В Ломоносово — по-ломоносовски

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/izLbM1LFvGY-.jpg

Северодвинец Николай Выморков в преддверии празднования 310-го дня рождения Михаила Ломоносова рассказал о нынешней жизни села, одноимённого музея и своём пути

На родине знаменитого учёного-энциклопедиста Николай в качестве директора музея в селе Ломоносово и руководителя творческого проекта «Ровдина гора» провёл пресс-тур для журналистов из Архангельска и Северодвинска.

Так оказалось, что описать происходящее ныне в селе стало невозможно, разделяя на отдельные темы. Случайно или нет, но рассказать можно только в духе академической науки XVIII века, когда направления научной мысли тесно соседствуют, а порой и переплетаются одно с другим, да ещё и увязаны с жизнью самого учёного. Вплоть до того, что для нынешнего руководителя местного музея ломоносовский путь из провинции в мир получился сходным. За тем исключением, что Николай Выморков пока не собирается покидать Русский Север, наоборот, благодаря его деятельности в последние два года столичные и зарубежные гости и специалисты стали гораздо чаще заглядывать в поморскую глубинку.

Николай напомнил, что сам оказался в Ломоносово благодаря своей прежней работе в туристско-информационном центре Архангельской области и общим с супругой мечтам.

— Хотели найти глухую деревню на берегу Белого моря, купить домик в красивом сосновом бору, жить там тихо и спокойно, заваривать чай, сдавать комнату туристам, а по выходным чтобы приезжали друзья — музыканты, художники, дизайнеры — ради богемной жизни в деревне. Сложили себе в голове такую картинку, приехали сюда и… поняли, что реальность совершенно другая. Как раз только родился наш первый ребёнок, а мы выяснили, что во многих беломорских деревнях нет даже электричества, не говоря уже о медицине, связи, транспорте, детском саде и школе, — говорит Николай.

В то время он работал в туристско-информационном центре, бывал в разных местах, в том числе в Холмогорах. В 2018 году нужно было собрать информацию о косторезах для проекта по туристической навигации: взять интервью у местных мастеров и из пятидесяти выбрать шесть(!) лучших. Это оказалось нереальным, потому что у каждого — работы в Эрмитаже, Русском музее, в международных коллекциях, все мастера по уровню — как космонавты. К тому же в контексте русской северной деревни выделить кого-то из нескольких десятков мастеров — это сразу устроить нелёгкую жизнь избранным. Так что задание изменили на рассказ о холмогорском промысле.

— Вторым моим заданием тогда было проехать по Курострову и сфотографировать несколько потенциально интересных объектов для сайта ТИЦ: собор, парк, другие объекты, в том числе и мельницу, — рассказывает Николай. — А в следующие выходные моя жена говорит: «Давай прокатимся куда-нибудь, где мы ещё не были». И мы пришли к выводу, что Ломоносово — это ближайшее место, куда из Архангельска (и Северодвинска. — Прим. ред.) можно более-менее комфортно съездить на выходные, что-то интересное посмотреть и сильно не устать при этом. Мы снова посмотрели мельницу, приехали домой и, не сговариваясь, решили: зачем Белое море, тут тоже всё довольно экстремально, потому что остров, паром, периоды ледостава и ледохода… И решили взяться за мельницу, тем более что она была похожа на ничью.

Уже потом выяснилось, что мельница — объект наследия, и оказалось всё не так просто, как взять в руки топор и всё быстренько поправить. Поначалу проект «Ровдина гора» был построен так, что это были выезды с друзьями на выходные дни. Так прошёл первый год, за ним второй, тогда уже был выигран президентский грант, на который приобрели строительные инструменты. А по части объекта наследия за энтузиастами установили пристальное наблюдение. В Мезенском районе, к слову, получилось проще, там проекту «Северные мельницы» в деревне Кимже удалось найти деньги и восстановить старые столбовки. Но в Ровдино, рассказывает Николай, и план был такой, что в первую очередь надо было поднять информационную волну, привлечь внимание, ведь даже не все местные жители знали, что есть мельница.

— Когда я стал ещё и в музее Ломоносова работать, вся эта история только усугубилась. Ведь на той территории ещё три объекта наследия: некие остатки усадьбы Ломоносовых, про которые даже сама областная инспекция не знает, что это такое; пруд Ломоносовых, который выкопал отец Ломоносова, а потом на 300-летие учёного его ещё раз выкопал экскаватор; и само здание Ломоносовского музея, — говорит Николай. — А с «Ровдиной горой» мы в итоге ушли от изначальной идеи жить в домике (тут добавим, что и на работу в Ломоносово Николай до сих пор, больше года, постоянно ездит из Соломбалы. — Прим. ред.). Мы там много сделали: волонтёрский центр, арт-резиденцию, фестиваль, музей живых лодок, но до сих пор нет дома.

Как пояснил Николай, активное движение вокруг мельницы устроили только потому, что не удалось найти прямые гранты на реставрацию объекта, а с учётом его статуса объекта наследия такие работы очень дороги, их не осилить в частном любительском порядке. Дал, правда, один человек, который является фанатом мельниц, денег на консервацию, что и произвели в 2019 году, и Анна Крючкова из мезенского проекта «Северные мельницы» выделила часть средств от своего гранта. В Голландии Николай Выморков оказался в этом году опять же благодаря проекту «Северные мельницы».

— Всё, что пока сделано на Ровдиной горе, — закрыты дырки, мельница законсервирована до лучших времён, — рассказывает Николай. — Также мы подробно изучили процедуру реставрации, и теперь всё готово к её началу, не хватает только денег. Если же совсем не получится восстановить ровдогорскую голландку, тогда на месте нынешнего арт-объекта «Спираль» поставим столбовую мельницу по примеру старинных мезенских.

Как в Малых Карелах

— Мельниц на Курострове с его высокими холмами посреди широкой речной долины в XVII—XIX веках было много, — продолжает Николай. — Есть, например, открытка с рисунком Игоря Грабаря 1902 года под названием «По Северной Двине. Мельницы в Холмогорском уезде», и там изображено несколько мельниц сразу. Точно такая же мельница, что на Ровдиной горе, стоит в деревне Большие Карелы на холме, и она была перевезена отсюда же, только не с Курострова, а с Ухтострова. Та, что на Ровдиной горе, — последняя, которая стоит на своём месте, больше таких нет. А в Холмогорах по старым фотографиям мы нашли ещё одну, то есть на Ухтострове стояли рядом сразу две мельницы. И в киносъёмке интервентов, на которой запечатлены Холмогоры, есть фрагмент, где видна мельница в самом селе. То есть мельницы здесь использовались.

Мельница на Ровдиной горе хоть и построена в XIX веке, но по уровню развития механизма отсылает к XVI—XVII векам, а в целом сочетает голландские технологии и русскую смекалку. Есть в верхней части штурвал поворотного механизма, это редкость. Голландцы при осмотре мельницы посчитали и её производительность, в итоге заявили, что она работала в лучшем случае 20—25 дней в году, учитывая тогдашнюю плотность населения и размеры местных полей: по сравнению с архаичной столбовкой голландка высокопроизводительна.

Механизм сохранился лишь на 30%, но, по мнению специалистов, восстановить мельницу до рабочего состояния возможно, для чего, конечно, надо полностью реставрировать деревянное строение. Проект ремонта, по разным оценкам, стоит 3—4 миллиона рублей, и 20 миллионов потребуется на то, чтобы восстановить мельницу до её рабочего состояния. И уже были предложения провести такие работы.

— Когда я иду по нашей мельнице, — рассказывает Николай, — понимаю, что это в целом некий деревянный механизм, а голландцы на каждую дырочку показывают пальцем и говорят: здесь было то-то, а вот здесь то-то, а тут не хватает того-то. Вообще голландцы, осмотрев эту мельницу, сказали, что она является переходным звеном, которое подтверждает их теорию эволюции мельниц. Мы смотрели мельницы уже в Голландии, и там я понял, что имеют в виду, когда говорят, что мельница — это не здание, а двигатель. Рабочая мельница потрясающе совершенна, это такой деревянный мотор, бесшумный механизм, который лёгок в управлении: что её по ветру повернуть, что скорость изменить.

Как возникла голландка на Русском Севере? По мнению Николая, веке в XVI—XVII, когда через Холмогоры шла большая торговля с Европой, были голландцы, осевшие здесь. Либо кто-то из местных жителей, бывавший в Европе, мог ознакомиться с технологией и привезти её сюда. Но в Голландии развитие с тех веков пошло дальше, а у нас здесь (характерный для Русского Севера момент) только копировали прежнее устройство. И так дошло почти до настоящего времени: мельница на Ровдиной горе работала до 50-х годов XX века.

— Эволюция мельниц, по голландцам, включила переход от водяной к ветряной мельнице, — отмечает Николай. — Буквально говоря, кто-то придумал поднять водяную мельницу на деревянный столб и приделать к ней ветряные лопасти вместо водяного колеса. Мельницы-столбовки в Кимже, кстати, отражают именно этот этап развития мельниц, ведь там совершенно неудобный механизм, когда жернова находятся выше привода, потому что на водяных-то мельницах колесо, естественно, было снизу. Уже потом жернова стали делать под механизмом.

Директор

Директором музея Ломоносова Николай стал в июне 2020 года. Похоже, это произошло в ходе очередного витка развития проекта «Ровдина гора». За неполных полтора года сделано многое. Есть и задумки на ближайшую перспективу. К примеру, на средства губернаторского гранта, полученного этой осенью, планируется организовать на Курострове туристско-спортивный велопробег «Тур-де-Кур». Не везде можно проехать на автомобиле, а интересных мест на острове много, они разбросаны по территории, и велопрогулка позволяет всюду побывать, всё закольцевать.

Даже при не самых простых условиях добраться до Ломоносово музей и косторезная фабрика не испытывают недостатка в туристах. Вот и наш пресс-тур буквально совпал с приездом автобуса из Северодвинска, доставившего сюда на экскурсию учеников 14-й гимназии.

— Здание музея в Ломоносово, правда, находится в аварийном состоянии, и есть предписание от областной инспекции по охране памятников, что музей в 2021 году должен начать разработку проекта реставрации. Но поскольку денег у Холмогорского района нет, то ничего и не происходит, — поясняет Николай. — Зато в начале этого года мы с московскими друзьями сделали проект реконструкции музея. Решили, что нужен генеральный план, чтобы не тратить деньги хаотично и впустую, чтобы всё было выстроено поэтапно. И сделали такой дизайнерско-архитектурный проект, исходя из расположения музея, в который большинство посетителей добирается издалека. А когда человек добирается издалека, он первым делом, сняв пальто, спрашивает не про билеты и экспозицию, а где у нас туалет (второе из основных вещей, что интересует гостей, это тёплое помещение, чем пока также не может похвастаться старое здание музея. — Прим. ред. по рассказам экскурсоводов).

Губернатор Александр Цыбульский тогда ездил по области и был в Ломоносово. Естественно, я ему эти картинки показал, глава региона заинтересовался, взял смету вместе с документами по Холмогорскому собору и Новодвинской крепости. В итоге деньги дали на крепость, музей пока где-то в планах.

Как заметил Николай, на самом деле никто не знает, где именно была усадьба Ломоносовых. Однажды сотрудники музея нашли в архиве письмо примерно 1980-х годов. Написал его некий учёный из Москвы, он приезжал сюда и заявил, что всё понял. «Усадьба стояла здесь, вот здесь был сарай, здесь баня, здесь амбар» — он прямо схему нарисовал.

— Я думаю: это же сенсация! Потом начинаю «гуглить», что это за учёный, и в Интернете нахожу: «известный учёный-лозоходец» и так далее. То есть человек приехал, с лозой походил полчаса по территории музея и тут же нарисовал схему, — рассказывает Николай. — Было и несколько юбилейных проектов, когда на каждую круглую дату — 250, 300 лет — кто-то хотел что-то сделать с музеем Ломоносова. И, когда мы презентовали свой проект реконструкции музея в Холмогорах, одна из женщин сказала, что за её жизнь я пятый, кто презентует им проект реконструкции музея и села Ломоносово.

Как отметил Николай Выморков, был генеральный план реконструкции села под некий «пригород Лос-Анджелеса»: прямые улицы, никак не совпадающие с нынешними, одинаковые каменные коттеджи, парки и асфальтовые дорожки. Нашёлся и проект архитектора Кибирева, который в своё время очень много поработал над Архангельском.

— Автор переосмыслил всё село и музей, и наш проект, который некоторым кажется фантастическим, просто отдыхает рядом с кибиревским. Там какой-то космический корабль из «Звёздных войн» нарисован вместо музея, этакий ромбовидный объект со стёклами, — продолжает Николай. — Администрация говорит: вот есть сто тысяч рублей, давайте на них закроем маленькую проблему. Я говорю: мы проблему закроем, а у нас беда с фундаментом музея, то есть мы просто деньги на ветер бросим и ничего не решим. Я не сторонник того, чтобы брать любые деньги и пускать их хаотично, лишь бы хоть что-то сделать. Мне нужен практический результат.

В музее

— В XX веке из Ломоносова сделали «поп-фигуру», — отмечает Николай Выморков, — а посетителям всегда интересно знать, как и откуда появился человек такого масштаба деятельности и почему он в своё время ушёл с Cевера. — Версии — не хотел жениться и оседать здесь, амбиции не позволяли, дух авантюризма покою не давал. Выдержки из полицейских протоколов последнее, в частности, подтверждают. Мог Михаил Васильевич позволить себе расслабиться, выпить да подраться, при этом «ругаться на латыни, да так затейливо!»

Экспозиция с января этого года стала более интерактивной, предметы выставок максимально приближены к посетителю. Правда, современные дети настолько не обременены комплексами, что теперь в музее задумываются, не убрать ли все экспонаты обратно за стекло.

Кованые металлические изделия показывают, что в Холмогорах было много кузнецов, ведь нужны были металлические части для кораблей и замки для амбаров.

В целом обновлённая экспозиция, работы в рамках которой ещё продолжаются, отлично показывает быт современников и земляков Михаила Ломоносова, а также часть его судьбы, истоки местных промыслов.

«Желание и упрямство дойти до цели есть»: блиц-интервью с героем публикации

Для тех, кто до сих пор не осведомлён, заметим: было сложно представить, что горожанин, давний участник архангельской музыкальной тусовки, лидер группы «Ягода Гало» Николай Выморков вдруг окажется директором музея. Ладно ещё реализация творческих проектов вокруг старой мельницы, но — директор…

— Николай, ты северодвинец?

— Скорее сверодвинец, да, особенно по образу действия. Собственное нищебродство и закрытость города научили, что если чего-то нет, то запросто можно (если нужно) это сделать самому. В Северодвинске я лет 14 прожил — в сад и школу ходил. Треть жизни, если считать по моему нынешнему возрасту.

— Как ты себя чувствуешь в качестве директора, если чувствуешь?

— Никак (смеётся)! Директором сам по-прежнему называю предыдущего руководителя музея. Я скорее кризисный управляющий, до пенсии в музее точно не доработаю.

— Предполагал ли ты, что из задумки богемной жизни на берегу моря получится нынешний выход на официальный уровень?

— В самом страшном сне не предполагалось, план был совсем другой. Выход ожидался такой: монетизация, связанный с туризмом бизнес и так далее, но до сих пор этого не случилось.

— Николай, по направлению пути и методам действий похоже, что ты — из одной плеяды с Евгением Тенетовым и Василием Ларионовым. Согласишься?

— Я себя по отношению к ним считаю маленьким. Они такие большие ребята из одного со мной двора, но играют во взрослые игры: журналы, фестивали, урбанистика, директорство. Только в одном мы похожи однозначно! Как-то раз встретились все вместе на какой-то конференции. Там же был Максим Черных, директор музея в Сольвычегодске. И они все трое похожи — относительно молодые, с интересными идеями, с бородами и без волос. Чувствую, скоро придётся тоже сделать себе «директорскую» прическу — волос у меня немного, в отца.

— В тебе лично произошла эта перемена — от задумок и размышлений к самореализации и выходу в свет?

— Не произошла, происходит. «Ровдина гора» — такой проект, где постоянно нужно чему-то учиться, делать то, что не очень хотел или собирался делать, взрослеть в конце концов. Это как в эпизоде про Гарри Поттера, где его пожирал дементор, а Гарри, путешествовавший во времени, говорил: «Сейчас появится мой отец и спасёт меня». Потом выяснилось, что никакой отец не появился и это он сам себя спас. Вообще хочется сидеть и ждать, что тебя вот-вот сейчас спасут. Но вряд ли.

Вот если бы я сейчас сидел такой успешный и состоявшийся… Я же пока тусуюсь в холодном гараже у развалившейся мельницы (улыбается). Желание и упрямство дойти до цели есть, а что получится — поживём — увидим.

— Боялся ли ты, начиная эти перемены?

— До сих пор боюсь.

— Что давало и даёт силы продолжать, двигаться дальше?

— Мы с супругой подумали-спланировали. А потом всё пошло так, как пошло, и совсем иначе.

— Ты больше не хочешь и не будешь заниматься музыкой, оставил её?

— Нет. Жутко скучаю по концертам. А музыка звучит, куда ей деваться?

Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей