Сергей Попа: «Школа — это особый мир детства»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/10/f_WrFIWXSS4-.jpg

Директор Ягринской гимназии — о школе, пути педагога и главных качествах учителя

За плечами этого человека большой профессиональный и жизненный опыт. Он руководил не одной школой и не понаслышке знает сферу образования со всеми её радостями и трудностями. Сергей Григорьевич Попа по образованию учитель русского языка и литературы. Прошёл путь от учителя до начальника управления образования администрации Северодвинска. Как говорит сам Сергей Григорьевич, на этой должности он был 12 лет, четыре месяца и два дня. 20 октября 2021 года он возглавил Ягринскую гимназию, и с этого момента, по его словам, начался новый этап в его жизни.

Мы попросили Сергея Григорьевича дать нам интервью и рассказать о школе, пути педагога, главных достижениях и важных качествах учителя. Он встретил нас с улыбкой в своём новом кабинете, на столе — безупречный порядок: ручка, блокнот, стикеры, листы для заметок и канцелярские принадлежности.

— Этот красивый набор мне подарили на память заведующие детскими садами, — сказал директор гимназии.

— Сергей Григорьевич, 20 октября вы стали директором Ягринской гимназии. Как вам сегодня в новой должности?

— Да всё хорошо. Хочу сказать, что в школу меня привёз лично Игорь Васильевич Скубенко, чтобы познакомить с коллективом, и передал меня, если можно так выразиться, как ценный дар. Сегодня я могу сказать, что моё назначение — это не посидеть в кресле: впереди много работы, необходимо решить множество задач.

За небольшое время после моего назначения познакомился и поговорил с главным бухгалтером, обсудили важные моменты. Посетил библиотеку — она для меня в школе один из самых главных пунктов. Ещё один важный объект — бассейн, надо отметить, что на следующий год уже заложены средства на его обследование. Подал заявление в профсоюз, потому что всегда был членом этой организации. В ближайшее время обязательно изучу штатное расписание, посмотрю все должностные инструкции.

— В чём, на ваш взгляд, сегодня главная задача Ягринской гимназии?

— Вопрос совсем непростой. Это учреждение живёт уже 31 год. До меня здесь был один директор — Борис Григорьевич Космачёв. Гимназия — это сложившаяся жизнь — традиции, коллектив, здесь есть люди, работающие с открытия школы, это достижения, имя, которое есть у Ягринской гимназии, это показатели и медалисты. Поэтому на сегодня главной моей задачей является понимание и оценка того, что уже было и что есть по состоянию на сегодняшний день. А далее на основе системного анализа нужно предложить людям то, во что они поверят и за чем пойдут. У меня есть опыт и взгляд, это третья школа, которую я возглавляю.

Когда был директором новодвинской школы, много работал над темой уклада школьной жизни, и нам удалось наладить взаимодействие детского и взрослого коллектива. А это для школы очень важно, особенно сейчас, когда родители у нас несколько отстранены от школьной жизни. Сегодня такой момент, когда мы именно с родителями должны согласовывать очень многие вещи, всё обсуждать — любой вопрос, если он касается общей жизни.

Дальше надо посмотреть материальную базу, потому что есть огромное желание заняться инфраструктурой. К сожалению, здесь не очень устроен быт — на школьном дворе нет спортивной и игровой зоны, а как без этого? Все эти моменты будем обсуждать и с педагогическим коллективом, и с родителями.

Почему говорю про быт, потому что для школы это очень важно, школа — это второй дом для всех тех, кто здесь живёт. И она должна быть многофункциональной и эстетически привлекательной, чтобы в неё хотелось приходить, хотелось здесь преподавать и учиться. Очень хочется сделать большой дизайн-проект, когда закажем, будем искать финансовые возможности. А возможности есть, сейчас на капитальный ремонт школ выделяются федеральные средства, а это значит, что часть высвобожденных муниципальных средств может распределяться среди тех учреждений, которые под капитальный ремонт не попадают. Конечно, это будет не завтра, на это уйдёт несколько лет. К примеру, на 2022-й заложены средства на обследование бассейна и на проект по модернизации системы электроснабжения.

Есть планы по учебной и воспитательной работе, это основа всего. Вы же знаете, что ещё Лев Толстой в своей крестьянской избе собирал детей и занимался их образованием, которое было направлено на воспитание нравственности.

У меня есть красная книжечка, в которую я записываю мысли и идеи по поводу развития и работы, люблю, чтобы во всём был порядок. Вот за три дня создал себе красивое рабочее место. Меня учили ещё советские директора, что рабочее место должно быть опрятным и содержаться в порядке.

Все мои мысли на бумаге — веду дневники и всё записываю. Есть и ежедневники для работы, таких за двенадцать лет было 32.

— Как вас ребята в школе встретили, познакомились уже?

— C ребятами специально ещё не встречался, мы только видимся и здороваемся. Они с любопытством на меня смотрят. Вчера вот встретил в библиотеке мальчика, который делал там домашнее задание, с ним познакомился, похвалил. В первую очередь хочу поближе познакомиться со старшеклассниками.

Знаете, в первый день моей работы здесь я возвращался домой и встретил на улице маму с двумя детьми. И один из мальчишек поздоровался со мной, а потом маме сказал: «Мама, это наш новый директор!» Школа большая, и путь знакомства не будет быстрым.

— Как вас принял педагогический коллектив?

— Первая встреча состоялась, никакого дискомфорта не было. Главное — быть искренним и честным с ними, и всё сложится.

— Сейчас ваш масштаб работы и задачи поменялись. Как перестроились?

— Вы знаете, сейчас мой телефон уже третий день не звонит беспрестанно.

— Это хорошо?

— Это очень хорошо. Если вы про ощущение ненужности, такого чувства нет. Это ведь всё гордыня, но я ею не страдаю. У меня никогда не было превосходства над людьми или поглядывания на них сверху, так что всё хорошо.

Конечно, раньше было огромное пространство, задач было много и масштаб другой. Сейчас это изменилось и ограничилось рамками одной школы, но я был готов к тому, что начнётся совсем другой этап жизни. Он будет нацелен на решение других задач, они не будут такими масштабными, но они будут и не менее значимыми для людей, которые связаны с этим учреждением.

— Как вы относитесь к такому понятию, как преемственность?

— Здесь всё зависит от ситуации. Каждый начальник управления или отдела администрации — это член большой команды. Вектор задаётся всегда сверху. Другое дело, что когда я пришёл, образование существовало как некий придаток, на который никто не обращал внимание. Нам тогда пришлось много поработать, чтобы сломать этот стереотип. Мы сумели обратить внимание всех на то, что есть огромная отрасль, которая называется «образование», и она бедствует.

Елена Комарова, которая сменила меня на посту, не первый день в образовании, она профессионал и знает своё дело. Она очень активна, со своим взглядом и опытом, поэтому уверен, что всё получится.

— Какие пять главных задач были решены за период вашего руководства?

— Давайте вспомним 2009 год. 17 июня я был назначен начальником управления образования. И тогда мы все попали в проект модернизации школьного питания. К этому моменту в 30 школах города всё, что успели сделать, — это сломать пищеблоки и ничего не построить взамен. А задача была поставлена — 1 сентября начать кормить детей. Мы эту задачу решили. Сегодня дети питаются в комфортных условиях, они сидят в хороших залах, их обслуживают люди, одетые в красивую форму, они едят из красивой посуды. Вот это, наверное, первая из задач.

Вторая — прогимназия № 1, которая долго была в забвении и находилась в длительном ремонте. В 2010 году подрядчик, а тогда это был Спецстрой России, посчитал смету по ремонту здания, и она оказалась в два раза больше, чем было у нас.

Решали вопрос и с финансовым управлением, и с мэром, но всё-таки решили начать ремонт. И вот 1 сентября школа начала жить своей жизнью. Было много трудностей, но это был единый порыв у всех — во что бы то ни стало сделать. Тогда ведь и первый директор Дмитрий Александровчи Горяшин совершил свой маленький подвиг и много сделал для того, чтобы школа вернулась к жизни.

Третья задача — Морская кадетская школа, это тоже 2010 год. Поступило предложение об открытии такой школы. Был конец мая, а с 1 сентября — хотим школу. В последний учебный день на родительском собрании рассказали родителям о нашей затее, и все согласились. Сегодня это совершенно уникальное учреждение. Оно сложилось.

Ещё один уникальный объект — это «Кванториум». И здесь нужно отдать должное Игорю Васильевичу Скубенко, который сказал: «Надо!» Мы пять раз только заявку отправляли, с депутатами согласовывали. И вот когда это всё случилось и мы увидели, что получилось, мы были по-настоящему рады. Там ведь абсолютно уникальное современное оборудование, мы его получили за счёт субъекта Федерации, а город вложил средства в ремонтные работы. Там работают удивительные профессионалы, которые являются для детей помощниками и наставниками. Надо только видеть восхищённые глаза детей и их увлечённость!

А пятая задача — это наша муниципальная программа развития образования. Она очень грамотная и сбалансированная, благодаря ей за последние годы расцвели учреждения образования. В программу заложены все разделы, и она позволяет планировать работу. Этой программой можно по праву гордиться.

— Вы прошли путь от учителя до начальника управления образования. Такой опыт важен?

— Конечно, этот опыт важен, и в первую очередь для того человека, который идёт по этой лестнице вверх. Я начинал с простого учителя в посёлке Шойна после института, там же пришлось быть и заместителем. Потом возглавлял несколько школ. Поэтому, когда я пришёл на должность начальника, у меня уже было достаточно управленческих навыков. Профессиональные ступени обязательно нужно пройти.

— Какие качества кроме профессиональных нужны людям, которые служат сфере образования?

— Знаете, есть такая фраза — времена не выбирают, в них живут и умирают. Все говорят: время изменилось, мы другие. Но во все времена великая фраза Сухомлинского «Сердце отдаю детям» актуальна. Любой, кто приходит в школу, должен понимать, что это не работа и не станок, который включил, выключил и ушёл. Надо научиться любить детей, свою школу, свой предмет, без этого никак и никуда. Есть и дети непростые, но если говорить честно, то нет трудных детей, есть трудные взрослые. Учитель не может воевать с учениками, а ученики — с учителями. Поэтому главное качество — это любовь. Школа — это особый мир детства, и его нужно любить и принимать.

— Вы учитель русского языка и литературы. Назовите ваших любимых писателя, поэта, а также произведение и сказку.

— Любимый поэт — М. Ю. Лермонтов, любимое стихотворение — «Я не люблю фатального исхода» В. С. Высоцкого. Любимый писатель — Аркадий Гайдар, любимое произведение — «Хижина дяди Тома». Любимая басня — «Ворона и лисица», а любимая сказка — «Маленький принц».

— Почему у нас в школах мало учителей-мужчин?

— Их не просто мало, их практически нет. Думаю, что это упущение государства в отношении учительства. Мужчина по природе добытчик, а школа — это не самые большие зарплаты.

— Если бы у вас был карт-бланш и вы имели бы возможность изменить свою профессию, кем бы вы стали?

— Я хотел быть химиком. Но жизненные обстоятельства не дали мне уехать в Ленинград, чтобы поступить на химический факультет. И я поступил в педагогический институт, а после первого курса поехал в лагерь, и вот там я понял, что мой жизненный и профессиональный путь — это образование. Я понял, что я хочу работать с детьми. И даже если бы мне предложили сейчас что-то изменить, я бы не стал — ни за что и никогда.

Фото Константина МЕРКУРЬЕВА и из личного архива Сергея ПОПЫ

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей