Мичман Мосин с К-27

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/09/Mosin-.jpg

«Подводники — надёжные ребята»

С Анатолием Егоровичем Мосиным я дружу с 1969 года. Он родился в 1943 году в селе Сажино Спас-Деменского района Калужской области.

В Северодвинское управление механизации он поступил в мае 1969 года и до выхода на пенсию работал машинистом бульдозера, осваивая всё новые и новые модели этой мощной техники. Участвовал в строительстве важных для города объектов.

Анатолий любил свою работу, свой бульдозер. Неоднократно побеждал в соревнованиях на звание «Лучший машинист бульдозера».

Говорят, начальники побаивались его прямых, справедливых выступлений на собраниях. Но в конце концов соглашались с ним и выполняли требования рабочих. А он всегда выступал от их имени и часто в защиту рабочего класса. Он не боялся заступиться и за молодого механика, если видел, что руководитель не прав, обвиняя молодого специалиста.

Анатолий Мосин был лидером коллектива, его ежегодно избирали в комитет комсомольской организации, а позднее и в профсоюзный комитет. Знали, что не подведёт. Вот такие отзывы о нём я услышал от ветеранов, которые многие годы работали с ним в управлении механизации. Они говорят: «Он же мичман в отставке, служил на подводной лодке. И этим всё сказано. Все знают, что подводники — надёжные ребята».

Ежегодно я звоню ему и поздравляю с Днём подводника. Иногда звоню в День памяти погибших подводников, и он в который уже раз рассказывает мне о смерти своих товарищей по экипажу подводной лодки К-27. Это забыть нельзя.

В 1994 году я купил книгу «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы» (авторы Л. Осипенко, Л. Жильцов, Н. Мормуль, издательство «Боргес», Москва, 1994 год, тираж 50 000 экз.).

Вот как авторы описывают ЧП с лодкой К-27 на страницах 207—210.

Эта подводная лодка с двумя реакторами на промежуточных нейтронах и жидкометаллическим теплоносителем была передана флоту в начале 1960-х годов. Она успешно использовалась на боевом патрулировании и участвовала в учениях. Через несколько лет после начала её эксплуатации была проведена уникальная научно-инженерная операция по перезарядке активных зон реакторов при поддержании в расплавленном состоянии металлического теплоносителя.

Несчастье с лодкой произошло 24 мая 1968 года. Экипаж, которым командовал капитан первого ранга П. Леонов (командир БЧ-5* — капитан второго ранга А. Иванов), осуществлял проверку и фиксацию параметров ГЭУ** в режиме самого полного хода. Вдруг автоматический регулятор мощности реактора левого борта самопроизвольно вышел в крайнее верхнее положение, затем его мощность за 1—2 минуты упала с максимальной до 7—8 %. Настойчивые попытки выйти на мощность оказались безуспешными. Причину этого прекрасно понимал командир БЧ-5. При проверке лодки перед выходом в море он записал в журнале: «БЧ-5 к выходу в море не готова из‑за непроведения температурной регенерации сплава».

Произошло то, что нетрудно было предвидеть: в результате течи парогенераторов последовали перегрев реактора и разрушение не менее 20% тепловыделяющих элементов.

В реакторном отсеке и части центрального отсека резко выросла гамма-активность с выбросом радиоактивных газов, которые распространились по другим отсекам.

Посланный в реакторный отсек химик-дозиметрист доложил: «Прибор зашкалил». Была объявлена радиационная опасность, но лодка продолжала идти под водой благодаря реактору правого борта. Командир не без основания считал, что таким образом корабль быстрее достигнет базы. Однако командир БЧ-5 убедил его в том, что необходимо срочно всплывать, вентилировать отсеки и проводить необходимые мероприятия с ГЭУ.

Всё это время в реакторном отсеке мужественно боролись с аварией командир отсека старший лейтенант Д. Оффман, старшина команды спецтрюмных мичман Логунов, старший реакторщик мичман Петров и спецтрюмный старший матрос Сергиенко.

Все 124 члена экипажа (из них 27 офицеров) были переоблучены. 20 человек получили значительные дозы облучения. Весь экипаж был отправлен в госпитали Североморска и Ленинграда, а на лодку заступил резервный личный состав.

В 2000 году я купил книгу Николая Черкашина «Повседневная жизнь российских подводников» (издательство «Молодая гвардия», 2000 год, тираж 6000 экз.). Автор пишет, что в результате радиационной аварии на лодке К-27 умерли шесть членов экипажа, и приводит список героев.

После аварии в 1968 году судьба лодки К-27 сложилась очень необычно. Её поставили у пирса в Северодвинске. До 1973-го на лодке проводили эксперименты учёные-физики. Затем её стали готовить к затоплению.

И в сентябре 1981 года на буксире её повели из Белого моря в океан. Лодку отбуксировали в Карское море. Её затопили недалеко от северо-восточного берега Новой Земли. Атомный реактор лодки был заключён в саркофаг. Об этом я тоже узнал из книги «Атомная подводная эпопея» (стр. 305—307) и рассказал Мосину.

К сожалению, много лет никто из облучённых подводников не получал соответствующих документов и не пользовался никакими льготами. И только новая власть восстановила справедливость.

Сейчас у Анатолия Мосина есть и специальное удостоверение, и льготы. Но главное, что у него есть любимая внучка, она его гордость — учится в институте в Санкт-Петербурге.

Мосин благодарен врачам Ленинграда, Северодвинска за то, что они вылечили его и его товарищей подводников. Он не устаёт повторять: «Российские врачи — лучшие врачи в мире. Они и с коронавирусом скоро справятся».

* БЧ-5 — боевая часть — понятие из основ корабельной организации, наряду со службой основное организационное подразделение экипажа кораблей советского и российского Военно-морского флота, в ведении которого сосредоточены боевые и технические средства по определённому виду вооружения или оборудования, предназначенные для выполнения определённых задач в бою или повседневной жизни.

** ГЭУ — главная энергетическая установка, приводящая судно в движение и работающая на собственные нужды.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей