Визуальная эстетика и строгие правила

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/10/UtWipTIGE94-.jpg

У Северодвинска появится свой дизайн-код

Огромные вывески, обилие наружной рекламы, несанкционированные пристройки и закрытые витрины — всё это визуальная загрязнённость городской среды. Проблема назрела давно, и сейчас пришло время менять художественный образ уличного пространства.

Визуальный мусор

Список так называемой визуальной грязи можно продолжить: перегруженность информационными сообщениями, хаотичность размеров и расположения вывесок, слишком яркие, кричащие цвета. Уже многие пришли к выводу, что всё это «калечит» архитектурный облик зданий и ведёт к затруднению навигации в городском пространстве.

В Северодвинске на официальном уровне об этом заговорили в 2018 году. Тогда озвучили термин «визуальный мусор». Пришло понимание, что городу нужно возвращать привлекательный облик и создавать индивидуальный дизайн-код. Также в 2018 году появилось и поручение губернатора Архангельской области о том, чтобы города Поморья создали свои индивидуальные дизайн-коды.

Дизайн-код — свод правил и рекомендаций, который в первую очередь затрагивает вывески и рекламу, зачастую портящую фасады исторических зданий центральных улиц городов. То есть, по сути, это нормативный документ, который будет способствовать формированию культуры бережного отношения к архитектуре и задавать вектор для объектов нового строительства ещё на стадии разработки проекта. По сей день правилами благоустройства территорий МО «Северодвинск» предусмотрена лишь площадь вывески и допустимое место её размещения на фасаде здания.

По опыту других

Данная тема до последнего десятилетия в нашей стране оставалась в тени. Но в 2013 году для Москвы разработали проект «Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (в части размещения информационных конструкций)», названный дизайн-кодом. В 2016 году на всероссийском форуме «Городское развитие и совершенствование качества городской среды» в своём выступлении премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил: «Важно изучить отдельные проекты, нужно обобщить полученный опыт, чтобы в дальнейшем, конечно, тиражировать его по всей стране». Премьер подчеркнул, что это не означает переход на стандартные проекты, однако тиражирование опыта может позволить сделать работу по благоустройству и развитию городской среды во всей стране более системной и комплексной. «Одна из ключевых задач — разработать современные стандарты развития городов различных типов. Как это обычно называют, создать дизайн-код каждого города: набор параметров, характеристик, которые сделают конкретный населённый пункт комфортным», — продолжил Дмитрий Медведев.

Первым в области, кто разработал свой дизайн-код, стал Котлас. В 2018 году разработчики выборочно исследовали проблемы внешнего вида фасадов зданий и сооружений на центральных улицах города и предложили их решение в формате «как есть» и «как может стать». В 2020 году в Архангельске также появился свой дизайн-код, который в качестве пилотного проекта показывает применение общих правил по размещению и оформлению информационных конструкций (вывесок и рекламы) на фасадах зданий на примере каждого строения на проспекте Чумбарова-Лучинского. По словам начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Северодвинска Ирины Виноградовой, дизайн-код Архангельска — это та проектная модель, которую хочется реализовать и для города Северодвинска.

— Управлением градостроительства и земельных отношений администрации Северодвинска (далее по тексту — УГиЗО) был изучен опыт других городов — как российских, так и зарубежных, осуществлён аналитический обзор состояния проблемного вопроса на улицах нашего города и проведено анкетирование на официальном сайте администрации Северодвинска и в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Дизайн-код Северодвинск». На основании результатов анкетирования был сделан вывод, что население неравнодушно к вопросам визуальной загрязнённости общественной среды, а опыт других городов дал понимание, в каком направлении стоит двигаться, — рассказала Ирина Виноградова.

Дизайн-код

Дизайн-код города Северодвинска будет реализован на примере детальной проработки каждого дома по чётной и нечётной стороне улиц Ломоносова, Советской, Карла Маркса и проспектов Ленина (историческая застройка), Труда и Морского. Выбранные улицы являются центральными для города, так как основной поток населения и туристов двигается по ним, и, как следствие, именно такие улицы перенасыщены информационными сообщениями. При этом общие правила будут распространяться на всю территорию Северодвинска.

УГиЗО подготовило техническое задание на разработку свода правил и рекомендаций для формирования стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды «Дизайн-код города Северодвинска». В первую очередь планируется установить правила размещения (габаритные размеры, допустимые типы конструкций, местоположение на фасаде) всех видов информационных конструкций (вывесок, сопутствующих вывесок, например вывесок-указателей, рекламных конструкций) на всех типах зданий и сооружений (жилое, нежилое, жилое со встроенными помещениями). Не исключено, что в городе появятся зоны с различными правилами: например, зона строгой регламентации коснётся исторической застройки, а в районе определённой площади могут быть уже иные правила, позволяющие объединить пространство общим стилем на пересечении улиц с разными правилами.

— Кроме того, рассматривается вопрос о включении в разработку требований к проведению работ по окраске фасадов. В настоящее время «винегрет» на фасадах от закраски граффити и иной фрагментной окраски не в тон существующего цвета фасада — не менее проблемный вопрос, — отметила Ирина Виноградова.

Правила будут наглядно показывать, «что такое хорошо и что такое плохо», на примере проработанных фасадов, ориентированных на выбранные улицы.

Изначально планировалось включить в разработку документа и фирменный стиль города, обоснованный историей и особенностями городской среды (например, корабельная тематика, этнические особенностей Севера, особенности климата и природы), но такая задача, по словам специалистов, требует отдельной полномасштабной проработки и является дорогостоящей. Поэтому остановились на главной задаче — исключить визуальную загрязненность.

— На основании составленного технического задания УГиЗО были запрошены коммерческие предложения у потенциальных разработчиков, таких как ООО «Студия Артемия Лебедева», ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», Олег Афонин — создатель интернет-площадки для обсуждения дизайн-кода и способов улучшения городской среды Северодвинска в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Дизайн-код Северодвинск», — рассказала Ирина Виноградова.

А как сейчас?

На сегодняшний день и до вступления в действие дизайн-кода города Северодвинска администрация Северодвинска руководствуется действующими правилами благоустройства. Такие правила в общих чертах предписывают, «как должно быть», но «как именно это осуществить» — не оговорено.

— На фоне общего хаоса возникают ситуации, когда информационные конструкции размещают без согласования с администрацией Северодвинска. Однако такие незаконные вмешательства выявляются при проведении контрольных мероприятий, — отметили в отделе архитектуры и градостроительства.

О странных, необычных и уж тем более незаконных вмешательствах мы поговорили с дизайнером, общественником и участником рабочей группы по созданию дизайн-кода Северодвинска Олегом Афониным.

— Интересуюсь дизайн-кодом с 2012 года. Создал группу в соцсети «ВКонтакте», где в первую очередь говорю о незнании законов о рекламе и правилах благоустройства нашего города. Часто делаю фотомонтаж — как сейчас есть и как может быть. Очень много людей откликается на эту тему.

Я считаю, что самое важное — это витрины. С вывесками ещё можно как-то разобраться и дать предпринимателям год-два для переходного периода, чтобы привести вывески и рекламу в единую стилистическую форму. Но витрины — их изначально заклеивают. А впоследствии их открыть очень сложно технически. А ведь наличие у магазина витрины на самом деле является большой удачей! С помощью витрины можно показать интерьер помещения, рассказать об ассортименте товаров, сообщить о скидках, акциях, предложениях. При этом предпринимателям не нужны никакие разрешительные документы на оформление. Открытые витрины могут увеличить оборот магазина до 10—15%. Помимо того что витрина выполняет рекламную роль, это ещё один из немногих видов рекламы, которая не раздражает. Грамотно оформив витрину, можно отказаться от вывески — довольно дорогого удовольствия, кстати. А теперь представьте, что человек сознательно заколачивает окна в своём доме для того, чтобы подсветить их снаружи. Звучит, как анекдот, если бы так не было на самом деле, — поделился Олег Афонин.

По словам специалиста, витрины очень важны для нашего города, так как, открытые, они могут стать дополнительным источником света для тёмных зимних улиц.

Ещё один момент, отмечает Олег Афонин, существует заблуждение, что если больше и жирнее шрифт, то он будет привлекать внимание, лучше читаться и будет виден с большого расстояния. Но это не так.

— Дело в том, что человеческий глаз читает не только буквы и расстояния между ними, но и то, что вокруг них, — фон, цвет, тени, лепнину, балконы, архитектурные элементы, блики, деревья и даже грязь на окнах. Всё, что нагромождено рядом с вашей вывеской, мешает её правильному восприятию! Именно поэтому так важно не только выбрать правильный шрифт, но и уметь с ним работать, — рассказал Олег Афонин.

Отдельный вид вандализма — это, конечно, пристройка к зданию, считает дизайнер. Мало того что это выглядит некрасиво, так ещё чаще всего пристраивают конструкции незаконно. Яркий пример — бывший кинотеатр «Спутник» на Яграх. В прошлом году к центральному крыльцу было пристроено дополнительное торговое помещение. Как оказалось впоследствии — незаконно. В этом году строение разобрали.

Ещё одна больная тема — остановки. Автобусные павильоны, по мнению Олега Афонина, также должны регламентироваться дизайн-кодом.

— На некоторых автобусных остановках у нас установлены торговые павильоны, закусочные или другие магазины. По идее, они там не должны располагаться. Автобусные павильоны должны быть прозрачными, стеклянными, чтобы не переграждать архитектуру, — рассказал дизайнер.

Здесь также есть пример. Остановка у городской больницы № 1. Павильоны, установленные там, перекрывают красивую архитектуру здания.

— У нас же город как построен: по улице Гагарина едешь — упираешься в горбольницу, по улице Орджоникидзе — упираешься в драмтеатр. По Морскому проспекту двигаемся — упираемся в стелу и так далее. То есть это же не просто так. Люди думали, когда строили, — отметил Олег Афонин.

В неграмотном маркетинге предприниматели допускают ещё много других ошибок. Поэтому дизайн-код необходим. И к нему, считает Олег Афонин, нужно относиться как к технической документации.

Официально

В настоящее время УГиЗО направлено предложение на выделение средств местного бюджета. В случае принятия положительного решения муниципальная закупка на осуществление проектных работ будет проведена в начале 2022 года. В отношении информационных конструкций, которые размещены законным путём, при внедрении дизайн-кода в обязательном порядке будет учтено установление переходного периода, необходимого для приведения регулируемых объектов в соответствие требованиям нового нормативного документа.

Марина ХОХЛОВА
Фотомонтаж Олега АФОНИНА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей