Зарабатывать любимым делом

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/k7WVGi-ZdxQ-.jpg

В Северодвинске состоялся второй cеминар для креативного бизнеса «PRO-развитие»

Своим опытом с аудиторией бизнес-семинара поделились создатель арт-фестиваля «Тайбола» Илья Кузубов и фотограф, основатель фотошколы Максим Чуров. Если первый давно известен городу и его жителям массой творческих проектов, а также регулярно бывает замечен в публикациях СМИ, то второй — меньше на слуху.

Участникам встречи, собравшей более двадцати человек, Максим рассказал, как монетизировал своё хобби. Его увлечение доросло до основной деятельности: более десяти лет фотограф занимается съёмкой профессионально, начал и обучать этому ремеслу. Ниже приводим выдержку из подробной презентации мастера.

«Волшебный пендаль»

Путь к мастерству у каждого свой. Максим был профессиональным военным, ушёл в запас в звании капитана. Затем 15 лет работал по найму в шести крупных российских и международных компаниях, организовывал продажи, от торгового представителя дошёл до руководителя представительства.

— Но судьба каждый раз мне давала «волшебный пендаль», и приходилось начинать всё по-новому, — говорит Максим. — И вот в 2015 году, когда я был руководителем продаж в МТС, судьба в очередной раз сказала мне: всё, хватит заниматься этими вещами, пора взяться за то, что тебе нравится. И с того периода я задумался: если я так энергично работал на других, почему не могу с таким же энтузиазмом поработать на себя?

Максим стал развивать своё основное направление — бизнес-фотографию. Есть и опыт детской, семейной съёмки: в самую горячую пору фотограф вставал в шесть утра и ложился в десять вечера, основное время проводя за компьютерным столом. С начала пандемии в 2020 году к Максиму стали обращаться люди, которые начали выходить на маркетплейсы. В сентябре этого года фотограф решил создать свою школу как одно из ныне востребованных направлений по съёмке на смартфон и уже в декабре планирует начать обучение в режиме онлайн.

— По своему опыту творчества я убедился, что люди, которые зарабатывают своим мастерством, делятся на две основные категории, — отмечает Максим. — Первые ищут, кому и как продать то, что они умеют делать; вторые уже настолько загружены деловыми контактами и клиентами, что ищут свободное время. Когда искал свой рынок, учился продвигать себя, вкладывался в рекламу, но потом пришёл к тому, что главный двигатель — сарафанное радио: снимал друзей, свадьбы, праздники, мероприятия. Но всё это работало по принципу: сижу, медитирую на телефон и жду, когда меня позовут на съёмку. И продолжалось это до 2017 года.

В ком живёт Бэтмен

Настал период, когда хаотичный набор возможностей потребовалось упорядочить. Первое, что сделал Максим в организации и продвижении своего труда, — пошёл и обучился копирайтингу. Очень понравилась ему фраза из того курса: «Скромности — нет. Пишите про себя, рассказывайте свои истории, людям интересно видеть вас как живого человека».

— И я помню свой первый пост в соцсетях, которому предшествовал долгий период страха пустого листа, — говорит Максим. — Выход я нашёл в том, что стал записывать свои мысли на диктофон, а потом расшифровывать это в текст. Свой первый пост я назвал «Во мне живёт Бэтмен». Он покрыл все прежние мои истории, которые я писал ранее, после этого страх написания текстов у меня пропал. И теперь, особенно в условиях пандемии, наверное, уже никто не сомневается, что социальные сети надо всерьёз осваивать как возможность продвижения.

Максим отметил: если вы хотите узнать, что может быть известно широкой аудитории о вас, — наберите своё имя в «Гугле». Если найденное соответствует вашей основной деятельности — всё в порядке.

— Максим, вы лично занимаетесь бизнесом в творчестве. А что у вас с самодисциплиной и организацией труда?

— У творческих людей есть одна большая проблема: мы всё делаем по настроению, а в целом деятельность напоминает броуновское движение: сегодня побежали туда, завтра — туда. Творческому человеку всегда нужна система, и сам создать такую систему творец не может. Тем более что принято сам этот хаос считать системой. И даже я после обучения в бизнесе и довольно долгой работы в торговле, при знании тех внутренних процессов в работе на себя никак не мог применить систему. Выход был в том, чтобы посмотреть на своё хобби, на творчество как на бизнес.

Ищешь порядок? Найди наставника!

Как рассказал Максим Чуров, роль наставника, который может систематизировать деятельность, очень велика.

— Большой рост и развитие в моём деле начались, когда я в 2018 году нашёл такого специалиста. В данном случае это был продюсер, я ему очень благодарен, ведь он задал мне самые важные вопросы: что я продаю, сколько хочу зарабатывать? После моих ответов он составил план того, что мы будем делать, взял и «упаковал» мой продукт, всё систематизировал. Я до сих пор пользуюсь теми бизнес-инструментами, которые он предложил мне сделать, и это до сих пор работает и сильно облегчает труд, сокращая затраты времени. Так что, если становитесь профессионалом или чувствуете и понимаете, что готовы им стать, возьмите себе наставника, который будет вас держать в системе и поможет двигаться в правильном направлении, — утверждает Максим.

Да, обращение к профессиональному наставнику или продюсеру — это недёшево, специалисты знают себе цену. Но это всерьёз развивает бизнес, заметил Максим Чуров:

— После того как вы определитесь с тем, что именно продаёте, вы начнёте понимать, кому это продаёте. Здесь в свою очередь появляются интересные и актуальные вопросы. Так, я на практике понял и сказал себе, что больше я не снимаю бизнес-мероприятия, ведь мне нужно участвовать в них как спикеру, а фотограф всегда воспринимается на таких встречах как обслуживающий персонал.

Но и здесь могут быть интересные и важные ракурсы.

— Когда я работал как семейный и детский фотограф, то трудился в проекте «Завтраки в платьях». Я понимал, что это моя целевая аудитория, у женщин есть дети, и в итоге бесплатного сотрудничества с проектом впервые увидел очередь на мою фотосъёмку из тридцати женщин, — говорит Максим.

Заплати помощнику за своё свободное время

— После того как вы благодаря наставнику будете завалены заказами, — подсказывает Максим, — возникнет другой вопрос: в сутках всего 24 часа, в течение которых нужно поспать и поесть, заняться личными делами.

Так становится понятно, что всё самому тащить невозможно, нужны помощники. В сфере найма и подбора персонала, кстати, сейчас происходит очень большая революция, и мы не всегда даже успеваем за темпом этих изменений. Сейчас я могу насчитать семь сотрудников-фрилансеров, работающих на моих проектах. Тут отдельно замечу: одну и ту же работу люди могут выполнять и за 100 рублей, и за 10 тысяч рублей, причём качество не будет сильно разниться. В моём случае я нашёл дизайнеров и типографские услуги, и на практике оказалось, что они необязательно (спасибо Интернету) должны находиться в Северодвинске.

Сейчас Максим снова взял себе продюсера, чтобы развить свой проект онлайн-фотошколы. И уже нашёл сотрудников, которые помогли продвинуть его услуги в «Инстаграме».

— Я получил то, что хотел. В этом плане всегда рекомендую материализовать свои мысли, — говорит Максим. — Я много набирал людей в разные компании, в разные сферы, меня этому учили, и я проводил собеседования десятками. Но в какой-то момент понял, что в принципе можно даже не проводить собеседование: ты просто описываешь себе человека, который нужен, и он через какое-то время к тебе приходит.

Максим — профессионал, человек бизнеса и просчитывает все свои возможности. Почему он решил выступить со сцены перед коллегами и возможными конкурентами, открыв, в частности, свои секреты из личной деловой практики?

— Я помню фразу из одного обучения: «Все деньги — на сцене». Перебороть себя и выйти на сцену, начать делиться с аудиторией — всё это даёт очень сильный толчок в развитии. Я сюда приехал, чтобы получить новый определённый опыт. И, так как состою в бизнес-сообществе, мне уже здесь сегодня сказали: «Макс, готовься, будешь рассказывать о своём опыте и на других встречах, ведь это очень интересно».

— В провинции бытует мнение, что, чтобы состоятся, надо уехать. Есть ли сейчас в Северодвинске, при нынешнем состоянии города и общества, возможность развиться, состояться, стать успешным, заработать и не оказаться при этом жителем Москвы, Петербурга, Стокгольма?

— Отвечу сначала шуткой. Вы ведь можете не уезжать, а только сказать об этом, и заявить, что приехали обратно только на какое-то время. И ваша ценность в этом плане сразу повысится. Причём многие северяне так и сделали: уехали в столицы или на юг страны, и ценник при возможности попасть к ним здесь, в Архангельске и Северодвинске, по возвращении вырос в разы.

Если серьёзно, отмечу то, что касается любой провинции: все границы — только у нас в голове. А сейчас в принципе границ нет, и, общаясь в онлайне, вы можете получить опыт людей, занимающихся тем же, что и вы, которые при этом зарабатывают в десятки раз больше. А ездить нужно потому, что недельное путешествие даёт пищи для ума и души больше, чем несколько лет жизни.

Креативный бизнес — эффективный способ удержать население

Как подчеркнула в комментарии для «Северного рабочего» начальник отдела инвестиций и предпринимательства управления экономики администрации Северодвинска Валентина Гаврикова, бизнес-форум появился по инициативе муниципалитета.

— Сегодня состоялось всего лишь второе мероприятие. Идея возникла из того, что, согласно официальным данным, численность бизнеса сокращается и его надо поддержать. Причин для сокращения много, в том числе низкая информированность о мерах поддержки, инструментах развития, отсутствие контактов внутри предпринимательского сообщества. Очень захотелось организовать мероприятие, на котором представители бизнес-сообщества начали бы знакомиться и общаться между собой, узнавать и применять полезную информацию для развития, повышения эффективности своей деятельности, причём официально и легально.

Первый семинар состоялся 1 октября и получился немного комом: мы перегрузили программу — набрали слишком большое количество интересных и нужных тем. На первой встрече говорили о преимуществах участия в бизнес-объединениях, ведении бизнеса по франшизе, о разных уровнях и формах, действующих мерах поддержки бизнеса, а также о том, что такое статус резидента АЗРФ. Одним словом, обрушили на участников слишком много информации. Поэтому второе мероприятие решили сделать точечным и адресным (по запросу) и рассказать подробно именно о том, что будет интересовать аудиторию.

Следующую встречу мы планируем провести 3 декабря. Скорее всего, будем делать также тематический семинар. Возможно, посвятим его юридическим аспектам ведения деятельности. Например, сегодня была затронута тема авторского права, так что интересную информацию подберём.

— Таких фигур, как Максим Чуров и Илья Кузубов, в Северодвинске на сегодня много. Кто мог бы вот так же спокойно и содержательно рассказывать о своём опыте, делиться секретами?

— Они есть, но многие из них настолько плотно включены в рабочий процесс, что им крайне сложно выделить время для участия в мероприятиях. Спикеров мы подбирали через личные контакты — искали наиболее известных, успешных и открытых для взаимодействия. Огромная благодарность спикерам Илье Кузубову и Максиму Чурову за то, что подготовили интересный и полезный материал, никто не уснул, не устал и не ушёл разочарованным — это очень важно. Также огромное спасибо Ольге Заколупиной за помощь в организации и проведении мероприятия.

Тема семинара — творческий бизнес. Мы узнаём о представителях этого направления экономики большей частью по отзывам знакомых, коллег, друзей. Сарафанное радио сегодня работает лучше социальных сетей — это специфика маленьких городов, общая особенность провинции. В Северодвинске сегодня работают как опытные, известные креативщики, такие как Ирина Черепанова, Артём Батолин с макетной студией, Марина Матвеева, так и ребята, которые давно занимаются творчеством или только начинают и хотят сделать это своим основным источником дохода. В частности, сегодня на встрече присутствовала Татьяна Воротынцева, талантливый дизайнер. То, как она буквально выстрелила со своими платками авторского бренда Tacilia, — это история успеха, которая очень интересна многим: она не побоялась и заявила свои работы на Маргаритинскую ярмарку, участвует во всех возможных программах поддержки бизнеса, вышла на маркетплейсы. Это тот пример, когда творчество и операционный процесс находятся в компромиссе.

— А город сильно нуждается в таких проектах и авторах?

— Креативная индустрия очень удобна тем, что продукцию можно производить без прямой привязки к конкретному месту. В том смысле, что творить можно здесь, не покидая Северодвинск, а продавать в Москве, по России или миру. Это самая эффективная модель для нашего времени и места, и такие проекты приносят хорошую маржу, ведь здесь главная ценность — интеллектуальный продукт. Интеллектуальный авторский продукт — это наше будущее.

— Можно ли прогнозировать и культивировать создание и развитие такой творческой индустрии, чтобы жизнь в городе была ярче, насыщеннее, интереснее? Или появление каждого нового такого бизнеса — это всегда и исключительно усилия самого автора: он сам «просыпается» в определённый момент и решает, что займётся именно этим?

— Поистине творческому человеку очень сложно действовать в системе. А предпринимательская деятельность — это система со своими правилами, рамками и условиями. Как говорили сегодня спикеры, важно, чтобы был человек, компания, которые бы стимулировали развитие творческого потенциала креативного предпринимателя и помогали ему действовать в системе. Уже сегодня возникает потребность в формировании управляющей компании или фонда, которые смогли бы не только объединить креативный бизнес, но и искать пути продвижения и развития, формировать так называемые кластеры — цельные производственные цепочки. К примеру, так уже сегодня делают Илья Кузубов и творческая группа «Тайбола»: организовали фестиваль, создали для него арт-объекты, сняли фильм об этом, разработали мерч, создали сайт фестиваля, занимаются продвижением своей продукции — формируют необходимый контент. И всё это у них получается крайне органично и естественно.

Уже больше года управление экономики администрации Северодвинска при абсолютно бескорыстном содействии Ольги Заколупиной и городского краеведческого музея старается находить компании, творческих предпринимателей, которые не только занимаются творчеством, но и используют в своей продукции местные природные мотивы, продвигают нашу самобытность, нашу ментальность. Это крайне важно в формировании культурного кода города. Когда у нас будет своё наследие, мы будем бережнее относиться к своему городу и перспективы дальнейшего развития воспринимать именно с Северодвинском. Это длительный процесс, но его нужно запускать, и чем раньше — тем лучше.

Творчество как чудо

Модератор семинара PRO-развитие Ольга Заколупина согласилась с предположением, что рождение каждого нового проекта в креативном бизнесе сродни чуду.

— У нас в городе, к примеру, есть такой новый проект. Пока не могу о нём вполне и прямо рассказать, его только начинают реализовывать. В его рамках мы встречаемся с разными творческими людьми Северодвинска, и до этого проекта были уверены, что всех городских творцов уже знаем. Оказалось, это не так: появляется много новых лиц, кто-то ещё школьного возраста, и они делают уникальные вещи в кастомизации одежды, в фотосъёмке. Мы удивляемся количеству талантливых людей.

— Ольга, вы как человек творческий и организатор сделали из сегодняшнего семинара какой-то вывод для себя?

— Безусловно, такие семинары нужны, и очень приятно, что их организует городская администрация. Наверное, для таких встреч нужно более удобное время, чем середина рабочего дня, чтобы людей смогло прийти больше. Творческие люди Северодвинска работают днём на своих официальных работах, а вот вечером более свободны. С Валентиной Гавриковой, организатором бизнес-семинара, мы давно сотрудничаем в разных проектах, у неё очень много интересных идей, предложений, которые я с радостью поддерживаю.

Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей