Лучшие в регионе

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/11/5-1-1.jpg

Елена Яркова, директор школы № 19, — о важном звене в инклюзивном образовании

В октябре ягринская школа стала лауреатом VIII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России — 2021», в котором принимали участие образовательные учреждения из 63 регионов страны, реализующие адаптированные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии особенных детей.

О работе по подготовке к конкурсу, программах и особых детях мы попросили рассказать Елену Яркову, директора школы № 19.

— Елена Валентиновна, расскажите о конкурсе, какие задачи выполнялись?

— Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России — 2021» проводился в два этапа. В марте 2021 года мы приняли участие в региональном конкурсе лучших инклюзивных практик и стали победителями. Министерство образования Архангельской области рекомендовало представить опыт реализации инклюзивного образования в нашей школе на всероссийском конкурсе.

На конкурс были представлены анкета, презентация и видеоролик о школе, в которых рассказывается о возможностях и опыте работы школы по обучению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Видеоролик был подготовлен выпускниками 2021 года. В этом классе шесть человек окончили школу с золотыми медалями. На конкурсе мы представляли модель инклюзивного образования «Школа равных возможностей», реализуемую в нашей образовательной организации.

— Что мы понимаем под школой равных возможностей?

— В нашей школе обучается около 15% детей с ОВЗ и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид». Часть из них учится в общеобразовательных классах, а школа старается создать необходимые благоприятные условия для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями. В этом и заключается сущность инклюзивного образования.

Совместное обучение предполагает разные варианты. Есть дети, которые обучаются в отдельных классах по адаптированной программе в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Это слабовидящие обучающиеся, дети с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Тема очень деликатная, но мы работаем в этом направлении, потому что для нас все дети равны. Каждый ребёнок учится вместе со всеми, играет вместе со всеми, имеет равные возможности для учебы, для участия в жизни школы, а наша задача — обеспечить ему необходимую поддержку для всего этого.

— Как удалось стать лучшей инклюзивной школой в регионе?

— В школе накоплен большой опыт по обучению и сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перед нами стоит задача — помочь ребятам совместно со сверстниками получить не только качественное образование, но и социализироваться. Большие возможности для этого дают внеурочная деятельность и дополнительное образование. Обучающиеся с интересом занимаются в театре-студии «Сюрприз», в краеведческом объединении «Истоки», в «Творческой лаборатории», плавают, осваивают новые виды спорта для людей с нарушением зрения «Голбол» и «Шоудаун». Наши второклассники, дети с нарушениями речи, погружаются в мир искусства на программе «Здравствуй, музей!», которая реализуется совместно с Государственным Русским музеем.

Мы понимаем, что ценность ребёнка не зависит от его способностей и достижений, каждый способен чувствовать и думать. Наиболее важным звеном в инклюзивном образовании является педагог. Педагог «школы для всех» принимает любого ребёнка с его особенностями и образовательными потребностями, владеет инклюзивными технологиями, постоянно находится в поиске новых методов и приёмов. Мы ищем активные пути взаимодействия с социальными партнёрами с целью расширения возможностей развития и воспитания обучающихся в вопросах сопровождения детей, сохранения и укрепления их здоровья, профориентации.

Являясь ресурсным центром инклюзивного образования, мы активно делимся опытом работы по данному направлению на различных уровнях, организуем мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья из разных образовательных организаций города.

В нашей школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений и помогают им в этом.

— С чего всё начиналось?

— В 2001 году перед нами встала задача — выбрать направление для развития школы. Коллектив решил, что необходимо работать над сохранением и укреплением здоровья обучающихся. Сформировалась команда единомышленников. Была создана программа «Я счастлив и здоров», которую реализовывали в воспитательной деятельности на всех уровнях образования: начальная школа, основная и старшая школа.

Именно тогда было решено открыть класс для слабовидящих обучающихся, тем более что опыт работы с этой категорией детей уже был (ежегодно начиная с 1984-го в летний период на базе школы работает лагерь для детей с патологией органов зрения).

Почему начали со зрения? Потому что, по статистике, больше нагрузки во время образовательного процесса падает на зрение, а сейчас ещё и гаджеты здоровья не прибавляют. Со временем открылись классы для детей с задержкой психического развития, а затем и с тяжёлыми нарушениями речи. Сопровождение обучающихся осуществляют специалисты школьного психолого-педагогического консилиума (учителя-логопеды, педагог-психолог). Проводятся занятия по коррекции остроты зрения.

Важно понимать, что мы не занимаемся лечением, не подменяем функции медицинских учреждений. Наша задача — профилактика нарушений зрения у обучающихся.

— Преподаватели имеют дополнительное специальное образование?

— Да, совершенно верно. Наши педагоги проходят курсовую подготовку и профессиональную переподготовку по вопросам инклюзивного образования. На сегодняшний день более 75% учителей прошли обучение по данному направлению.

— По какой программе создана инфраструктура школы?

— Образовательная среда школы развивается благодаря программе «Доступная среда», закуплено новое оборудование. Много внимания уделяется оборудованию кабинетов с учётом потребностей обучающихся. Ведь в школе обучаются дети разных категорий.

Сегодня школа сильно изменилась — каждый кабинет оснащён компьютерной и мультимедийной техникой. Мы одна из первых школ в городе, которая подключила все кабинеты к беспроводному Интернету. Установлены системы безопасности и внутреннее наблюдение в кабинетах и коридорах. В рамках реализации программы Архангельской области по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Ты не один!» приобретено оборудование для организации доступных зон отдыха и психологической разгрузки для детей с ОВЗ.

Надо отметить, что наша образовательная организация постоянно меняется. Отремонтированы большой и малый спортивные залы, актовый зал. На пришкольной территории функционируют универсальная спортивная и тренажёрная площадки. Благодаря победе в муниципальном конкурсе по благоустройству территорий образовательных организаций в этом году появилась игровая площадка, адаптированная для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. С интересом на площадке занимаются ребята из групп продлённого дня, а в вечернее время и в выходные дни жители микрорайона приходят на эту площадку с маленькими детьми. Мы не стоим на месте, постоянно в поиске новых направлений работы. Буквально три года назад появилась новая идея — создать на уровне среднего образования инженерные классы.

— Идея нашла воплощение?

— Потребность экономики в инженерных кадрах очевидна. Более того, мы ориентируемся на образовательные потребности обучающихся и их родителей, большая часть которых являются работниками градообразующих предприятий и видят перспективы получения детьми технического образования. Поэтому второй год школа открывает профильные инженерные классы, где ребята на углублённом уровне изучают такие предметы, как математика, физика и информатика. Часть образовательной программы реализуется в сетевой форме за счёт использования ресурсов сторонних организаций.

Так, благодаря нашим давним шефам и партнёрам — Центру судостроения «Звёздочка» — мы реализуем для старшеклассников курс, который называется «Инженерная графика». Он проходит в центре профориентации предприятия. Там наши ребята учатся работать в программе «Компас 3D». Говоря простым языком, они учатся создавать объёмные чертежи на современном уровне — в компьютерной программе. Но нужно отметить, что линейкой и карандашом они тоже хорошо владеют, так как в восьмом классе изучают черчение как классический учебный предмет.

Знание современных профессиональных программ, безусловно, плюс для старшеклассника. К примеру, при поиске подработки летом. Когда в резюме есть строчка: владею программой «Компас 3D», подтвёржденная сертификатом центра профориентации ЦС «Звёздочка», это преимущество. Поэтому мы должны выразить огромную благодарность предприятию за такую поддержку. Кроме того, в рамках курса старшеклассники участвуют в конкурсах с материальным поощрением. Это стимулирует учиться и овладевать новыми навыками.

«Северный кванториум» — тоже наш партнёр. Там ребята занимаются робототехникой и знакомятся с современными лабораторными методами исследования в химии и биологии.

Взаимодействие с предприятиями-партнёрами позволяет лучше готовить ребят к будущей профессиональной образовательной траектории, а также участию в профильных олимпиадах и конкурсах.

Так, в 2021 году ученик инженерного класса Дмитрий Фомин, стал призёром Всероссийской олимпиады школьников группы компаний «Россети», а его одноклассник Ярослав Кожевников — призёром Международного конкурса по применению ИКТ в естественных науках, технологиях и математике, организованного Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом.

— Как изменились дети за последние десять лет?

— Современные дети растут совершенно в другом, более насыщенном информационном поле, более ориентированы на современные технологии, у них появилось больше возможностей. Но в то же время они менее самостоятельны и часто испытывают проблемы в общении. Вот почему основной задачей воспитания школьников сегодня становится сохранение условий, в которых ребёнок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности.

Родители тоже изменились, но при этом мы всегда говорим, что родители должны быть друзьями школы: только вместе и только в содружестве мы получим прекрасный результат.

P. S. Наша редакция благодарит Елену Валентиновну Яркову за разговор и желает всему коллективу школы № 19 творческих успехов и новых побед.

Фото из архива школы № 19

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей