Два рекорда «Звёздочки»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/10/4316-.jpg

Партия сказала, и завод ответил: «Есть!»

Как известно, в 1973 году вышло специальное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, обязывающее машиностроительное предприятие «Звёздочка» в год ремонтировать и передавать ВМФ по четыре атомные подводные лодки. Такой задачи до этого не ставилось ни одному судоремонтному заводу Советского Союза.

Чтобы справиться с ней, предприятие начало преобразования. Вспомним наиболее важные из них. В 1974—1980 годах были построены цех гребных винтов, ставший крупнейшим в России поставщиком этих изделий для АПЛ и гражданских судов, первый пролёт цеха 15, являющийся и сегодня одним из крупнейших эллингов в России, цех ремонта электрооборудования (для СПО «Арктика»), цех ремонта систем электроники, блок инструментально-механического цеха. Естественно, всё это положительно сказалось на претворении в жизнь постановления партии и правительства, принятого в 1973 году. В 1981-м, ровно 40 лет назад, «Звёздочка» вышла на рубеж, определённый названным документом: предприятие отремонтировало и передало ВМФ пять атомных подводных лодок, одна из которых была внеплановой. Перечислим их: это АПЛ К-104, К-86, К-241, К-310 и К-385. О последней из них мы и расскажем.

Сдали заказ досрочно

АПЛ К-385 относится к проекту 667Б. Флотские острословы прозвали лодки этого проекта «букашками», несущими на своём борту 12 баллистических ракет. Они значительно отличались от предшественниц — АПЛ проекта 667А. К примеру, за счёт преимущества нового ракетного комплекса боевая эффективность корабля увеличилась в 2,5 раза. Комплекс Д-9 имел увеличенную более чем в три раза дальность стрельбы и повышенную точность. Высокая степень автоматизации позволяла сократить время предстоящей подготовки в 5—7 раз, а старт всего боекомплекта мог осуществиться в одном залпе. Вот какой сложности подлодку предстояло ремонтировать «Звёздочке».

Вернёмся к АПЛ К-385. Строил её Севмаш. Лодку заложили в октябре 1971 года, ровно полвека назад (ответственный сдатчик — Н. В. Кирейчев, сдаточный механик — Б. З. Каз). Спустили корабль на воду в июне 1973-го, окончательно передали флоту в конце декабря того же года. Уводил корабль в Заполярье капитан второго ранга Ю. А. Травкин. В феврале 1974 года К-385 включили в состав Северного флота. Начались боевые службы и боевые дежурства. До 1979 года ракетоносец находился в строю. Пришло время «поправить здоровье» от активной эксплуатации, и К-385 взяла курс на «Звёздочку».

К заводскому причалу пришвартовалась 18 сентября 1979 года. Ведущим подразделением для ремонта определили цех 15, ответственным сдатчиком назначили Игоря Константинова, сдаточным механиком — Игоря Суханова. И ремонт заказа начался. На одной из проверок по ходу продвижения работ на корабле директор предприятия Александр Зрячев сказал: «Постановление, принятое партией и правительством в 1973 году, надо неукоснительно выполнять. На сегодня ни один судоремонтный завод Советского Союза не получил такого задания, как наш: сдать четыре атомные подводные лодки за год. Доверие руководства страны надо оправдать. Используйте в работе всё новое, что мы имеем в своём арсенале, и не забывайте про боевитость соцсоревнования».

Слова Александра Фёдоровича были услышаны в трудовых коллективах. На заказе появились первые маяки трудового соперничества, среди которых были бригады А. Н. Калачникова, А. В. Тюряпина (цех 9), М. И. Исаева, К. А. Сеся, В. В. Аксёнова, В. А. Грачёва (цех 15), Г. П. Малкова (цех 16), Ю. К. Булова, П. А. Семко (цех 40). Н. А. Савосты (цех 41), В. В. Михеева (цех 45). И здесь «Звёздочка» поставила рекорд: вместо продолжительности ремонта, рассчитанного на 24 месяца, справилась с ним за 17! Завод доверие руководства страны оправдал, сдав заказ флоту досрочно. Приёмный акт сдачи АПЛ К-385 был подписан 22 февраля 1981 года, в канун Дня Вооруженных Сил СССР. Эта подводная лодка стала последним заказом для Игоря Константинова как ответственного сдатчика. А теперь о том, как он им стал и на какой участок производства перекинул служебный трап.

Из строителя кораблей — в экономисты

В первой половине 60-х годов прошлого века предприятие «Звёздочка» стало активно пополняться молодыми специалистами из многих высших учебных заведений страны. В 1964 году сюда по распределению прибыл выпускник теплотехнического факультета Киевского политехнического института Игорь Константинов. Новичка определили в 3-й отдел строителем. В те годы предприятие активно переходило на ремонт атомных подводных лодок, так что с первых месяцев работы Игорь с желанием окунулся в незнакомое для него производство, с интересом опускаясь в отсеки подводных лодок. Затем стал старшим строителем, а в 1972 году его поставили ответственным сдатчиком на АПЛ К-72 проекта 629А. Всего в его активе как ответственного сдатчика четыре АПЛ: К-72, К-207, К-32 и К-385. На каждой из них он выходил в море на ходовые испытания. И ни по одному разу.

В 1981 году Константинова назначили начальником отдела внешней кооперации. Умение быстро ориентироваться в напряжённой обстановке и способность взять на себя ответственность позволили ему обеспечить эффективную работу отдела. В 1986 году Игорю Георгиевичу доверили должность главного экономиста — начальника планово-экономического отдела. Несмотря на трудности того периода, Константинов много сил и энергии вложил в укрепление позиций предприятия на российском и мировом рынках. Сумел выполнить все задачи, поставленные руководством предприятия перед трудовым коллективом. Завод не только продолжал ремонтировать подводные лодки, но и занялся строительством СПБУ «Арктическая» для «Газпрома», сторожевых кораблей для морских пограничников, рыболовных траулеров, для архангельского флота, корпусов судов для Норвегии и Голландии. При Игоре Константинове «Звёздочка» ремонтировала первые ДЭПЛ по линии ВТС.

Экономическим отделом Игорь Константинов руководил почти четверть века, оставив заводу после себя надёжную смену. Со «Звёздочкой» он расстался в 2011 году. За трудовые успехи отмечен тремя государственными наградами. Ему присвоено звание «Почётный судостроитель». В трудовой книжке ветерана записаны многочисленные благодарности. 4 октября Игорю Константинову исполнилось 80 лет. С юбилеем, Игорь Георгиевич, Корабел с большой буквы!

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей