Рассказываем о ситуации с городским общественным транспортом
Мы уже писали о том, что на протяжении нескольких последних недель жители Северодвинска и областного центра обсуждают возможное повышение стоимости проезда на общественном транспорте. В нашем городе плата за билет может подорожать на пять рублей и составить 35 рублей. О данной мере просят перевозчики, чтобы таким образом покрыть свои расходы.
Повышение платы
На сегодняшний день в городе корабелов работают три перевозчика: Северодвинское автотранспортное предприятие, Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок и индивидуальный предприниматель Юрий Комаров. С ними заключён муниципальный контракт до 30 июня.
Отметим, плата за проезд на общественном транспорте повышается ежегодно. Ранее перевозчики обращались напрямую в агентство по тарифам и ценам Архангельской области, обосновывая свою просьбу, предоставляя документы о своих расходах, затратах и заработной плате. С этого года порядок изменился. Теперь перевозчики обращаются в администрацию Северодвинска, а обращение с просьбой пересмотреть тариф пишется от главы города. И уже в агентстве по тарифам и ценам принимается окончательное решение.
Евгений Юрьев, главный специалист отдела энергетики, транспорта и связи комитета ЖКХ, напомнил, что последний раз тариф менялся в марте этого года. Тогда плата за проезд выросла на один рубль — с 29 до 30 рублей. Вновь с просьбой пересмотреть тариф перевозчики обратились в городскую администрацию в октябре. Они просили поднять стоимость билета на семь рублей: тариф в сумме 37 рублей может решить ряд проблем.
Перевозчики в письме отобразили затраты, которые ложатся на их плечи, — это горюче-смазочные материалы, заработная плата, запчасти, покупка самих автобусов. Все эти составляющие в стране подорожали не на индекс инфляции, а в разы больше, поэтому перевозчики и просят поднять стоимость билета не на один рубль, как было раньше, а на семь. В отделе экономики горадмина проанализировали расчёты, специалисты сделали заключение, что повышение стоимости проезда оправданно. Но так как тариф имеет социальную значимость, было решено пересмотреть его, но поднять не на семь, а на 5 рублей.
Почему с 1 декабря?
Перспектива на январские праздники и на последующие дни остаться без общественного транспорта не устроит многих. Но перевозчики говорят, если им не помочь сейчас, такой прогноз сбудется и автобусы просто не выйдут на линию. Им просто не хватит денег закупить топливо и заплатить зарплату водителям и кондукторам. К слову, по закону просить пересмотреть тариф руководители транспортных компаний имеют право раз в год. Но в 2021-м перевозчики обращаются уже второй раз. Дело в том, что, по статистике, в последний месяц в году всегда высокий пассажиропоток, а в январе, наоборот, спрос на автобусы падает. И если именно с 1 декабря повысить стоимость проезда, то можно будет сократить кассовый разрыв и в 2022 году работать в обычном графике. Евгения Юрьев отметил: если стоимость билета в декабре вырастет до 35 рублей, то столько билет будет стоить весь следующий год. Пересмотр тарифа допускается раз в год, поэтому маловероятно, что в 2022-м сумма проезда изменится.
На что направят пять рублей?
После информации о повышении стоимости проезда среди северодвинцев поднялась волна негатива, но горожанам стоит понять, что из-за инфляции стоимость на все позиции выросла. Соответственно, должна увеличиваться и заработная плата. Так, перевозчики пообещали, что если их просьба будет услышана, то они поднимут зарплату водителям на 5%. По их мнению, это остановит отток водительских кадров, который в последнее время набирает обороты. В настоящее время водители автобусов ищут более привлекательные условия труда. Переходят на работу на заводы либо пересаживаются на спецтехнику, которая работает при ремонте и строительстве дорог по всему региону в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги». А чтобы привлечь новых водителей, перевозчики за свой счёт обучают молодые кадры.
Подготовка к транспортной реформе
Специалисты отдела энергетики, транспорта и связи не отрицают, что требований к перевозчикам много. Это касается и состояния автобусов, и интервалов движения. В то же время поддержать перевозчиков необходимо, чтобы улучшилось качество пассажирских перевозок.
Дело в том, что 1 июля будет разыгран новый муниципальный контракт на выбор перевозчиков в Северодвинске. И уже сегодня готовится новое техническое задание. Возможно, в нём пропишут несколько нововведений, которым перевозчики должны будут следовать. Во-первых, все старые ПАЗы должны быть заменены на новые автобусы с кондиционерами, обогревами и видеонаблюдением в салоне. В идеале необходимо поменять городские автобусы на экологичные, но они стоят больших денег, потому это планы на следующие годы. В ближайшей перспективе автобусы оборудуют техническими новшествами — валидаторами — устройствами для бесконтактной оплаты. Возможно, от услуг кондукторов придётся отказаться. В то же время практика показывает, что в тех городах, где применяли исключительно бесконтактный способ оплаты, на 40% выросло число случаев безбилетного проезда. Люди, понимая, что их не контролируют, просто перестали платить за проезд. Поэтому здесь будет стоять вопрос личной ответственности.
— Если в Северодвинске применят такую практику, перевозчики вновь понесут дополнительные затраты в части увеличения контрольно-ревизионной службы, которая будет устраивать проверки по автобусам и выявлять «зайцев», — говорит Евгений Юрьев.
Также с 1 июля планируют обязать всех перевозчиков подключиться к сервису «Яндекс. Карты», чтобы можно было наблюдать за движением автобуса в режиме онлайн. На сегодня на «Яндекс. Картах» отображаются маршруты №№ 1, 3, 3а, 5, 10, 12, 17, 18 и 22.
Перевозчиков проконтролируют
Среди пользователей общественного транспорта сложилось два основных требования к перевозчикам: чтобы автобусы были чистыми и ходили с установленным интервалом. В отделе энергетики рассказали, что после введения ковидных ограничений количество рейсов было сокращено. Например, если до пандемии по маршруту № 8 ходили четыре автобуса, то теперь — один-два. Поэтому людям на остановке приходится ждать автобус по 40 минут. В зимний период перевозчикам необходимо увеличить количество автобусов на маршрутах не менее чем на три единицы. Выполнение данного требования контролируют специалисты администрации. И если на крупных маршрутах №№ 1, 3, 15, 22 перевозчики стараются выдержать количество машин, прописанное в техническом задании, то на малозагруженных маршрутах идёт серьёзная просадка, из-за чего время ожидания на остановках увеличивается.
— Мы проконтролируем, чтобы количество автобусов на рейсах было увеличено, чтобы перевозчики выполняли обязательства. В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в текущие контракты, а именно о 10-кратном увеличении штрафных санкций за несоблюдение условий контракта, — добавил Евгений Юрьев.
В настоящее время штраф за невыполненный рейс составляет всего 500 рублей, возможно, такая сумма не пугает перевозчиков. В администрации Северодвинска планируют увеличить сумму штрафа до 5000 рублей.
Добавим, что об увеличении стоимости проезда просят и архангельские перевозчики. К слову, на момент написания этого материала заседание в агентстве по тарифам и ценам, на котором будет принято окончательное решение об изменении тарифа, ещё не состоялось.
Фото Константина МЕРКУРЬЕВА