Судьбы кораблей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/foto-Vitaliy-Vashutkin-.jpg

«Архангельск» — пахарь северных морей

27 октября в порт столицы Поморья прибыл рыболовный траулер «Архангельск», чтобы в свой двадцатилетний юбилей спуска на воду порадовать архангелогородцев и жителей региона дарами Баренцева и Норвежского морей, где судно все эти годы промышляет. Сделаем небольшой экскурс в начало морской биографии этого среднего морозильного траулера, построенного на «Звёздочке».

Напомним, в начале 90-х годов прошлого века остро встал вопрос обновления рыболовного флота Архангельской области. Из 69 средних и больших траулеров, имевшихся в то время, 36 находились за пределами нормативного срока службы. К 2000 году должны были списать 60% этих судов. Руководство региона решило исправить положение, и администрация региона в 1995 году разработала программу «Возрождение рыболовного флота Архангельской области».

Реализация программы должна была обеспечить оснащение рыболовецких организаций современными судами, оснащёнными передовым добывающим и перерабатывающим оборудованием, а также улучшение качества и расширение ассортимента рыбной продукции в регионе. Для выполнения этой задачи было создано ЗАО «Грумант Флот», учредителями которого выступили администрация Архангельской области, предприятие «Звёздочка», Архангельская база тралового флота, АМПО «Архрыбколхозобъединение», ЗАО «Сфен», АО «Комсерв Фиш», ЗАО «Флотархангельскрыбпром». Были проанализированы проекты всех действующих судов, а также потенциальные проекты, которые в то время предлагали проектные организации. В итоге разработка проекта была возложена на ЦКБ «Шхуна» (г. Киев), предпочтение было отдано проекту морозильного траулера 50010 ЦКБ «Шхуна». Траулеры этого проекта предназначены для промысла рыбы на мороженую продукцию в широком ассортименте в соответствии с европейскими и мировыми стандартами: филе, разделка рыбы, измельчённые отходы от её разделки. Основные районы их эксплуатации — Северная Атлантика, Баренцево и Норвежское моря.

Решение о строительстве судов на предприятии «Звёздочка» было поддержано администрацией области и руководством Госкомитета РФ по рыболовству. На «Звёздочке» для строительства рыболовных траулеров проекта 50010 наметили цех 10, который тогда возглавлял Сергей Суетин, кавалер ордена Трудовой Славы III степени, заслуженный машиностроитель РФ. Для этих целей было организовано специализированное производство, где одновременно могли строить 3—4 судна. Первый траулер — «Ягры» — был заложен здесь в феврале 1998 года, а в ноябре следующего его передали заказчику.

А теперь «перекинем трап» на траулер «Архангельск». Его заложили 7 декабря 1998 года на стапелях цеха 10 (ответственный сдатчик — Н. Г. Ильичев, сдаточные механики — Г. В. Войнов, кавалер ордена Трудовой Славы III степени, и В. И. Шахов). Постройка траулера должна была завершиться в октябре 2001-го. Не будем вдаваться в подробности строительства судна. Всё, что было запланировано, «Звёздочка» выполнила. 18 октября 2006 года судно вывели из цеха 10. По этому поводу здесь состоялась церемония, где выступили генеральный директор «Звёздочки» Николай Калистратов, губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов — под его личную гарантию была открыта кредитная норвежская линия, благодаря которой было профинансировано строительство траулеров «Ягры» и «Архангельск». Выступил и генеральный директор ЗАО «Грумант Флот» Александр Антипин, выразивший благодарность заводчанам за новое судно.

После спуска на воду траулер отбуксировали в Норвегию на верфь «Квернер Кимек», что в Киркенесе, для завершения оснащения. На судне установили главный двигатель и рыбообрабатывающий комплекс. Командированные туда заводские специалисты проверили и ввели в строй всю технику судна, устранили выявленные при испытании неполадки и малыми силами выполнили огромный объём работ, чтобы выдержать сроки контракта. Как само судно, проект и качество постройки, так и работу специалистов высоко оценили норвежские коллеги. Во время ходовых испытаний всё оборудование и системы, установленные специалистами «Звёздочки», работали отлично. Судно показало великолепные ходовые и мореходные качества.

8 ноября 2001 года в музее «Звёздочки» состоялось подписание приёмного акта о передаче морозильного траулера «Архангельск» заказчику — ОАО «Грумант Флот». Траулеру была дана высокая оценка.

Начиная с мая 2002 года «Архангельск» основательно занялся рыбным промыслом, ежегодно показывая неплохие результаты. К примеру, в навигацию уходящего года он каждый рейс доставлял в Архангельск 180—190 тонн рыбы.

Всего «Звёздочкой» построено три рыболовных траулера, последний — «Койда-2». И все они, как принято говорить у моряков и рыбаков, уверенно держатся на плаву. В заводском музее «Звёздочки» оформлены фотостенды, посвящённые этим судам, выставлены модели, выпущен заводскими журналистами сборник под названием «Ягры», «Архангельск», «Койда-2». Траулеры Поморья». Так корабелы «Звёздочки» берегут память о кораблях и судах, отремонтированных или построенных ими.

Фото Виталия ВАШУТКИНА и ЦС «Звёздочка»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей