«Оренбургский пуховый платок»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/01-.jpg

Судьбы кораблей

Так ласково и шутливо в своё время называли АПЛ К-411 подводники заполярной военно-морской базы, к которой она была приписана. У этой АПЛ проекта 667А, построенной на Севмаше, интересная судьба. Перелистаем несколько страниц её истории.

Заложили лодку в мае 1968 года, спустили на воду в январе 1970-го, приёмный акт подписали в августе того же года (ответственный сдатчик — Н. И. Кузнецов, сдаточный механик — Д. Г. Пашаев). Уводил корабль в Заполярье капитан первого ранга С. Е. Соболевский.

Напомню, 1970 год был знаменательным для нашей страны: советский народ отмечал 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Севмаш в тот год сдал Военно-морскому флоту шесть подводных лодок проекта 667А, первой из которых и был «Оренбург». Этот рекорд по сдаче атомных подводных лодок за год Севмаш не перекрыл. В августе К-411 была уже в Заполярье.

Ровно через год АПЛ К-411 (командир — капитан первого ранга С. Е. Соболевский, старший на борту — контр-адмирал Г. Л. Неволин), впервые оснащённая специальной опытовой аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достигла района Северного полюса, за что экипаж лодки был награждён вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Впоследствии в послужном списке экипажа «Оренбурга» были и другие достижения, отмеченные флотским руководством.

На «Звёздочку», для обновления

В 1983 году АПЛ «Оренбург» пришла на «Звёздочку» для переоборудования. Сдаточным подразделением определили цех 15, которым тогда руководил В. Н. Терёхин. Ответственным сдатчиком заказа назначили Е. Н. Диордицу, сдаточным механиком — П. Н. Глаза, одного из лучших «врачевателей» подводных лодок с атомными сердцами.

«Оренбург» попал для переоборудования в хорошее для «Звёздочки» время. Завод был в расцвете своих производственных возможностей, сдавая до пяти заказов в год, как это было в 1981-м. Подразделение находилось в авангарде таких начинаний в судостроительной промышленности, как переход на хозрасчёт, внедрение бригадного планирования, соревнование по технологическим цепочкам. А как много значили мероприятия, закопёрщиками которых были партком, профком и комитет ВЛКСМ цеха! К примеру, проводы сдаточных команд на ходовые испытания заказов. Всё это происходило под звуки духового оркестра, который был организован из энтузиастов — музыкантов цеха. После возвращения с ходовых испытаний сдаточную команду приглашали в красный уголок, где отличившимся вручали почётные грамоты, а тем, кто впервые выходил в море, — грамоты Нептуна, вручались и знаки «За дальний поход». Всё это завершалось чаепитием с пирогами. Только вот переоборудование заказа, перешагнув вторую половину 1980-х годов, стало замедляться. Пришли окаянные времена: «Звёздочка», как и многие предприятия нашей отрасли, стала испытывать большие финансовые затруднения. Но завод всё делал для того, чтобы заказ переоборудовать.

Это ли не трудовой патриотизм!

Ответственный сдатчик Диордица изыскивал разные возможности, чтобы не терять ритм продвижения работ. В этом плане он активно использовал заводскую газету «Трудовая вахта» (ею тогда руководил автор этих строк. — Прим. ред.). И что интересно, в оперативных информациях для газеты Диордица старался показывать не те звенья, бригады, участки, которые срывают сроки сдачи построечных документов, а те, которые, несмотря на трудности, с заданиями справляются. Это было не чем иным, как моральной поддержкой людей.

Как тут не вспомнить легендарную бригаду слесарей-монтажников цеха 15 П. Е. Кочетова, орденоносца, заслуженного машиностроителя РФ. На заказе коллектив занимался закрытием документов по системам ВВД, ЛОХ и другим. Люди работали, не считаясь со временем, параллельно выполняя операции по спецустройствам. Мало того, они оказывали помощь цеху 10, который вёл ремонт АПЛ К-407. Ту лодку надо было перевести из док-камеры в другой объект. Так вот, семь членов бригады Кочетова взялись выполнять эти работы в выходные дни. Разве это не назовёшь трудовым патриотизмом! Вспомним с благодарностью имена этих корабелов: В. П. Прилуцкий, В. П. Верещагин, А. М. Захаров, А. П. Ларин, Н. В. Рашев, В. Е. Аверин и Ю. С. Мальмин. По-ударному трудились на заказе бригады слесарей-монтажников В. А Рыжакова, В. А. Олюкова, сборщиков В. А. Грачева, полного кавалера орденов Трудовой Славы (цех 15), слесарей-монтажников П. Д. Спешева, А. А Кононова (цех 16), судовых столяров Н. А. Савосты, В. В. Прищепова (цех 41), маляров В. В. Михеева (цех 45).

Несмотря на трудности, «Звёздочка» с переоборудованием АПЛ «Оренбург» справилась. Заказ передавался флоту в конце 1990 года, тогда цехом 15 руководил новый начальник — Н. Г. Маньков. Переоборудованию заказа была дана высокая оценка, «Оренбург» уходил в Заполярье уже с новым предназначением. Вот как о нём говорилось в сентябрьском номере военно-морского журнала «Морской сборник» (2001 год): «Десять лет назад АПЛ «Оренбург» сдана ВМФ после переоборудования: у субмарины было осуществлено увеличение автономного плавания, а для экипажа созданы более комфортные условия. Сегодня подлодка успешно выполняет научно-исследовательские работы по изучению Мирового океана, физических полей Земли».

За обновление АПЛ К-411 группа заводчан была удостоена государственных наград. Ответственному сдатчику заказа Е. Н. Диордице вручили орден Дружбы народов. АПЛ «Оренбург», как и другие корабли проекта 667А, впоследствии была выведена из состава ВМФ и утилизирована. В музее предприятия оформлен стенд, посвящённый её истории и корабелам, давшим лодке второе дыхание.

Фото из архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей