Атомная «букашка»: полгода подо льдами

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/Brigada_Ses_310-.jpg

Курс правильный — «Звёздочка»

Как известно, в активе предприятия более 130 отремонтированных, модернизированных и переоборудованных подводных лодок, наибольшее количество которых — атомные. В музее верфи практически о каждой из них есть краткие летописи на фотостендах, а также экспонаты — закладные доски, военно-морские флаги и вымпелы, корабельные рынды, механизмы и приборы, снятые с утилизированных подводных лодок. На территории музея можно увидеть различные якоря, фрагмент ограждения рубки одной из АПЛ, несколько видов торпед, которыми в советский период вооружались субмарины. Есть и фотостенд, посвящённый АПЛ К-279 проекта 667Б (их флотские острословы называли «букашками»), у которого нередко посетители останавливаются и с любопытством всматриваются в её интересную морскую биографию.

Строил лодку Севмаш. Это был головной корабль названного проекта. Заложили лодку в декабре 1971 года, полвека назад (ответственный сдатчик — А. С. Белопольский, сдаточный механик — Б. З. Каз). Спустили лодку на воду в декабре 1971-го, окончательно передали флоту в декабре 1972 года, когда Советский Союз отмечал 50-летие своего образования. Принимал корабль председатель государственной комиссии Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Сорокин. Лодка имела новый навигационный комплекс «Тобол-Б», включающий аппаратуру космической навигационной системы «Циклон-Б» и обеспечивающий все исходные данные для проведения подготовки и пуска межконтинентальных баллистических ракет. Впервые в мире для лодок проекта 667Б была создана система защиты ракет от несанкционированных действий, обеспечивающая осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования. Вот такой грозный подводный ракетоносец уводил в Заполярье капитан первого ранга В. П. Фролов, вскоре получивший звание контр-адмирала, что удивило весь Северный флот, так как это был первый случай в истории послевоенного флота, когда командиру корабля было присвоено адмиральское звание.

В те годы зона боевого дежурства «букашек» находилась в основном между Гренландией и Новой Землёй. АПЛ К-279 была одной из активнейших субмарин на патрулировании в этом регионе. Поизносившуюся почти за десять лет службы лодку отправили для среднего ремонта на «Звёздочку». Курс был выбран правильный, потому что завод к её приёму готовился заранее, так как подобных подводных ракетоносцев здесь ещё не ремонтировали.

Газета открыла свою Доску почёта

Лодка пришла на «Звёздочку» в 1979 году. Приняли её с большим желанием. В первый же месяц пребывания здесь экипаж корабля поочерёдно посещал заводской музей, где моряки встречались с призывниками, ветеранами Великой Отечественной войны — юнгой Северного флота К. М. Юдановым, служившем на гвардейском эсминце «Гремящий», катерником Н. Д. Кустовым, морским пехотинцем Я. Г. Юртаевым и другими. Подводников приглашали на различные культурные и спортивные мероприятия, проходившие в заводском ДК, спорткомбинате «Беломорец». Всё это положительно сказывалось на решении общей задачи — ремонте заказа, который начался без проволочек и по принятым социалистическим обязательствам должен был быть окончен в декабре 1981 года.

И тут «букашке», как говорится, подфартило: в феврале 1981 года Москва готовилась проводить 26-й съезд КПСС, который все предприятия должны были встретить ударным трудом. Как, естественно, и «Звёздочка», направившая на форум коммунистов своего делегата — бригадира слесарей-монтажников цеха 15, орденоносца К. А. Сеся.

На заказе широко развернулось соцсоревнование. Традиционно заводская газета «Трудовая вахта» и радиовещание взялись его освещать. Газета открыла на первой полосе свою Доску почёта, что раньше никогда не практиковалось, и регулярно помещала туда фамилии передовиков труда. Сообщалось и о тех коллективах, которые своевременно не справлялись с поставленными задачами по своей вине. Маяками соцсоревнования неоднократно были названы бригады слесарей-монтажников делегата 26-го съезда КПСС К. А. Сеся, А. В. Рослякова, Ю. А. Серова, А. А. Рыжакова, А. В. Лапина, сборщиков В. А. Грачёва (цех 15), И. Н. Дурнева, В. К. Дудко (цех 16), трубогибщиков А. В. Тюряпина (цех 9), гуммировщиков В. М. Голяка, В. И. Трофимовича (цех 45), участка судовых столяров Е. В. Станкевича (цех 41), коллектива электромонтажников А. П. Колбасина («Арктика»).

Здорово трудились заводские корабелы: 23 февраля, к дню открытия съезда, на заказе Абрамова 13 бригад рапортовали о выполнении социалистических обязательств. Со своей задачей завод справился успешно, головной корабль проекта 667Б был сдан флоту в декабре 1981 года.

Ледокол «Руслан» менял экипажи

После обновления на «Звёздочке» АПЛ К-279 отличилась. Да ещё как! В декабре 1982 года лодка (командиры — капитаны первого ранга В. А Журавлев и Ю. А. Голенков) получила направление в Белое море для несения боевой службы в течение зимы. Подобное в отечественном Военно-морском флоте не наблюдалось. В практически замкнутой, недоступной для потенциального противника акватории подводный крейсер нёс службу полгода, до весеннего таяния льдов. Смена экипажей производилась при помощи ледокола Беломорской военно-морской базы «Руслан», кстати, тоже в своё время проходившего ремонт на «Звёздочке». Полугодовое нахождение под водой экипажи выдержали, К-279 снова ушла в Заполярье, чтобы дальше нести боевые службы.

К сожалению, на её долю выпал чуть ли ни трагический случай. На флоте давно известно, что подлёдные плавания не обходятся без аварий. Так произошло и с АПЛ К-279. Было это в 1984 году, когда лодка под командованием В. А. Журавлёва несла боевую службу в центре моря Баффина. «Букашка» шла со скоростью семь узлов на глубине 197 м и столкнулась с айсбергом и с дифферентом 45 градусов провалилась на глубину 287 м (айсберг не указывался в морских картах). И только благодаря выдержке командира, грамотным действиям экипажа, надёжной работе корабельной техники К-279 была спасена и благополучно вернулась на родную базу. Говорят, командир ракетоносца В. А. Журавлёв звонил директору «Звёздочки» А. Ф. Зрячеву и сердечно благодарил его за надёжно отремонтированный корабль, который выдержал мощное столкновение с подводной скалой.

И в заключение. Начиная с 1994 года атомные подводные лодки проекта 667Б, оставшиеся в памяти подводников «букашками», стали утилизировать. Такая участь постигла и К-279.

Фото из архива автора и Фонда заводского музея

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей