Начну с АПЛ К-27. Это была единственная опытовая лодка проекта 645, построенная Севмашем (ответственный сдатчик — А. А. Овчинников, сдаточный механик — И. Д. Осипов) и переданная ВМФ СССР в октябре 1963 года. Председателем правительственной комиссии был вице-адмирал Г. Н. Холостяков. Уводил лодку в Заполярье капитан первого ранга И. И. Гуляев. Она вошла в состав Северного флота. В 1964 и 1965 годах АПЛ К-27 совершила два автономных похода на боевую службу. По-видимому, они были настолько ответственными, что в марте 1964-го за успешное освоение новой техники первый командир этой лодки И. И. Гуляев был удостоен звания Героя Советского Союза.

В конце мая 1968 года на К-27 произошла авария атомного реактора, за который в своё время группе специалистов была присуждена Ленинская премия. К сожалению, во время аварии погибли девять членов экипажа. Флотское командование признало, что дальнейшее использование К-27 нецелесообразно. В феврале 1979 года лодку исключили из состава ВМФ, а в сентябре 1982-го субмарина была затоплена у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля в Карском море. Больше АПЛ проекта 645 на Севмаше не строили, но то, что на этой лодке было положительного, использовали в других проектах.

Хорошо послужила Отечеству

У АПЛ К-159 проекта 627А несколько иная судьба. Лодку также строил Севмаш. Заложена она была в августе 1962 года, спущена на воду в июне 1963-го и окончательно передана флоту в октябре того же года (ответственный сдатчик — К. М. Палкин, сдаточный механик — А. С. Широкорад). Принимал подлодку капитан первого ранга В. П. Александров, уводил её на Северный флот капитан второго ранга Б. С. Синев. К сожалению, о морской судьбе К-159 я знаю мало, а вот о том, как она ремонтировалась на «Звёздочке», знаю отлично.

АПЛ К-159 к нам пришла в удачное время. Советский Союз своим ударным трудом встречал 50-летие Великого Октября. Предприятию в течение двух неполных лет предстояло выполнить текущий ремонт на лодке и по соцобязательствам сдать заказ флоту осенью 1968 года, когда в стране отмечался очередной юбилей: 50-летие создания Ленинского комсомола. Ответственным сдатчиком заказа назначили В. П. Никулина, сдаточным механиком — А. Н. Черепанова. Работы на лодке стартовали без проволочек, все коллективы, занятые здесь, сразу же включились в соцсоревнование. К ходу освещения ремонта активно подключилась заводская многотиражная газета «Трудовая вахта», открытая в конце декабря 1966 года, которую возглавил бывший замредактора «Северного рабочего» А. А. Мосеев, литературным сотрудником была Т. В. Силуянова.

На заказе создали рабкоровский пост, к подготовке публикаций привлекались организаторы производства и передовые рабочие. На плав КДП, обслуживающей лодку, по вечерам ежедневно проводились проверки, которые организовывал главный строитель кораблей В. В. Мурко, ставший впоследствии директором СРЗ «Нерпа» — ныне заполярным филиалом «Звёздочки». Так что ситуация на заказе была под постоянным вниманием. Неоднократно посещал лодку и директор предприятия Г. Л. Просянкин. На своих проверках он не раз подчёркивал: «Не забывайте, в какое время мы живём. Золотой юбилей Октября должны встретить ударной работой». Так оно и получилось. В 1967 году «Звёздочка» после ремонта передала флоту три атомные подводные лодки — АПЛ К-36, К-91 и К-40. Лодку К-159, как и было записано в соцобязательствах, надо было сдать осенью следующего года.

И здесь заказу В. П. Никулина повезло: заводская молодёжь во главе с комсомольской организацией внесли весомый вклад в возвращение корабля в строй, тем самым достойно отметив 50-летие ВЛКСМ. В то далёкое теперь время комсомольская организация предприятия была одной из лучших в Северодвинске и в нашем регионе и отличалась своей активностью во многих добрых делах и начинаниях — хотя бы в таком, как создание комсомольско-молодёжных бригад. Скажем откровенно, этот момент не упустил из виду директор предприятия Г. Л. Просянкин, любивший наведываться в комитет ВЛКСМ и встречаться с бригадирами комсомольско-молодёжных бригад.

По его просьбе заводская молодёжь выходила на субботники, в том числе и на АПЛ К-159. Сегодня в это трудно поверить, но в год 50-летия ВЛКСМ предприятие «Звёздочка» после ремонта передало флоту… шесть надёжно отремонтированных атомных подводных лодок, среди которых была и АПЛ К-159. После ремонта уводил её в Заполярье капитан второго ранга Н. Ф. Зайцев, выразив благодарность всему коллективу предприятия, комсомольской организации, ответственному сдатчику и сдаточному механику.

Руководство «Звёздочки» тоже не оставило без внимания своих тружеников, поощрив бригады, участки, отдельных корабелов за высокие трудовые достижения. К примеру, неоднократно признавались победителями соцсоревнования бригады слесарей-монтажников А. А. Гладышева (цех 1), И. В. Попова (цех 15), электросварщиков М. И. Лукаша, Л. А. Зайцева (цех 7), сборщиков Л. Р. Шкаева (цех 40), судовых столяров Н. А. Савосты (цех 41), токарей С. М. Белозёрова и А. Н. Симакова (цех 11). Практически все они впоследствии были удостоены государственных наград. Так, А. Н. Симакова наградили орденом Ленина, М. И. Лукаша — орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, Л. В. Шкаев получил орден «Знак Почёта». Их фамилии и фамилии многих других корабелов занесены в книгу «Корабелы «Звёздочки», подготовленную заводскими журналистами, фотографии есть на стендах в заводском музее.

И в заключение. В активе АПЛ К-159 девять автономных походов на боевые службы. В конце мая 1989 года лодку исключили из состава ВМФ. А вот конец её морской службы оказался печальным. Затонула АПЛ К-159 30 августа 2003 года у острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 238 метров во время буксировки для утилизации на СРЗ «Нерпа».

Фото из личного архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей