Семейная династия, переезд из другого региона и педагог-журналист

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/10/4258-.jpg

В честь Дня учителя мы рассказываем о северодвинских наставниках

Ежегодно 5 октября всех школьных наставников, педагогов и классных руководителей поздравляют с Днём учителя. В этот замечательный праздник редакция «Северного рабочего» присоединяется к поздравлениям и предлагает нашим читателям несколько интересных историй о северодвинских педагогах. А что может быть лучше увлекательной истории, когда мы можем узнать о педагогических династиях, сделанном однажды выборе и любви к своему делу и своей профессии!.. Учителя разных предметов, разных судеб и даже разных поколений.

Валентина Паршева, учитель математики школы № 24

Валентина Паршева родилась на острове Ягры в 1940 году. На протяжении 59 лет она учит детей своему предмету. А учителем Валентина Васильевна захотела стать, ещё когда училась в первом классе. Её примером была первая учительница — Надежда Степановна. Уж больно Валентина Васильевна хотела быть на неё похожей. Такой же красивой, умной и с добрым взглядом. Так сложилось, что, будучи первоклассницей, Валентина Паршева стала наставником для пятилетней девочки, её родители были военными. За это время она смогла научить девочку читать, считать и писать, одним словом, подготовила юную соседку к первому классу.

После школы Валентина Васильевна окончила педагогический институт и в 1962 году начала преподавать физику в школе № 9. Педагог рассказала нам об одном случае из школьной жизни. В один из дней она вела открытый урок у ребят, у которых до этого, ещё обучаясь в школе, была отрядной вожатой. И ребята по сложившейся привычке на открытом уроке называли её Валей. На это присутствующие завучи не могли не отреагировать, сделав ребятам замечание, что перед ними уже не просто друг и товарищ, а педагог. Тогда за школьников заступился завуч мужской школы № 2, который сказал, что его и других педагогов по имени уже не называют, а Валентину Паршеву ещё могут назвать, и это здорово!

В 1969 году Валентину Васильевну избрали секретарём городского комитета комсомола, в данной должности она проработала три года, но в 1972-м вернулась в школу, переехав из города на Ягры, устроилась на работу в новую школу № 24, в которой учила ребят математике.

В настоящее время Валентина Васильевна уроки не ведёт, но преподаёт школьникам специальный курс, развивающий логику, а также занимается с учениками исследовательской работой. Про себя Валентина Васильевна говорит, что она счастливый человек, на её пути встречалось очень много творческих и одарённых наставников и учеников, которые во взрослой жизни добились успеха, а некоторые занимают высокие должности. Ученики Валентины Паршевой успешно выступают на международном конкурсе «Математика и проектирование», получая ценные дипломы и медали.

— Все дети талантливы по-своему. Про одарённых учеников я всегда говорю очень осторожно, но одного не могу не выделить. Семён Долгобородов, ученик 11-го класса, идёт на золотую медаль и является победителем очень многих олимпиад. Особенность его логического мышления я заметила, ещё когда он учился в пятом классе. В прошлом году он выполнил работу по решению уравнений четвёртой степени и пришёл к такому выводу, который даже я не смогла бы сделать. Он точно перерос учителя, и я этим очень горжусь. Сейчас Семён готовится поступать в научный институт и хочет стать учёным, — говорит Валентина Паршева.

Елена Рогачева, директор Морской кадетской школы

В Морской кадетской школе работает учительская династия Рогачевых. Её глава в настоящее время — преподаватель химии Сергей Рогачев, он учитель в четвёртом поколении. Его прадед, дед и отец тоже были учителями.

Прадед Иван Михайлович в конце XIX — начале XX века был учителем начальных классов в селе в Мезенском районе, а когда стали создаваться колхозы, ему как образованному человеку предложили стать председателем. Его сын Клавдий Иванович тоже был учителем начальных классов. С 1937 года он преподавал в Мезенском районе. Когда началась Великая Отечественная война, Клавдий Иванович преподавал ликбез — обучал неграмотное взрослое население чтению и письму, а после окончания войны стал директором детского дома в деревне Мгла Ненецкого автономного округа. Детдом закрыли и переоборудовали в школу. В этом небольшом образовательном учреждении Клавдий Иванович работал учителем начальных классов до 55 лет. Учитель от Бога — именно так о нём отзывались его выпускники.

Его сын Виталий Клавдиевич видел пример своего отца и выбрал профессию учителя. Он поступил в педагогический институт, а с 1963 по 1965 год преподавал в вечерней школе в селе Холмогоры, затем приехал в Северодвинск. До 1983 года он работал учителем химии и биологии в школе № 17 и бывшей школе № 26, а со дня открытия Морской кадетской школы (ранее школа № 10) преподавал там химию (с 1983 по 2005 год). Стаж его педагогической деятельности — более 42 лет. Заслуги Виталия Клавдиевича отмечены на государственном уровне: ему вручён знак «Отличник народного просвещения», присвоены звания «Учитель-методист» и «Заслуженный учитель Российской Федерации». Его верная спутница — жена Анна Григорьевна — работала с ним рука об руку лаборантом кабинета химии. Сергей Витальевич Рогачев пошёл по стопам своего отца: отучившись в пединституте, в 1994 году вернулся в родную школу и до сих пор работает в ней учителем химии.

— Я супруга Сергея Витальевича, также работаю в Морской кадетской школе с 1994 года. До 2002-го преподавала русский язык, затем работала заместителем директора. В 2019 году я возглавила данное учреждение, — рассказала Елена Рогачева.

Надежда Первышина, директор лицея № 17, учитель физики

По стопам своих родителей пошла и Надежда Первышина, сейчас она возглавляет лицей № 17, преподаёт физику. Надежда Валерьевна рассказала нашей редакции, что долго не задумывалась о выборе будущей профессии, а решила последовать примеру родителей: оба учили детей законам природы. Мать Надежды Валерьевны Любовь Гомзякова преподавала физику в лицее № 17, отец Валерий Гомзяков также был учителем по этому предмету, а затем возглавил школу № 3.

Надежда Первышина рассказала, что физику полюбила ещё в детстве, и не потому, что родители вели именно этот предмет, а из-за замечательных педагогов, которые встретились на пути. Надежда Валерьевна признаётся, что осознавала всю сложность профессии учителя, но также её привлекал процесс взаимоотношения родителей с детьми. По словам директора 17-го лицея, она с удовольствием пошла в эту профессию, не разу не пожалев о своём выборе. С будущим супругом женщина познакомилась в институте, он тоже отучился на учителя физики и информатики — именно этот предмет Андрей Первышин ведёт в школе № 2.

— Если начинать всё с начала, я бы выбрала эту профессию. Мне нравится работать с детьми, с родителями, с коллегами. Это интересная работа, всегда видишь отдачу, результаты своего труда, доброжелательные глаза коллег, благодарные глаза детей, особенно когда они приходят через 10—15 лет и помнят, как тебя зовут, какой предмет ты преподавал. С выпускниками мы с удовольствием общаемся, а это самая лучшая благодарность для учителя, — отметила Надежда Первышина.

Наталья Фенёва, учитель технологии и изобразительного искусства школы № 23

Следующий педагог, о котором мы хотим рассказать, преподаёт совсем не женский предмет. Наталья Фенёва ведёт уроки технологии для мальчиков.

Наталья Михайловна рассказала, что к этому предмету вернулась, когда встала необходимость выручить родную школу. В прошлом году буквально перед 1 сентября из учреждения ушёл учитель труда для мальчиков. И Наталья Фенёва вспомнила, что 40 лет назад, окончив институт, получила несколько специальностей учителя: по черчению, рисованию и техническому труду (столярно-слесарное дело). И в 2020 году данные знания педагогу пригодились. Наталья Михайловна рассказала, что изначально ей было сложно, ведь прошло много лет, пришлось вспоминать знания, полученные в студенческие годы. Помимо технологии педагог ведёт уроки по изобразительному искусству и черчению, а в прошлом году преподавала МХК (мировую художественную культуру) и светскую этику. Вот такой универсальный педагог работает в 23-й школе.

Помимо прочего Наталья Фенёва пишет картины, но не красками, а пластилином.

— С мальчишками работать очень хорошо, намного проще и лучше, чем с девчонками. Потому что мальчишки более покладистые. Девочки же каждая со своим характером. Мне очень нравится моя творческая профессия, — говорит Наталья Фенёва.

Григорий Валкин, учитель русского языка и литературы школы № 29

Григорий Валкин совмещает две профессии: педагога и журналиста. Его любимое занятие с детства — читать книги. А ещё, будучи маленьким, он увлекался плаванием. Поэтому в студенческие годы перед ним встал выбор: быть учителем по физической культуре или выбрать гуманитарные предметы. Григорий Владимирович выбрал последнее и поступил на факультет филологии и журналистики.

После обучения стал преподавать русский и литературу и параллельно работать журналистом. Бытует мнение, что предметы, которые ведёт Григорий Валкин, относятся к женским предметам. Но педагог с этим не согласен. Он говорит, что примерно 90% авторов литературных произведений — мужчины. Конечно, это может быть связано с историческим ходом событий, ведь женская эмансипация началась только в XIX веке, но тем не менее в основном пишут, как правило, мужчины, потому что это связано с логикой и мышлением. Любая книга сложна по своему содержанию, и глубина мышления и философский подход — это всё-таки мужская составляющая, считает педагог из 29-й школы.

— Я не хочу обидеть женщин-коллег, мне кажется, пол не имеет значения, тут главное — любить литературу и уметь разбираться в текстах. Я очень люблю свою профессию, мне нравится работать с детьми, но не меньше нравится писать материалы в качестве журналиста, — поделился Григорий Валкин.

Руслан Базаров, заместитель директора детского технопарка «Северный кванториум»

Руслан Базаров приехал в наш город из Орловской области. Руслан Ганиевич родился в семье учителей. Его мама — учитель русского языка и литературы, сейчас работает завучем школы в Орловской области. Поэтому юноша также решил последовать примеру мамы и поступил на учителя литературы в Орловский педагогический университет. После его окончания и службы в армии Руслан задумался, куда же идти дальше. Спустя год, поработав в рекламе и менеджером, он решил, что необходимо найти миссию в жизни. И такой миссией стало преподавание. В 2013 году молодой человек устроился в ту же школу, которую окончил с серебряной медалью, и начал свою педагогическую деятельность.

За несколько лет работы выиграл региональный конкурс «Педагогический дебют», активно участвовал в конкурсном движении учителей. В областном конкурсе «Учитель года» вошёл в пятёрку лучших, после этого события ему предложили возглавить детский технопарк «Северный кванториум» в Орловской области, в данной должности он поработал год. Затем судьба свела Руслана Ганиевича с директором северодвинского детского технопарка. После знакомства Елена Колебакина предложила мужчине присоединиться к команде единомышленников, которые реализуют национальный проект «Образование» в городе корабелов. Данное предложение вызвало у Руслана Базарова интерес, стало очередным вызовом и открыло новые возможности для развития в профессии. Мужчина изучил историю нашего города, и ему захотелось поработать в центре атомного судостроения России. В 2020 году педагог из Орловской области переехал в город корабелов и стал заместителем директора технопарка «Северный кванториум».

Свою работу Руслан Ганиевич любит за возможность работать с большим количеством талантливых детей, за то, что каждый день благодаря сплочённой работе коллектива появляется множество идей и мыслей. Он очень рад, что может помогать детям воплощать их мечты в реальные проекты. А сотрудничество с градообразующими предприятиями, которые в большой степени заинтересованы в работе с кванториумом, — это ещё один мотиватор для движения вперёд.

— Самое главное, что каждый день вместе с нашими учениками мы стараемся улучшить жизнь вокруг нас. И мы понимаем, есть большой социальный эффект от каждого нашего реализованного проекта. Опыт работы педагогом для меня самый важный из всех. Ведь благодаря ему я научился взаимодействовать с детьми и взрослыми, а это самое важное в нашей профессии, — рассказал Руслан Базаров.

Фото Константина МЕРКУРЬЕВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей