«Золотая рыбка»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/3-foto-.jpg

Началась подготовка территории под установку рубки

Несмотря на погоду, в Приморском парке Северодвинска продолжаются работы по подготовке территории к долгожданной установке рубки от титановой подлодки К-162 проекта 661, более известной в народе как «Золотая рыбка». В настоящий момент проводится планировка территории площадью 2100 м2 под её установку, ведётся отсыпка песка. Согласно планам эти работы должны завершиться 6 декабря.

Как отметил депутат горсовета Северодвинска Александр Гришин, в ходе подготовительных работ не всё проходит гладко — в месте установки будущего памятника отмечена вырубка зелёных насаждений, в том числе ценных пород. Нарушение зафиксировали и информацию об этом отправили в отдел экологии администрации Северодвинска для принятия необходимых мер.

Установка рубки, а если говорить правильно — ограждения выдвижных устройств, долгие годы, примерно десять лет, была больной темой. Велись разговоры, проводились совещания, делегации посещали завод и осматривали рубку, но дело сдвинулось с мёртвой точки только пару лет назад. Всё это время она хранилась на территории «Звёздочки», а летом текущего года её переправили на соседний берег — на Севмаш, где корабелы будут проводить её дефектацию и изготавливать макеты выдвижных устройств.

Постройка лодки

АПЛ К-162 была построена на Севмаше по проекту конструкторского бюро «Малахит» в 1969 году, и она стала первой отечественной титановой подлодкой. Это был уникальный корабль, способный разгоняться под водой до 44,7 узла, что равняется примерно 82 км/ч. Этот рекорд до сих пор остаётся непревзойдённым.

Постройка лодки велась в цехе 42, где в наши дни всё так же занимаются титановыми конструкциями, и, к слову, именно здесь проводится дефектация рубки от «Золотой рыбки». Но в те далёкие годы корабелы ещё только учились работать с этим материалом. По воспоминаниям ветеранов цеха, в период постройки лодки её внешний вид был зрелищем непередаваемым. АПЛ вся блестела, переливалась. Это вызывало эстетическое наслаждение. Да и на Западе лодку оценили не только за характеристики: из-за цвета корпуса её прозвали «Серебряным китом», а в СССР — «Золотой рыбкой» — за дороговизну постройки.

Служба в составе ВМФ СССР

Считается, что для этой лодки не было невыполнимых задач. Благодаря своей скорости она могла догнать и преследовать любой корабль. Одним из известных примеров является дальний поход с сентября по декабрь 1971 года, когда подлодка несколько дней выполняла слежение за американским ударным авианосцем «Саратога». При этом во время похода на борту находились 129 человек вместо 83 по штату. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

После службы

«Золотую рыбку» вывели из эксплуатации в декабре 1988-го, в том же году её перевели в Северодвинск и причислили к составу Беломорской военно-морской базы. Результаты, полученные во время её боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвёртого поколений.

Спуск флага на лодке состоялся только в ноябре 1999 года, а в 2010-м её утилизировали, сохранив только рубку и трёхотсечный блок — реакторный отсек, который сегодня хранится в пункте долговременного хранения в Сайда-Губе на Кольском полуострове.

Фото пресс-службы Севмаша, ВМС США и Александра ГРИШИНА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей